Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.
статья по русскому языку (4 класс) по теме
В статье представлены различные приемы применения интресных заданий на уроках на русского языка в 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности
на уроках русского языка
Прочные знания, умения и навыки приобретаются учащимися в процессе активной познавательной деятельности ,важным фактором которой является интерес .
В своей практике я использую занимательный материал с различной целью:
-проверки и углубления знаний;
-подготовки к восприятию нового материала или его закрепления.
Уже в период обучения грамоте использую загадки ,занимательные стихи ,задания в игровой форме .
Загадки, скороговорки ,пословицы применяются также целью закрепления нового звука ,для выработки правильной артикуляции.
Маленькие стихи я использую при обучении детей начертанию букв.
Занимательность дает хорошие результаты и в процессе изучения грамматики и правописания. При изучении темы « Звуки и буквы» можно предложить учащимся следующие задания:
-придумать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами (конь, пень);
-заменить согласные в словах так, чтоб получилось новое слово (день-тень ,кость-гость , честь- шесть );
Выполняя занимательные задания ,учащиеся глубже осознают звукобуквенный состав слова ,работают увлеченно и с большим увлечением .
При объяснении учащимся правописание звонких и глухих согласных можно использовать стихотворение «Вот такой у нас арбуз – замечательный на вкус...» З.Александровской. Я обращаю внимание детей на произношение последних звуков в словах арбуз, вкус и уточняю ,что в этих словах на конце произносится звук с.
После анализа других слов типа столб-столбы ,нож–ножи, отгадка –отгадывать учащиеся убеждаются ,что согласный слышится ясно перед гласным .Для закрепления можно использовать занимательные стихи и загадки ,кроссворды.
-Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола,
И по четыре ножки
У мышки и у кошки .
-Под сосною у дорожки
Ежик шьет козе сапожки.
-Кругла да гладка,
Откусишь- сладка .
Засела крепко
На грядке репка.
-Незабудка раскрывает синий глаз,
И росинка в нем сверкает как алмаз.
-Я под шапкою цветной
На ноге стою одной
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
- Держится подружка за моё ушко
Стёжкою одною век бежит со мною.
- В большой избе – избушка,
В избушке – щебетушка.
- Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
При изучении предлогов я использую занимательный материал, в котором предлагается назвать слова, одинаковые по произношению, но разные по написанию.
- Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла, зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
- Сидел он на окошке и размышлял о кошке.
Вдруг подумал: “А у сов есть усы иль нет усов?”
- Какая досада: не успел дойти до сада,
Как закрыли ворота.
- Не вертись с подносом у меня под носом.
Занимательные стихи помогают учащимся усвоить правильное произношение отдельных слов.
- Телефон опять звонит!
От него в ушах звенит.
- Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Занимательный материал намного облегчает усвоение учащимися значения слов-омонимов. Дети получают задание: найти слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение.
- Кто вы?
Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
Мы лисички тоже!
Как, с одной-то лапкой?
Нет, еще – со шляпкой…
- Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной
- В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса,
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Закрепляя понятие о глаголе, ставлю перед детьми задачу, интерес к решению которой вызывается загадкой: “Есть слова удивительные, не то глаголы, не то существительные”. Затем я предлагают детям найти эти слова и ответить на вопрос “Почему они удивительные?”
- На то и печь, чтобы в ней пироги печь.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Кто без кисти и белил крыши города белил?
- Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
- Малины куст в низине рос,
Он утром мокрый был от рос.
При изучении спряжения глаголов можно использовать следующие стихи:
- Глаголы неопределенной формы на –ить
Ко второму спряжению нужно, друзья , относить.
Не забудьте в это спряженье включить исключение:
Гнать, держать, терпеть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть. А еще дышать, смотреть.
Вы запомните, друзья, их на -е- спрягать нельзя.
Использование занимательного материала на уроках русского языка активизирует познавательную деятельность учащихся. Они стремятся самостоятельно подойти к определенному выводу, заключению. Практика работы убеждает, что интерес к изучаемому материалу возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что-то новое, неожиданное , когда на уроке возникает ситуация, заставляющая учеников удивиться и задуматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка....
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных проблем педагогики.Активизируя познавательную деятельность, ч...
Авторская программа "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
Тема: «Современные средства обучения как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»
Целью работы является изучение и анализ современных средств обучения как инструмента активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.Объект исследования : влияние современных средств ...
Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Данный материал поможет начинающему учителю познакомиться и подобрать для себя наиболее интересные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе....
Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
Статья, которая поможет учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня в привлечении интереса у учащихся к русскому языку....
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка. Из опыта работы.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности ...