Цели: • Актуализировать знания школьников о составе слова. • Научить школьников: - определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - разбирать слова по составу, используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) с взаимопроверкой Назовите значение слов: «окончание», «форма слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка». Назовите значение выражений: «однокоренные слова», «форма слова». Расскажите алгоритм разбора слова по составу,. *На доске появляется плакат с алгоритмом разбора слова по составу: 1) Выделяем окончание (изменяем слово); 2)Выделяем основу; 3)Выделяем корень (подбираем родственные слова); 4) Выделяем приставку; 5) Выделяем суффикс.
|
Задание 2 (З) Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу. Задание 3 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что разбор по составу слова «избушка» выполнен верно: «Из – это приставка, буш – корень, к – суффикс, а – окончание». Обоснуйте свое мнение. Задание 4 (П) Можно ли утверждать, что слова каждой строки являются однокоренными? Обоснуйте свое мнение. Соль, солонка, солнце, солёный, соленья Шипеть, шиповник, шипы, подшипник. Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса. Задание 5 (У) Учебник с. 17 ,№ 2 Выделите графически окончания в словах: «погода, кофе, звёзды, вечер, кенгуру, медведь, листва, туман, пальто». Установите признак, по которому эти слова можно определить в три разные группы. Результаты оформите в таблицу * Если уровень класса высокий, то дети должны сами определить название столбиков таблицы. Если уровень знаний и умений учащихся более низкий, то детям предлагается таблица с названиями столбиков Слова, с окончанием выраженным звуком | Слова с нулевым окончанием | Слова, не имеющие окончания |
|
|
|
Задание 6(П) Учебник с. 24,№. 4 Можно ли утверждать, что Вова выполнил задание верно? Обоснуйте свой ответ. В данных словах суффикс: - ок –: грибок, ветерок, сурок, мелок - ушк- : зимушка, старушка, ушки, игрушка В данных словах приставка: -на-: налить, наказывать, написать, нахвалить - при-: приехать, приоткрыть, природный Задание 7 (У) Составьте и напишите по два слова с данным в предыдущем задании суффиксами и приставками. Задание 8 (У) Учебник с. 17, № 1 Выпишите из текста стихотворения выделенные слова и определите в каждом окончание и основу. В октябре Серый день короче ночи, Холодна в реке вода. Частый дождик землю мочит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома, До прихода зимней стужи Утепляются дома. (Г. Ладонщиков) Задание 9 (У) Учебник с. 18, №3 Распределите слова на группы однокоренных слов и напишите их в тетради. В выделенном слове обозначьте корень. Жалоба, лак, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть. Задание 10 (З) Учебник с. 18, №4с взаимопроверкой Назовите части речи каждого из представленных однокоренных слов: «гостиница гостевой гостить». Задание11 (П) Можно ли утверждать, что Витя подобрал все возможные родственные слова к слову корм? Обоснуйте свое мнение. Корм, кормушка, накормил, кормить, прикорм, закормит. Задание 12 (У) Учебник с 18, № 4 Подберите и напишите однокоренные слова разных частей речи к словам: Соль – Лед - Задание 13 (У) Учебник с. 23, № 3 Определите суффикс, в словах «березка», «городской», используя алгоритм разбора слова по составу. Напишите слова в тетрадь и обозначьте суффикс графически. Задание 14 (У) Учебник с. 24, №5, с взаимопроверкой Прочитайте текст и выпишите в тетрадь слова с приставками, выделив их графически. Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок. Потом все ушли завтракать. Остался один Васька-кот. Позавтракали ребята, прибежали обратно. Смотрят – банка стоит, кот сидит, а рыбок – нет. Только у Васьки одна лапа сырая. Это значит, он всех рыбок выудил? Подцепил когтями в воде, вытащил и съел. (По Е. Чарушину)
Задание 15 (У) с взаимопроверкой Прочитайте слова: сосна, желтый, желтенький, подвеска, подвозит, возит, собеседники, сосновый, беседка, пригородный, города, школьные, повозка. Выполните разбор по составу. Определите признак, по которому эти слова можно определить в группы. Распределите группы в таблицу.
Корень Окончание | Корень Суффикс Окончание | Приставка Корень Окончание
| Приставка Корень Суффикс Окончание |
|
|
|
|
* Если уровень знаний и умений учащихся класса высокий, то дети могут самостоятельно определить название столбиков таблицы. *Если уровень знаний и умений учащихся более низкий, то школьникам предлагается таблица с названиями столбиков. | 1.Определите и подчеркните лишнее слово в каждой строчке: Честный, честь, чесночный, чествовать. Седло, седловина, седина, оседлать. Смешной, смешать, смех, смешить.
