план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему сочинение по картине И.И. Левитана " Золотая осень"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochey_ocharovane.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
«Унылая пора! Очей очарованье!»
МОУ «Тавровская СОШ»
Учитель начальных классов
Четверикова Т.В.
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Цели:
- Научить детей писать сочинение по картине;
- Развивать художественный вкус детей, вызывать интерес к изобразительному искусству и музыке;
- Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
аудиозапись В. А. Гаврилин "Времена года" Осень
индивидуальные репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» (формат А4); карточки
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места.
2. Подготовительная беседа.
Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года проёдут перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. «В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…» Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди, В. А. Гаврилин в музыкальных циклах “Времена года”. Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. «Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть…» Прочтите ещё раз эти строки Тютчева… В них не названы ни Русь, ни берёзки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится всё. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. Такой человек найдет природу прекрасной во все времена года.
Сегодня мы будем говорить об осени, а точнее о ее короткой, но дивной поре – «золотой осени», когда на короткий срок устанавливается сухая и теплая погода, а лес одевается в яркие золотые цвета.
- вспомним как поэты говорили об этом времени года.
1 уч. «Унылая пора – очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса» А. Пушкин.
2 уч. «Славная осень!» Н.Некрасов.
3 уч. «Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду» С.Есенин.
Учитель: О временах года писали композиторы. Давайте послушаем одну пьесу из альбома В. А. Гаврилина "Времена года" Осень.
3. Сообщение темы и цели урока.
- состояние природы можно описать с помощью слов, звуков.
- Но легче это сделать с помощью красок.
- Кто использует краски, как средства для выражения своих чувств? Художник.
На доске: Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
Репродукция картины. [1]
4. Работа по теме урока
- Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину.
- Куда мы пришли (на опушку леса)
- Какое время года наблюдаем? (осень)
- Докажите (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава).
- Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)
- Прослушайте отрывок из стихотворения Пушкина «Осень»
Работа по карточкам [2]
Карточка № 1. Работа в группах Осень: Какими словами и/или словосочетаниями вы можете описать: Осины – _________________________________________________________________ Березы – _________________________________________________________________ Листья– _________________________________________________________________ День – _________________________________________________________________ ФИО _______________________________________________________ |
Загадки: (о деревьях)
1. Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода. (осинка)
- Где изображена? (на переднем плане)
- Как раскрасила осень? (в красный цвет)
2. Стройны, кудрявы, белокоры,
И любят русские просторы.
Весной сережки надевают
И вкусным соком угощают. (березка)
- Где изображены? (вдали)
3. Пришла без красок
И без кисти,
Перекрасила все листья.
- Чтение стихов об осенних листьях
(ученик читает стихотворение Т. Погореловой)
4.- ДЕНЬ – Какой день изображен на картине? (солнечный, короткий, не жаркий)
5 – Где играют лучи солнца?
(На стволах деревьев, на золотистой земле, в воде.)
6- Какая вода в реке? (спокойна, неподвижная, потемневшая)
7- Какая трава (пожухлая, тусклая, увядающая, усыпанная золотом листьев.)
8.Вывод.
Почему деревья, река, небо создают единый ансамбль?
Как Вы воспринимаете природу на картине: она поет или шепчет, загадочная или яркая и броская. Как соотносится с Вашим мироощущением, какие мысли навевает.
Закончить можно небольшим сравнением: отличается ли осенняя природа на картине от осенней природы в той местности, где Вы живете.
Работа с карточками
5. Составление плана сочинения.
- Художник И.И. Левитан и его картина.
- Осенний день.
- Деревья в золотом наряде.
- Лесная речка.
- Моё впечатление о картине. [3]
6. Коллективное составление устного сочинения.
Знаменитый русский художник И. И. Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей. В своей картине «Золотая осень» он постарался передать трудный, но очень интересный период. Деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает при помощи смешения красного и желтого цветов.
На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный осенний день полон света. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами.
На заднем плане картины мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. На левом берегу реки стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой.
В глубине луга течет узкая речка с невысокими берегами. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками.
Прекрасная картина большого мастера радует нас. Это праздник золота и синевы. Где-то в глубине души грусть от того, что скоро кончится праздник, а за ним придет белый зимний сон.
7.Словарная работа
На доске:
б_рега ле_кие
тра_ка грус_но
пр_хладный з_л_тая
т_чение чу_ство
б_л_ствольные кр_сота
р_зн_цветная радос_но
8. Написание сочинения по плану.
9. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что открыли для себя нового?
Список используемой литературы
- Анкина М.А. «Интегрированные уроки в современной школе» //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2012г.-№8.
- Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки – М.: Вако, 2008. – 3с.
- Программа «Начальная школа XXI века» - Вентана – Граф – 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Урок развития речи....
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"
В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель: научить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»Задачи:1.Образовательная: повышать грамотность учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; озн...
Презентация на тему "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень""
Презентация по русскому языку. УМК "Школа России", 4 класс.Презентация на тему "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень""...
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Сочинение по картине "Иван Царевич на Сером волке"" ("УМК Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование ...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему _Сочинение по картине И.С. Остроухова _Золотая осень_
Презентация к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....