План- конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( система Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Русский язык.
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( Система Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Слова с непроизносимыми согласными»
ФИО | Калинина Елена Юрьевна | |
Место работы | МБОУ Сергачская СОШ № 6 | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 | |
Тема и номер урока в теме | " Слова с непроизносимыми согласными " по теме урок 1 | |
Базовый учебник | А.В. Полякова. Русский язык. 3 класс, с.115-116. |
Цель:
Ввести новую орфограмму «непроизносимые согласные»
Задачи:
Образовательные: Учащиеся должны знать, почему некоторые согласные называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить их правописание, уметь определять тему урока, формулировать цели и задачи.
Развивающие: Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации.
Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование поэтических произведений; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной работы.
Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану ,планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер ;
- презентация подготовленная в программе MS Power Point;
- мультимедийный проектор;
- Учебник, тетрадь, карточки для парной работы, магниты красного цвета, «снежки».
Структура и ход урока
Этапы урока 1.-Орг. момент. Психологический настрой. 2. Минутка чистописания. 3.Орфографическая минутка. 4. Игра «Снежинка» | Деятельность учителя - Звенит долгожданный звонок. Впереди, я надеюсь, для вас будет полезный урок. Давайте возьмём на урок все ваши знания, много терпения и, конечно же, хорошее настроение. - На каждом уроке мы с вами, ребята, добываем новые знания и сегодняшний урок не будет исключением. Так вперёд же, к новым знаниям! - Какое сейчас время года? - Это любимое время года многих детей. Сегодня будем повторять написание буквы Зз. - Назовите зимние месяцы. - Запишем эти слова в тетрадь. (слайд № 1) - Назовите в словах опасные места. - А сейчас оцените работу соседа по парте: наклон букв, высота, соединения. -Русский язык богат пословицами и поговорками. Посмотрите на доску и прочитайте пословицу. - Кто объяснит смысл пословицы? -Находим в словах орфограммы. - К вам летит снежинка со словом. Ваша задача- определить орфограмму в слове и назвать проверочное слово ( слайд № 2) | Деятельность учащихся - К новым знаниям! - Зима. Дети пишут в тетрадях одну строку Зз -Декабрь, январь и февраль. (Дети записывают) Дети называют. Взаимопроверка На полях ставят оценку. Чтение пословицы на доске «Декабрь год кончает, зиму начинает». -Декабрь- последний месяц в году, но первый зимний месяц. Дети выходят к доске. Под букву-орфограмму ставят красный магнит ( зажигается красный сигнал) Ученики называют: сугроб -сугробы снежинка-снег холодный -холод зима -зимы лёд -льды | УУД Личностные Познавательные Коммуникативные Личностные Познавательные |
4. Постановка учебной проблемы. а) Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. б) Выход из проблемы путём диалога. 5. Постановка цели урока. 6. Открытие нового знания. 7. Постановка темы урока. Физкультминутка « Рисуем снеговика» 8. Подводящая беседа к формулированию правила. 9.Игра « Найди пару» Физкультминутка « Кабы не было зимы» 10.Закрепление изученного. 11.Работа в парах. 12.Итог урока. 13.Самооценка детей. 14.Домашнее задание. | - Сейчас, ребята, вы попробуете себя в роли исследователей. Внимание на слайд. ( слайд № 3) Вы видите текст известного поэта А.С.Пушкина. Мороз и солнце; день чудесный. Ещё ты дремлешь , друг прелестный, Пора, красавица, проснись… - Перед вами стоит ответственная задача- выяснить написание некоторых слов. Мне нужны помощники. -Смотрим, сравниваем. Диктовала одинаково, написали по разному. -Сколько мнений в классе? - Кто не написал согласную ? -Объясните, почему не написали? - Кто написал согласную? Почему написали? - С какой проблемой столкнулись? - Будем исследовать эту проблему. Значит, впереди нас ждёт открытие нового знания. - Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. -Какие слова в стихотворении «Мороз и солнце» играют с нами в прятки? - Откроем учебники на с.115 и посмотрим, что думает по этому вопросу автор учебника А.В.Полякова. -Как она называет эти согласные? -Давайте уточним: непроизносимые согласные звуки или буквы? -Познакомимся с правилом и выделим основные важные моменты. -Зададим вопросы по правилу. - Буквы т,д,л в сочетаниях стн, здн, лнц- это орфограммы. ( слайд № 5) - Запишем в тетрадь и запомним. -Пофантазируем. Попробуем нарисовать снеговика. - Откроем учебник на странице 116 и прочитаем «хитрый» вопрос. -Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? - Что нужно для этого сделать? -Какое слово может быть проверочным? - Знакомимся со 2-м правилом, как проверить непроизносимые согласные. -Кто сможет привести свои примеры на это правило? - А сейчас вернёмся к словам, которые написаны на доске. Напоминаю, что слова были одинаковые, но написание слов у учеников разное. Проверим и исправим ошибки, если они есть. -Докажите , почему именно так надо написать слова. -Посмотрите на следующий слайд (слайд № 6). - Найдите слово с непроизносимым согласным в следующем стихотворном текст -Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни Севера петь По лесам и степям. - У поэта А. Яшина есть замечательные строчки А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. - Какое задание я хочу вам предложить, подумайте. - Совершенно верно. - Найдите это слово. -Подберите проверочное слово. -Поиграем в игру «Найди пару»: к слову из первого столбика подобрать слово из второго столбика (слайд № 8) звёздный доблесть счастливый известие участник - Как называются слова в 1-м столбике? - Как называются слова во 2-м столбике? - Из любого правила есть исключения. Давайте познакомимся с ними( слайд № 9) - Прочитайте выразительно стихотворные строки: Нарядили ёлку В праздничное платье, В пёстрые гирлянды, В яркие огни. - Назовите слово с непроизносимым согласным. - Какой согласный не произносится? -Подберите проверочное слово. -Как бы мы ни старались, такого слова не подберём. - А сейчас отдохнём под песенку «Кабы не было зимы» (слайд № 10) - В русском языке есть слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные, их нужно запомнить ( слайд №11) - Послушаем отрывок из сказки А.С.Пушкина: Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С печальной думой на лице. Добрый день, князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день пасмурный? (слайд №12) -Почему некоторые слова подчёркнуты? -Вспомните, какие слова на самом деле были в сказке? -Подчёркнутые слова заменим синонимами с непроизносимым согласным и получим текст, который был у Пушкина. - К кормушке прилетели птички. Угости их -вставь буквы, где необходимо. - Если понял и запомнил, пропуски быстрей заполни. - Давайте вспомним правила работы в парах. - Помните: результатом работы пары является ваше общее мнение. - Какое новое знание открыли сегодня на уроке? - Чему научились? - Какое задание было самым интересным? - Какое задание было сложным?
- Оцените свою работу сегодня на уроке и поставьте себе оценку. - Напишите дома мини-сочинение, используя слова: грустный, радостный, праздник, чувство, солнце, сердце. ( слайд № 13) -Благодарю всех за работу, за помощь друг другу. ( слайд № 14) | Выходят к доске два ученика и записывают в столбик слова: солнце, чудесный, прелестный ( остальные дети записывают в тетради). Записи отличаются друг от друга. - Два ( нужно писать согласную и не нужно писать согласную) - Не произносим. - Могу её произнести. - Писать букву, обозначающую согласный звук или не писать. - Солнце, чудесный, прелестный. Дети читают тему в учебнике «Слова с непроизносимыми согласными» (слайд №4) --Звуки. Ученики задают вопросы. -Какие согласные звуки не произносятся, но пишутся? - Как называются согласные, которые не произносятся? -Назовите слова с непроизносимыми согласными. Дети записывают сочетания в тетрадь. Дети рисуют снеговика в воздухе руками и носом. - Можно. - Подобрать проверочные слова. - В проверочном слове непроизносимый согласный должен чётко и ясно произноситься. Ученик читает правило Дети приводят примеры. Ученики доказывают, подбирая проверочные слова: солнце-солнышко прелестный-прелесть чудесный-чудеса Дети называют слово здравствуй - Найти слово с непроизносимым согласным - Сердце. - Сердечко. Дети подбирают. - Проверяемые. - Проверочные. Ученица читает. - Праздничное. - д Ученики выполняют движения. Дети записывают слова в тетрадь. -Таких слов нет в сказке. -Грустной, здравствуй, ненастный. Дети получают карточки, где записаны слова с непроизносимыми согласными. - Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, оказывать помощь. Дети оценивают свою работу. | Регулятивные Познавательные Познавательные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные Познавательные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Познавательные Познавательные Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные Регулятивные Личностные Личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»
Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему"Антонимы"
Разработка урока русского языка в 3 классе.Перспектива....
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?" 2 класс...
План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения оп...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Род имен существительных"
Урок изучения нового материала...
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему сочинение по картине И.И. Левитана " Золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)...