2.Опредете слова с приставкой «по- и выделите из знаком (+). Поездка |
| Полевой |
| Поверить |
| потемнеть |
| Полезный |
|
3. Определите слово, которое соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание и укажите его знаком (+): 4. Из предложенных слов выберите те, которые соответствуют данной схеме и напишите их. Грибник, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник, зорька
Познавательные умения: - определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - определять части слова и обосновать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения - разбирать слова по составу , используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.
|
Цели: - Актуализировать знания о способах образования слова;
- Научить школьников:
- определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение; - рассказывать о способах образования новых слов; - образовывать и писать новые слова с помощью морфем; -выделить части слова графически; - составлять и писать сложные слова; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.
| Задание 1 (З) Рассказать о способах образования новых слов. Школа школьник Море приморский Бежать убежать Звезда + падать звездопад Задание 2 (П) с взаимопроверкой Верно ли, что слово «домашний», образовано приставочно-суффиксальным способом? Обоснуйте свое мнение графически. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Образуйте и напишите три сложных слова. Выделите графически корень в каждом слове. Задание 4 (У) с взаимопроверкой Определите способ образования данных слов и укажите его графически Староватый, вырастут, дачный, подруга, подберёзовик, снегопад, заполярный, вездеход. Задание 5 (У) Учебник с.28 № 3 Рассмотрите части слов в таблице. Образуйте новые слова, используя разные части слова. Разберите слова по составу. Приставки | Корни | Суффиксы | Под-, при-, пере- | -лет-, -корм-, -стол-, -ход-, -мор-, -цвет-, -лес-, -вод-, -лист- | -ск-, -ик-, -ник-, -ок-, -ушк-, -н-, -ов-, -к- |
Задание 6 (П) Можно ли утверждать, что данные слова: пешеход, перелетные, землеройка, подземелье, самопроверка соответствуют схеме: корень()корень. Обоснуйте свое мнение графически. Задание 7 (У). с взаимопроверкой Прочитайте текст и выпишите выделенное слово. Определите способ его образования и выделите его графически. Сочувствует медведю Зимой лесной народ: Ни разу косолапый Не встретил Новый год. Придумайте еще пять слов, образованных данным способом. Запишите их в свою тетрадь. Задание 8 (У) Впишите в кроссворд по строчкам сложные слова.
- Специалист по разведению сада.
- Паровой колесный двигатель.
- Канал для выхода дыма из печи.
- Русская народная игра-пляска.
- Лес, поваленный бурей.
- Стихийное, бесплановое движение
- Огнестрельное оружие.
* Ответы: 1) садовод, 2) паровоз, 3) дымоход, 4) хоровод, 5) бурелом, 6) самотек, 7) пулемет. | Диагностические задания 1 Определите способ образования каждого слова и напишите его в соответствующую колонку таблицы: соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец. Суффиксальный способ образования | Приставочный способ образования | Приставочно-суффиксальный способ образования |
|
|
|
2.Образуйте 3-5 сложных слов, используя предложенные вариант ы корня, напишите их и выделите корень графически: -снег-, -лист-, -пыл-, -пар-, -пад-, -сос-, -ход-, -воз-, -сад-, - вод-.
Познавательные умения: - определять способы образования новых слов с помощью морфем обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения - адекватно формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказать о способах образования новых слов; - образовывать писать новые слова с помощью морфем; - выделять части слова графически; - составлять и писать сложные слова. |
Стимулировать интерес к выполнению заданий предметной олимпиады. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретенные знания при выполнении заданий; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - составлять и писать слова, образованные с помощью морфем; - выделять графически части слова; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: - выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант - Из предложенных слов выберите те, которые имеют приставку «НА»: «наводнение, надо, набег, надежда, нашел, настежь»
Напишите эти слова и обоснуйте свой выбор графически. - Решите шараду:
Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале (оценка) - Прочитайте слова: вертолет, самосвал, пароход, пылесос, паровоз и определите общее в их образовании. Покажите это графически.
Импровизационный вариант 1.Из предложенных слов выберите и напишите только те, которые имеют приставку «НА»: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, нашел настежь. Составьте и напишите еще три слова с этой же приставкой. Обоснуйте свой выбор графически. 2. Решите шараду. Корень мой находится в снегу, В подставке приставочку найду. Суффикс мой вы в чайнике встречали, Весь же я – в лесу и на поляне. 3.Напишите к каждому выражению его значение. Человек, который любит трудиться - __________________________ Ферма, на которой разводят птицу - ____________________________ Лесные насаждения, защищающие поля - _______________________ Судно с паровым двигателем - ________________________________ Человек, который любит принимать гостей - ________________________ Лекарственное средство против боли- _________________________________ *Ответы: трудолюбивый человек, птицеферма, гостеприимный человек, болеутоляющее средство. Эвристический вариант - Составьте и запишите по три слова с приставкой «НА» в соответствующий столбик таблицы.
Слова, обозначающие предмет | Слова, обозначающие признак предмета | Слова, обозначающие действие предмета |
|
|
|
- Решите шараду:
Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» храниться надежно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. *Ответ: сочинение 3. Подбери и напиши слова, которые соответствуют модели: корень()корень, суффикс, окончание. Обоснуйте свой выбор графически.
| Личностные умения: - проявлять стремление выполнять задания предметной олимпиады.
Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания. - использовать приобретенные знания при выполнении заданий. Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять и писать слова, образованные с помощью морфем; - выделять графически части слова.
|