ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бородинова Татьяна Владимировна

Класс: 3                                          

УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Тема урока: Кладовые земли.

Тип урока: открытие новых знаний, урок - исследование

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми и их значением для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attest.okr_._borodinova_2_attest.docx40.68 КБ
Файл kladovye_zemli_borodinova.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный  предмет:  окружающий мир (человек, природа, общество)

Дата поведения урока:

Класс: 3 В                                                

УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Тема урока: Кладовые земли.

Тип урока: открытие новых знаний, урок - исследование

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми и их значением для человека.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- иметь представление о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;

- наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметные результаты:

- различать по внешнему виду минералы и горные породы;

- различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;

- извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;

- исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах;

- рассказывать по схеме о составе гранита;

Личностные результаты:

- понимать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека;

- осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;

- оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.

Оборудование

Учитель: компьютер, медиапроектор, карточки с зданиями, СD-электронное приложение к учебнику, презентация

Учащиеся: карточки, образцы полезных ископаемых, лупы, атлас-определитель, учебник, рабочая тетрадь

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап Целепологание

  1. Орг.момент

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество (работу в командах).

1.Эмоциональный настрой

2. Настрой на работу в группах

-Определите правила сотрудничества, выберите только одно правило, которым пользуемся при работе в группе.

С1Вспомним девиз групповой работы:

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко,

И всегда интересно.

Правила сотрудничества.

1 команда.

Каждый имеет право высказаться.

Не нужно слушать товарища по команде.

Можно смеяться над ошибками товарища.

2 команда.

Главное – результат команды.

Главное – доказать свою доброту.

Перебивай собеседников.

3 команда.

Говори одновременно с другими.

Говори по теме, кратко и понятно.

Нельзя отстаивать своё мнение.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного

диалога;

Регулятивные умения:

 осуществлять самоконтроль

2.Актуализация знаний

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

Загадка

Что растет без кореньев? 

Из земли на опушке
Торчит лысая макушка.
Вырос на макушке мох,
А вокруг - чертополох.

-Какие красивые камни вы знаете? Какие изделия из камней изготавливают люди?

-Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне встречается в природе в виде камня?

Отгадка - камень

Каменная соль

3. Мотивация к деятельности,   определение темы урока

Цель этапа: мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока

-Где встречаем камни?

Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

С2 Сформулируйте тему урока

-А что бы вы хотели узнать про камни?

Предположите, о чём будем говорить на уроке.

Камни можно встретить  и под землёй, и на её поверхности. Камни, которые использует человек называются полезными ископаемыми.

Может кто-то скажет, почему их называют ископаемыми?

(Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.)

Почему полезные? ( приносят пользу человеку)

Диск 2 –о пользе для человека

-На земле, под землёй

Кладовые земли

 

Личностные умения:

проявлять интерес к

изучению темы

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного

диалога;

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные:

раскрывать значение понятия

«полезные ископаемые»и использовать их в активном словаре

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представлений о  «минералах» и «горных породах»

Цель практической работы: определить свойства  минералов и определить, какие минералы входят в состав гранита.

Стр.70 – учебник.

1.-Прочитайте 1-й абзац текста и сделайте пометки.

(«+» - знал,  «-» -новое, «?» – не понял)

Беседа после прочтения текста:

-Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых земли?

-Объясните значение слова «минералы».

-Объясните значение выражения «горные породы».

Сообщение учителя

- В настоящее время около 3500 видов минералов. Однако широко распространено около 70-ти. Они входят в состав горных пород и называются природообразующими.

2. Работа с коллекцией минералов.

(перед детьми 3 минерала: кварц, слюда, полевой шпат), Гномики передали нам коллекцию камней и свой инструмент. Давайте рассмотрим их.  Учитель называет минерал, а дети находят их в коллекции (минералы подписаны)

3. Практическая работа. (Работа в группах)

  1. Свойства минералов.

Рассмотрите внимательно минералы  с помощью лупы.

С4 Опишите устно их свойства по плану: 

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Однородность

 - Прочитайте о своём минерале в атласе-определителе, дополните свои наблюдения

Какая общая особенность у этих камней? (однородность)

- Ещё раз напомните, как называются камни однородные по составу

(минералами)

2)Практическая работа «Состав гранита». 

Работаем в группах. 

- Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию гранита)

- Какова цель нашего исследования? (определить, какие минералы входит в состав гранита)

-Какой инструмент нам понадобится для работы? (Лупа)

Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита.  

Самооценка. Оцените свои успехи по заданным критериям (в рабочих тетрадях)

Дети читают текст самостоятельно.

(Минералы и горные породы)

(Природные вещества)

(Природное соединение одного или нескольких минералов.)

Записывают по памяти или с опорой на текст (дифференцированно) определения понятий «Минералы» и «Горные породы» в рабочую тетрадь.

 Лупа-инструмент или прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом.

