"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
статья по теме
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciyapoznavatel-noydeyatel-nostinaurokaxrusskogoyazyika.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.
Важным предметом в воспитании и обучении учащихся является русский язык. Программа по русскому языку для начальной школы позволяет показать детям, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов, как основы учебной деятельности. Основная цель обучению русскому языку является развитие устной и письменной речи в единстве с развитием их мышления, памяти, формирования школьника, как личности.
Работая по традиционной методике, используя элементы современных образцовых технологий педагогов-новаторов:
С.Н.Лысенкова- опережение, Л.В.Занков- развитие личности.
На первом году обучения стараюсь добиться от своих учеников овладения:
- Фонетического и речевого слуха;
- Звукобуквенного разбора слов;
- Правильного плавного чтения слогов с переходом к чтению целыми словами;
- Безотрывного письма букв и их соединений в словах;
- Запись слов и небольших предложений под диктовку;
- Уметь составлять маленькие рассказы по теме.
Во втором, третьем, четвёртом классе особое внимание уделяю грамотному письму. Работаю по важнейшим орфографическим темам. На мой взгляд, одна из сложных тем «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением».
Стараюсь больше уделять внимания на то, чтобы дети в каждом слове на слух определяли, какую безударную мы слышим и как надо проверить. Очень любят дети загадки на эту тему, пытаются сами их сочинять. Вот несколько загадок: Горит столб, а дыма нет(свеча). Зимой белое, весной чёрное, летом зелёное, осенью стриженое (поле). На уроках в начальных классах играем в познавательные игры, через которые ребята лучше усваивают теорию, но на практике допускают ошибки. Значит, надо больше времени уделять на уроке практической части. Как мы это делаем. Каждому даю карточку с изучаемой орфограммой, ученик читает правило, выписывает слова и приводит свои примеры. Такая работа помогает ученику увидеть ошибку, учит вдумчивому, осознанному письму. Очень часто дети допускают ошибки словарных словах. Здесь тоже надо проявить смекалку, увлечь ребёнка, заинтересовать. На урок приношу ребусы, где спрятано нужное слово, если ребёнок затрудняется ответить, предлагаю загадку. Таким образом, у ребёнка лучше откладывается в памяти написание данного слова. Часто при изучении словарных слов, мы даем их в готовом виде: записываем на доске, дети его списывают и запоминают. А лучше будет, если при знакомстве с новым словом, побудить детей к тому, чтобы они сами догадались, о каких словах пойдет речь. Это достигается путем договаривания детьми рифмованных двустиший:
Зябнут ноги, щиплет нос
Старый дедушка...(мороз)
Весь я знанием проник,
Я примерный...(ученик).
Далее проводится работа над буквами для запоминания, но именно такое начало работы в игровой форме настраивает детей на рабочий лад. Ученики с удовольствием будут работать над словами, конец которых, по их мнению, они додумали сами. Когда дети хором называют конец слова, я выношу его из карточки на доску. Очень часто я обращаюсь к «этимологическому словарю». Запоминание графического облика слова должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленное запоминание может быть достигнуто на основе понимания учеником значение изучаемого слова. На карточке пишу слово, рисую картинку и пишу историю возникновения слова. Например: малина- в основу названия этого слова был положен признак плода- ягоды, состоящей из малых частей, то есть малина от слова маленький.
Кроме этого включаю работу над словосочетаниями,
предложениями, как на изученную тему, так и навесь ранее пройденный материал. Провожу минутки орфографии в форме слухового диктанта, зрительного, комментируемого письма, письма по памяти. Вид восстановительного диктанта увеличивает степень самостоятельности и активности детей. Значительную часть урока отвожу самостоятельному письму (изложения, сочинения). Провожу уроки чистописания, так как они способствуют грамматике письма. Чтобы уроки русского языка носили познавательный характер, развивали мышление, память, речь, применяю разнообразные формы и методы работы. Это: индивидуальные карточки, игровые приёмы для запоминания, сигнальные карточки, схемы-таблицы, творческие задания. Использую элементы из методики педагогов-новаторов: А.М.Кушнера-копирование прописных текстов; С.Н.Лысенковой- комментирование. Этот метод помогает развивать логику рассуждения. С помощью комментирования управления слабый тянется за сильным учеником. Разнообразные методы и приёмы, помогают добиваться неплохих результатов в овладении детьми навыками грамотного письма и грамотной устной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных проблем педагогики.Активизируя познавательную деятельность, ч...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.
В статье представлены различные приемы применения интресных заданий на уроках на русского языка в 4 классах....
Авторская программа "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
Тема: «Современные средства обучения как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»
Целью работы является изучение и анализ современных средств обучения как инструмента активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.Объект исследования : влияние современных средств ...
Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Данный материал поможет начинающему учителю познакомиться и подобрать для себя наиболее интересные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе....
Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
Статья, которая поможет учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня в привлечении интереса у учащихся к русскому языку....
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка. Из опыта работы.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности ...