Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
статья на тему

Асланова Ирина Викторовна

 

 Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных  проблем  педагогики.

Активизируя познавательную деятельность, чередуя виды деятельности обучающихся, прибегая к интересным упражнениям и дидактическим играм, убеждаюсь, что желание учиться зависит от умения учителя заинтересовать детей, активизировать разные виды восприятия, логическое и образное мышление, память, направленных на формирование познавательной активности детей и устойчивого интереса к процессу обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Слайд 2

Стихотворные упражнения для развития первоначальных навыков чтения и грамотного письма

Слайд 3

Рифмовки – специальные дидактические упражнения в стихотворной форме. Состав слова: Корень Сложные слова Суффиксы Приставки

Слайд 4

Корень Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. л ес цвет л есок цветок л есной цветной л есник цветник

Слайд 5

Сложные слов а В доме людям помогает, Пыль исправно собирает. Отвечай на мой вопрос: Что же это? - …… Пылесосом называют Вещь, что в доме пыль глотает. И гудит он как насос – Пыле-пыле-пылесос .

Слайд 6

Суффиксы Кустик да кусточек, Садик да садочек Машенька да Ванечка, Шурочка да Танечка… Черный кот-котище Выпучил глазища… Все слова прочтите, Суффиксы найдите.

Слайд 7

Приставки У- , вы-, при-, по-, до-, на-, пере- Перед корнем пишут – перед! Под- , за-, об-, со-, в-, с-, от- Знаем их наперечет, Перед корнем подставляем И приставко й называем.

Слайд 8

Части речи Имена существительные Имена прилагательные Глагол Наречия Местоимения Предлоги

Слайд 9

Тренировочные рифмовки Лак , лук, лось, лень, Так , тук, ток, тень, Сом , соль, мел, ель. Назови , в каких словах Написал ты мягкий знак ? Мягкий знак, мягкий знак, Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать , двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест. Станут пенками пеньки, Уголками – угольки, Банька в банку превратится – Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать!

Слайд 10

Рифмовки - контролеры М_рской , р_чной , г_ристый , Ст_льной , р_дной , л_систый . Чтобы не было сомненья, Проверь слова, да не сп_ши , Красиво , грамотно сп_ши !

Слайд 11

Орфографические пятиминутки Жимолость , ландыши, щука, часы, Чудо , машина, огонь, камыши, Девочка Ира и мальчик Илья – Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

Слайд 12

Зачеты по русскому языку 3-4 классы Темы: Состав слова Предлог и приставка Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение

Слайд 13

Спасибо за внимание Творческих Вам успехов!



Предварительный просмотр:

Асланова Ирина Викторовна

Выступление на МО от 27.11.2013

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

         Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных  проблем  педагогики.

       Каждый педагог, в каком бы учебном заведении ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит  успех урока. Однако, пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Стойкий познавательный интерес – увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний.

        Использование рифмованных упражнений поможет учителю оживить урок, сделать не только познавательным, но и радостным для учеников. Рифмовки повышают их настроение, объединяют и организуют своим ритмом, помогают многим почувствовать желание идти по пути познания дальше.

        В своей работе я использую стихотворные упражнения для развития первоначальных навыков чтения и грамотного письма.

        Рифмовки – специальные дидактические упражнения в стихотворной форме. Они коротки и непритязательны. Но их применение позволяет направить внимание детей на изучение лингвистических явлений, заметно повышает грамотность обучающихся.

       Основные методы работы с данными рифмовками: чтение и наблюдение над языковыми явлениями, коллективное (вместе с учителем) решение дидактических задач.

        Как известно, тема «Состав слова» по программе начальной школы не изучается в первом классе. Однако понимание основных орфографических правил, полноценная работа по развитию речи обучающихся во многом зависит от знания строения самого слова. Принцип  единообразного написания корней, приставок, суффиксов, усвоенный как можно раньше, помогает школьникам осмысленно действовать при письме. Читая их, можно познакомить учеников с той или иной частью слова, а  затем время  от времени коллективно выделять эти морфемы в словах с наиболее прозрачным составом.

       Поскольку на протяжении всего учебного года от первоклассников не требуется обязательного усвоения грамматических понятий, а тем более оперирования сложными терминами, каждый ученик имеет возможность овладеть ими в меру своих способностей. Дети, хорошо подготовленные к школе, сразу начинают разбирать слова по составу. Школьники, менее развитые в речевом отношении, в течение года учатся на примере своих товарищей и на втором году обучения, как правило, догоняют их.  При таком подходе само знакомство с грамматическими терминами является действенным средством обучения, а не его результатом. Называя (сначала с помощью учителя) сумму сходных между собой явлений языка одним названием – термином «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», - дети прочнее усваивают данные понятия.

           Примерно такая же работа проводится с рифмовками на тему «Части речи». Обычно в первом классе работа над частями речи ведется только в пропедевтическом плане. Сами термины не сообщаются детям. Однако мы предлагаем  другой путь. Уже на первом году обучения я  называю термины основных частей речи, разъясняю их смысл, не требуя пока что от детей обязательного усвоения данного материала. Таким образом, в течение учебного года эти термины и пояснения к ним находятся постоянно «на слуху» у обучающихся, и уже во  втором полугодии большинство первоклассников начинают довольно уверенно разграничивать части речи, понимать их  значение при построении предложений. Дети отмечают слова – предметы, действия, признаки, выделяют группу предлогов и союзов – этих маленьких, но важных слов, без которых, как правило, не составить предложения. Раннее введение понятия «части речи» в доступной для первоклассников форме, упорядочивает представление детей о словах, придает речевой и орфографической работе более осознанный характер.

        Я предлагаю вам познакомиться еще с одним видом рифмовок тренировочного характера на очень важную для первоклассников тему «Мягкий знак – показатель мягкости на письме».

Лак, лук, лось, лень,

Так, тук, ток, тень,

Сом, соль, мел, ель.

Назови, в каких словах

Написал ты мягкий знак?

        После хорового или индивидуального – «жужжащего» - чтения дети называют слова с мягким знаком и без него. Можно провести эту работу и по-другому: девочки читают слова с мягким знаком, мальчики – без мягкого знака.

Заинтересует ребят и такой вариант работы с ритмизованными текстами. Учитель от имени Незнайки делает ошибки – пишет мягкий знак там, где писать его не следует, стирает там, где мягкий знак необходим. Затем он предлагает ребятам прочитать получившийся текст. Ученики всегда при этом смеются, наглядно убеждаясь в необходимости мягкого знака в данных словах.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест.

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится –

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

          А вот пример рифмовки, которая дает возможность повторить правила написания большой буквы в начале предложения и в именах собственных. Кроме того, как показывает практика, такая рифмовка помогает развивать у учеников мотивацию к аккуратному письму.

С заглавной буквы, без сомненья,

Мы начинаем предложенья

И имя папы, мамы, дочки,

Чтоб четко выделить их в строчке,

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Мы писали, мы старались,

 Чтоб слова легко читались.

        Еще одна группа упражнений называется – «рифмовки-контролеры». Они служат средством контроля и самоконтроля при освоений навыков  орфографически правильного  письма. Большинство  «рифмовок-контролеров» составляются для проверки какой-либо орфограммы. Вот одно из упражнений, используемых для контроля  за написанием безударных гласных в корне:

М_рской, р_чной, г_ристый,

Ст_льной, р_дной, л_систый.

Чтобы не было сомненья,

Проверь слова, да не сп_ши,

Красиво, грамотно сп_ши!

        И, наконец, последняя группа упражнений – так называемые «орфографические пятиминутки». Они особо выделяются, потому что выполняются как правило, по завершению букварного периода, во втором полугодии. Проводятся они с учениками устно в виде коллективного соревнования – кто больше орфограмм найдет:

Жимолость, ландыши, щука, часы,

Чудо, машина, огонь, камыши,

Девочка Ира и мальчик Илья –

Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

Орфографические пятиминутки – это упражнения, которые учитель может предложить  детям на уроках чтения и письма в конце или в самом начале занятия. Их следует использовать многократно, чередуя с другими стихотворными упражнениями.

Эти задания способствуют успешному выполнению сдачи зачетов по русскому языку.

Зачеты по русскому языку.

       Зачеты по  темам помогают учителю обобщать, систематизировать и углублять знания обучающихся. Выполняя дифференцированные задания по русскому языку ( по уровням сложности ), обучающиеся чувствуют себя уверенно, не теряются, работают в соответствии со своими личными психологическими особенностями. Эта методика является основным дидактическим условием эффективного влияния на развитие мыслительной деятельности обучающихся.

       Активизируя познавательную деятельность, чередуя виды деятельности обучающихся, прибегая к интересным упражнениям и дидактическим играм, убеждаюсь, что желание учиться зависит от умения учителя заинтересовать детей, активизировать разные виды восприятия, логическое и образное мышление, память, направленных на формирование познавательной активности детей и устойчивого интереса к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе

Одна из актуальных проблем современной педагогики - активизация познавательного интереса у обучающихся. В работе перечислены и описаны некоторые приёмы и методы, развивающие познавательный интерес у м...

"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка....

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.

В статье представлены различные приемы применения интресных заданий на уроках на русского языка в 4 классах....

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Данный материал поможет начинающему учителю познакомиться и подобрать для себя наиболее интересные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе....