урок по родному (русскому )языку, 2 класс, "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

урок по родному (русскому )языку, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

урок родного (русского языка) по теме:

«Закрепление. Антонимы, синонимы.   Развитие речи»,

 2 класс

                                                                                                                                                Подготовила

учитель нач. классов

                                                                                                                                                 Загитова Г.С.

Тема

Закрепление. Синонимы и антонимы. Развитие речи

Класс

2

УМК

«Школа России»

Педагогическая цель

Создать условия для проверки знаний и умений учащихся, их коррекции.

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве. Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Универсальные
учебные действия
(метапредмет -ные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, возникшие в результате успешной (неуспешной)
деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы , иллюстрации; извлекают необходимую информацию из справочной литературы (словари); логические – устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, классификацию.

 постановка и решение проблем – самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Синонимы и антонимы. Развитие речи.   Работа с текстом. Работа с картиной.

Образователь -

ные
ресурсы

  Презентация, картина, карточки

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

- Дорогие ребята!  

  В школу мы пришли учиться

  В жизни это пригодится!

  Тот, кто хочет много знать

  Должен сам все постигать!

- Как вы понимаете слова о том, что учение пригодиться в жизни?

- Прочитайте  последнюю строку и объясните свой выбор. (сам – значит открываем сами знания)

- Но чтобы наш урок был успешным, какие качества нам понадобятся?   Трудолюбие, доброта,  усердие, терпение

- И конечно же, хорошее настроение!

- Давайте улыбнемся друг другу!

Разминка для пальчиков "Цветы"

Наши красные цветочки         

Распускают лепесточки. 

Ветерок немножко дышит, 

Лепестки колышет. 

Наши красные цветочки 

Закрывают лепесточки, 

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

- Много на свете трав да цветов, да такой вот только один…Летом распускается прекрасный цветок зонтик у самой опушки леса, привлекая ароматом башкирских пчел . В народе зовется он Кураем.

- В Башкортостане цветок Курая занимает почетное место на государственном гербе Республики. Ценит башкирский народ чудесный цветок, считая его символом единения всех родов и племен. Как цветы в соцветии Курая собраны воедино, так и народ Башкортостана крепок своим единством.

- Перед вами лежат листки с незаконченной аппликацией. За каждое  правильное  задание,  будем брать кружок и приклеивать. По этому листку в конце  урока будем ставить оценки. Кто приклеит 5 кружков оценка 5.4-4 и т.д.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место.

 

Проявляют готовность

к работе на уроке

II. Словарно-орфографическая работа

Индивидуальная.

Практический. Словарная

работа

Словарная работа.

   Я тетрадь свою открою

   И наклонно положу.

   Я друзья от вас не скрою,

   Ручку я вот так держу.

   Сяду прямо не согнусь,

   За работу я возьмусь.

Запишем число. Классная работа

- Что же это такое?

   

  1. При встрече мы говорим - здравствуйте.
  2. Вставьте пропущенное слово. Нет в мире краше   …  Родины .нашей.
  3. Говорила мама Боре:

- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а ... красный

  1. Синоним слова Прощай! До свидания!
  2. Синоним слова красный?      Алый
  3.   Чужая страна

- На какие группы можно разделить слова? Здравствуйте, до свидания,  родина, чужбина, красный, алый

+Синонимы и антонимы, словарные и не словарные слова

-Что такое синонимы?

-Что такое антонимы?

-назовите словарные слова

+ Здравствуйте, родина, до свидания.

Записываем словарь и записываем словарные слова, вставляя в них пропущенные буквы, и ставим ударение.

- Поменялись тетрадями и проверили друг у друга.

- Проверяем. У кого все верно берем кружок и наклеиваем на лист.

    Перед работой вспомнили правила  правильного  письма.

Вставляют  слова

Оценивают правописание слов с непроверяемым написанием

Словарная работа

Взаимопроверка

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

- Посмотрите на слова,  записанные в столбиках, что мы можем про них сказать и назовем тему урока.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем


1

2

3

4

5

6

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Коллективная,

индивидуальная.

Словесный,
творческий,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Какая  тема нашего сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить?

+ о синонимах и антонимах

Мы продолжим знакомство с этими понятиями. Я надеюсь, что вы постараетесь показать приобретённые знания по этой теме,

- Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить.

  • Какие слова называются синонимами, а какие антонимами?
  • Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

Действительно, сегодня на занятии мы ответим на эти вопросы.

Будем развивать наблюдательность,  речь, обогащать словарный запас.

- Подберите синонимы к слову родина.    Как вы понимаете это слово? Что значит для вас  Родина,  малая родина?

Предлагает прочитать
и озаглавить текст, ответить на вопросы к нему, записать ответы

Читают текст,
озаглавливают его.

Осмысленно читают текст, определяют
главную мысль,
озаглавливают текст.

Высказывают свое
мнение. Логично
отвечают на вопросы

Изложение текста по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

-Ну, а сейчас все дружно встали.  Потому что мы устали.

Выполняют движения муз физ-ки под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Динамическая пауза «Игра наоборот»

Фронтальная

Ииндивидуальная,

практическая

Коллективная. Практический

Работа с пословицей

  - Продолжите

Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА)

- Как понимаете эти слова?

- Где мы можем узнать подробнее информацию? (словарь)

+ в толковом словаре.

- Прочитайте.

- Запишите пословицу себе в тетрадь и подчеркните антонимы.  А  Альмира найдет информацию в словаре.

- Что же такое родина? Читает Альмира

- Проверяем. Если нет ошибок, то наклеиваем кружок.

- Что такое антонимы?

Работа по карточкам.  

- Перед вами лежат карточки.   Прочитайте задание.

-Что нужно сделать? Списать, вставив вместо выделенных слов синонимы.

Карточка №1

        Спишите. Замените выделенные  в скобках слова синонимами

            Встали ________________( алые) зори  над родимой  землёй.  Лучше нашей _______________(Родины) нет на свете.

Карточка № 2

Нет края на свете_____________________(красивей)!  Я люблю свою ______________(Отчизну)!

- Данил, Вера, Айдар и Данил получают другое задание.

-Проверяем. Кто выполнил без единой ошибки  наклеивает  по кружочку.

Взаимопроверка.

-Какие слова мы вставляли?

- Что такое синонимы?

Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.

Вперед – назад

Вниз – вверх

Назад – вперед

Присел – подпрыгнул

Подпрыгнул – присел

Слушают пословицу, вставляют пропущенное слово.

Вставляют пропущенные слова синонимы.

 

Выполняют движения муз физ-ки под руковод-ством учителя                

Работа с толковым словарем

Самостоятельно вставляют пропущенные слова.
Распознают
синонимы.

Осуществляют профилактику утомления

Беседа по вопросам,

Подбор
синонимов, письмо

Дифферен.

работа

Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Развитие речи.

Коллективная. Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

- Я сейчас вас познакомлю с    Борисом Федоровичем Домашниковым.    Борис Фёдорович -  замечательный художник, который очень много нарисовал картин  про  родной край.       Давайте представим, что мы пошли на прогулку.    

- Куда мы пришли?

-Какое время года можно наблюдать? Осень

- Как определили? Желтые листья.

- Что с ними происходит? Падают.

- Как называют это время года по другому?    Золотая осень

В природе, ребята очень много разных оттенков.

- Глядя на картину,  и опорным словам составьте предложения.

- Одно из понравившихся предложений запишите к себе в тетрадь.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

- Если нет ошибок, наклейте кружок.

  -  Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

+ Чтобы украсить нашу речь. Чтобы речь стала красивой и грамотной.

Отвечают на вопросы устно, составляют предложения,записывают понравившиеся предложение.

Составляют предложения по опорным словам.

Беседа по картине.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

Оценивание.

Домашнее задание

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

– Какое открытие сделали
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

- В Башкортостане очень много красивых  мест.   Так же символом является башкирская пчелка.

- Если вам на уроке было все понятно, наклейте пчелку на цветок, а если было трудно, наклейте на листок.

-Посчитаем сколько кружков вы наклеили.  5 -5, 4-4, 3-3.

Выберите домашнее задание.

На красном листе задание посложнее, а на розовом полегче.

№1

Запишите как можно больше синонимов к словам:

- ребенок;

- очаровательный

- делать

- хорошо

№2

Спишите. Напишите отгадку.

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …?

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь … .

Отвечают на вопросы

Подсчитываем кружки

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

Самооцени- вае .Саморе-
гуляция

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков предмета «Родной (русский) язык»

Предмет " Родной (русский) язык" 1 класс. Планирование на 1 год....

Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП.  Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".

Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...

Конспект урока по родному(русскому) языку "Для чего нужны антонимы?" 2 класс.

Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов и распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам...

Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»

Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...