У каждой группы на столе коллекция минералов

1 группа – кварц

2 группа – слюда

3 группа – полевой шпат

Представление результатов практической работы.

Ученики в ходе практической работы определяют, какие минералы входят в состав гранита,

делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте

Вывод:

Горная порода гранит состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца, слюды.

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

раскрывать значение понятий

«минералы» и «горные породы»и использовать их в активном словаре

Регулятивные: - работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

удерживать цель деятельности до получения результата;

Предметные умения:

-выполнять исследование и

оформлять вывод;

характеризовать состав гранита

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

Цель: дать больше сведений ограните, учиться излагать материал

Цель: Цель: активизировать

мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Цель: учить добывать информацию с электронных носителей о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых

  1. Минералы образуют горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Для того чтобы воспользоваться полезными ископаемыми, их нужно найти. Этим занимаются геологи.

Сообщение о граните

-Давайте побольше узнаем о граните. Как его используют?

   

Физминутка

  1. Сообщения о полезных ископаемых

-Каждая травинка, каждое дерево – всё имеет свою душу. И вот сейчас ребята вам расскажут о других полезных ископаемых, но не скажут их названий. А вы, опираясь на таблицы, которые есть на столах каждой группы, попробуйте определить название полезного ископаемого.

 Проверка.

  1. Добыча полезных ископаемых (информация с электронного приложения к уроку)

Диск 9 и 10

(рудник, шахта, карьеры, месторождения)

-Как вы поняли, что такое месторождение?

- Как добывают полезные ископаемые?

Сообщение ученика

-Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Эго используют для облицовки стен зданий, станций метро.

С5

- Чтобы найти полезные ископаемые, надо знать, где и как они образуются.

Как же образуется гранит?

Гранит это вулканическая порода.

- Кто знает что значит «вулканическая»?

 С6

-В самых глубинах Земли очень высокая температура. Камни там плавятся и превращаются в магму. Магма – это смесь различных минералов. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается и вырывается наружу. Так происходит извержение вулкана. Гранит, образуется из магмы в результате ее охлаждения и затвердевания как внутри земной коры, так и на поверхности Земли.

- «Гранит» - от слова «гранум», что в переводе значит «зерно».

Эти «зёрна» кристаллы кварца, слюды и полевого шпата – минералов из которых состоит гранит. Цвет гранита может быть разным. Чаще он имеет розоватую или сероватую окраску.

Гранит очень прочный, и это является одним из главных его свойств. Из-за прочности добывать гранит нелегко. Иногда даже используют взрывчатку, так как только сильный взрыв разделяет гранит на куски.

Древние египтяне использовали гранит для строительства пирамид.

С7

В Санкт-Петербурге на гранитном камне установлен памятник Петру I.

С8 Этот памятник такой огромный, что в перевозке его участвовали 15000 человек

Дети рассказывают о полезных ископаемых от первого лица. (Приложение)

Обсуждение в группах, выбор варианта ответа.

Познавательные: определять значение гранита для хозяйственной деятельности человека, определить его происхождение

Личностные:

Принимать правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности.

Познавательные: анализировать информацию, фиксировать результат; определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение

Цель: учить читать физическую карту

  1. Работа с физической картой Ленинградской области

С9 Наша страна и область очень богата полезными ископаемыми. На карте полезные ископаемые обозначаются специальными значками…

- Какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области?

Предметные:

добыть сведения о месторождениях полезных ископаемых в своей местности

Цель: проверить знания по теме, сравнить свои ответы с эталоном на доске.

  1. Тест.

1.К какой природе относятся горные породы и минералы?

    а) живой

    б) неживой

    с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?

    а) драгоценный камень

    б) ценное топливо

    в) горная порода

    г) минерал

3. Из чего состоит гранит?

   а) полевой шпат, кварц, слюда

   б) уголь, железо

   в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?

   а) встречаются только в горах

   б) легко увидеть в горах

   в) можно заметить только с большой высоты

5.Где можно увидеть горные породы в равнинной местности

   а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек

   б) в лесу

   в) в болоте

   г) в бескрайних полях

6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

   а) для еды

   б) в строительстве, для изготовления украшений

   в) для постройки лодок, кораблей

Самопроверка по эталону.

Самооценка (1 балл за правильный ответ)

Личностные:

самоопределение по изучаемой теме

Регулятивные:

осуществление итогового контроля

III этап Рефлексия. 

   10.  Подведение итогов работы.

- О каких минералах и горных породах узнали?

-Для чего добывают пол. иск.?

  • Для строительства (песок, глина, известняк)
  • Для топлива (уголь, газ, нефть)
  • Для получения металлов (руды).

Выскажитесь об информации на уроке

С10- Мне было интересно узнать о ………

- Я обязательно найду дополнительную информацию о………….

- Я поделюсь новыми знаниями …………………

С11 8 Домашнее задание. 

По выбору:

1. Расскажите о труде шахтёра и геолога.

2. Какие изделия делают из нефти?

3. Как надо охранять полезные ископаемые?

4. В рабочей тетради стр.49 з.3,4.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные УУД:

формирование ценностного отношения  к полученным знаниям Регулятивные УУД:

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Приложение

1 команда.

Каждый имеет право высказаться.

Не нужно слушать товарища по команде.

Можно смеяться над ошибками товарища.

2 команда.

Главное – результат команды.

Главное – доказать свою доброту.

Перебивай собеседников.

3 команда.

Говори одновременно с другими.

Говори по теме, кратко и понятно.

Нельзя отстаивать своё мнение.

1 ученик. Рассказывает о песке  

   Я состою из мелких крупинок,  очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.

Я – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый, а белый встречается чаще всего. Я  образуюсь из кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн меня используют при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без меня.

2 ученик. Рассказывает о глине

    Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая, вязкая  и из меня лепят посуду.  Из разных моих  сортов получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  3 ученик. Рассказывает об известняке . 

  Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Мел – самый мягкий мой родственник. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый мой родственник, плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий. Диск 5

4 ученик. Рассказывает о нефти

  Я    маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Я – жидкое полезное ископаемое. Меня называют « чёрным золотом». Мое происхождение  полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как я появилась. Одно очевидно – я образовалась из остатков каких - то живых организмов.  Диск 8

5 ученик. Рассказывает о каменном угле. 

   Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь,  как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей  смолы делают лекарство.Диск 7

Название

Свойства

Использование

Песок

Рыхлый, сыпучий

строительство, стекло

Глина

твердая, негорючая, непрозрачная, в сыром состоянии обладает связывающим свойством

кирпич, посуда

Нефть

жидкая, горючая, тёмного цвета с резким запахом

бензин, керосин, масло, лекарство

Известняк

твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета

Строительство, мел, известь

Каменный уголь

твёрдый, хрупкий, непрозрачный, горючий

отопление, лекарство

Тест

1. К какой природе относятся горные породы и минералы?

    а) живой

    б) неживой

    с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?

    а) драгоценный камень

    б) ценное топливо

    в) горная порода

    г) минерал

3. Из чего состоит гранит?

   а) полевой шпат, кварц, слюда

   б) уголь, железо

   в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?

   а) встречаются только в горах

   б) легко увидеть в горах

   в) можно заметить только с большой высоты

5.Где можно увидеть горные породы в равнинной местности

   а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек

   б) в лесу

   в) в болоте

   г) в бескрайних полях

6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

   а) для еды

   б) в строительстве, для изготовления украшений

   в) для постройки лодок, кораблей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый имеет право высказаться. Не нужно слушать товарища по команде. Можно смеяться над ошибками товарища. Главное – доказать свою правоту. Главное – результат команды. Перебивай собеседников. Говори одновременно с другими. Говори по теме, кратко и понятно. Нельзя отстаивать своё мнение. 1 КОМАНДА 2 КОМАНДА 3 КОМАНДА

Слайд 2

Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно.

Слайд 3

КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ

Слайд 4

Дорогие ребята! Мы любим собирать разные камни и составлять из них коллекции. Но часто не можем решить, как изучать эти камни. Помогите нам решить эту проблему! Без вашей помощи нам не обойтись! Заранее вам благодарны. Гномик и

Слайд 5

Практическая работа План Название Цвет Прозрачность Блеск Однородность

Слайд 6

Гранитный массив

Слайд 7

Гранит

Слайд 8

Где используют богатства з емных кладовых? Гранит

Слайд 11

4 4 2 2 5 5 5 5 1 1 1 1 3 3 С Ю З В центр

Слайд 13

1. К какой природе относятся горные породы и минералы? а) живой б) неживой с) сделаны руками людей 2. Что такое гранит? а) драгоценный камень б) ценное топливо в) горная порода г) минерал 3. Из чего состоит гранит? а) полевой шпат, кварц, слюда б) уголь, железо в) мрамор, изумруды 4.Почему горные породы так называются? а) встречаются только в горах б) легко увидеть в горах в) можно заметить только с большой высоты

Слайд 14

5. Где можно увидеть горные породы в равнинной местности а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек б) в лесу в) в болоте г) в бескрайних полях 6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы? а) для еды б) в строительстве, для изготовления украшений в) для постройки лодок, кораблей Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока «Окружающий мир» «Постановка задачи на определение формы Земли»

Тип урокаисследованиеТема урокаПостановка задачи на определение формы ЗемлиЦель урокаУглубление знаний учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающ...

Технологическая карта урока «Окружающий мир» «Постановка задачи на определение формы Земли»

Учебный предметОкружающий мирКласс4Тип урокаисследованиеТема урокаПостановка задачи на определение формы ЗемлиЦель урокаУглубление знаний учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Ландшафт Земли"

Технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс УМК Занков по теме: "Ландшафт Земли"...