Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | УУД |
- Организационный момент
| -Ребята, уважаемые гости, с удовольствием приветствую всех на уроке изобразительного искусства. Искренне надеюсь, что урок для вас будет познавательным и интересным. (слайд №1) | Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества. |
- Включение в деятельность
| Что я вижу! Что за диво! Сколько кружева вокруг! Правда, дети, здесь красиво? Аж захватывает дух! Посмотрите! Эти вещи Нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней русской красоты. (слайд №2)
| Аудирование | Умение слушать, извлекая нужную информацию |
- Постановка задачи и определение темы урока
| -Ребята, посмотрите на эти изделия, кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Мы познакомимся с традиционным народным искусством кружевоплетением. Для этого отправимся в старинный русский город Вологда, где этот вид искусства стал национальным. Итак, в добрый путь! (слайд №3) | Беседа. Подготовка к работе. - О кружевах. | Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, прогнозировать тему урока. |
- Работа по теме урока.
(Рассказ учителя, просмотр мультимедийной презентации) | -Расположен город Вологда среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. (слайд №4)Так возникло кружевоплетение. -Как вы думаете, откуда возникло название «кружева»? Кто может предположить? - Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Некоторые предполагают, что понятие «кружева» связано с понятием «окружать», т.е. окружать себя, свою одежду белоснежными узорами. (слайд №5) (окно) | Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации.
Предположения детей. | Умение слушать, извлекая нужную информацию. Способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте. |
- Мотивация к деятельности
| -Давайте тихонечко «заглянем» в окно одного из домов Вологды и узнаем, кто, как и при помощи каких приспособлений создавал кружева в старые времена. (enter) (окно открылось) лирическая мелодия Вологодская избушка, В небе ясная луна, Одинокая старушка Засиделась у окна. Труд у бабки Пелагеи С молодых годов в чести. Принялась за рукоделье – Стала кружево плести. Время за полночь, не спится Беспокойной мастерице. Застучали друг о дружку Деревянные коклюшки. Чтоб узор был ровный, гладкий, У старушки есть булавки: Их в подушечку воткнёт, Белой нитью оплетет, И узорная снежинка, Как нетающая льдинка, Все растет, растет, растет. Так и ночь, глядишь, пройдет. А в морозное оконце Светит ласковое солнце, Новый день в избу стучится. Ай да бабка – мастерица! Кружевной, изящный, нежный, Весь воздушный, белоснежный Так смогла сплести узор – Не нарадуется взор! Нитяная паутинка Как узоры изо льда… Пелагеина снежинка Не растает никогда.
| Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации.
| Умение слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
|
- Рефлексия
| -Ребята, вы обратили внимание, какие приспособления использовала старушка для плетения кружева? | -Коклюшки, булавки, нить.
| Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
- Продолжение работы по теме урока.
(Рассказ учителя, просмотр мультимедийной презентации) | -Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика. Для того, чтобы кружево имело определенный узор, сначала мастерицы создают рисунок на плотном картоне, который называется сколок. Сравните рисунок – сколок и готовое кружево. (слайд №6) -Мастерицы разрабатывали свои замечательные рисунки на основе наблюдения окружающей родной природы и действительности. (слайд №7) Поэтому кружевоплетение является подлинно народным, а изделия вологодских кружевниц всегда были предметом всеобщего восхищения. - Разглядывая старинные и современные работы, можно увидеть много заимствований из повседневной жизни. (слайд №8) Сравните Вологодскую природу и пейзажи с узорами кружевных изделий: это и тончайшая паутинка, которая порвется от дуновения ветра(слайд №9), птицы и их перышки(слайд №10), русские красавицы(слайд №11), церквушки(слайд №12) раскидистые деревья с пышными ветвями(слайд №13), домашние животные(слайд №14), узоры инея на стекле(слайд №15), ажурные снежинки.
| Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации.
| Умение слушать, извлекая нужную информацию, формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе, способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры. |
- Мотивация к деятельности (создание атмосферы прошлого).
Определение цели практического задания. | Вологодское кружево настолько было популярным в народе, что про него слагали частушки. Послушайте частушки о вологодском кружеве, которые споют наши девочки. (слайд №16)
(на время выключить интерактивную доску) -Молодцы, девочки. Вот так в старые добрые времена распевали частушки русские девушки и занимались рукоделием. -Хотели бы вы научиться плести кружева? -Плетение кружева – труд нелегкий, нужно время, чтобы освоить это искусство, но сегодня мы с вами научимся рисовать сколок, по которому мастерица-кружевница смогла бы создать готовое изделие.
| Выступление девочек: 1Мастерица – кружевница, Девочка учёная, Научи меня плести, Кружево кручёное!
2У меня на кофте белой Кружево «снежиночка» Как по улице пойду – Мною все любуются.
3Мы с подружкой повстречались У лесочка на мосту. Про лесочек, про мосточек Нынче кружево сплету.
Мы пропели вам частушки Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали! -Отвечают | Формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе, способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.
|
- Подготовка к практическому заданию. Динамическая
пауза
| - А вы знаете, кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Отгадайте загадку: С ветки на ветку, Зацепив за сук, Тоненькую сетку Натянул … -Чтобы у нас получилось хорошо выполнить задание, давайте представим, что мы паучки. Проведем физкультминутку. Физкультминутка «Паучки» Паучок ползет по ветке, А за ним ползут и детки. (изображаем пальцами, что ползем по руке) Дождик с неба вдруг полил - (ритмичные хлопки по коленям) Паучка на землю смыл. (как-будто что-то стряхиваем с груди) Солнце стало пригревать - («фонарики») Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять по ветке. (изображаем пальцами, что ползем по руке)
| Предположения.
-Паук.
Повторяют все действия за учителем. | Умение работать по предложенному учителем плану. |
- Продолжение работы по теме урока
| -Не просто так мы с вами изображали паучков, обратите внимание, что основа любого кружевного рисунка напоминает паутинку, на которую накладываются различные узоры. Чаще это узоры симметричные и повторяющиеся. Сегодня мы будем рисовать один из элементов узора снежинку, цветок или бабочку (на выбор) (слайд №17) Но есть 3 условия, которые мы должны обязательно соблюсти: 1 цветовая гамма (слайд №18) 2симметричность рисунка (симметрию рисунка поможет поддержать специальная функция на панели задач по использованию готовых геометрических фигур) (слайд №19) 3 элементы узора не должны выпадать, то есть должны соединяться между собой ниточками-линиями. (слайд №20)
| Выбор предложенных элементов кружева для дальнейшей работы. Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации. | Умение работать по предложенному руководителем плану. |
- Практическая работа по теме урока с использованием ИКТ (интерактивной доски и нетбуков)
| (включить на интерактивной доске программу «Paint») -Приступим к творческой части нашего урока Откройте программу «Paint»… (На первом этапе работы учитель пошагово рисует определенные элементы кружева на интерактивной доске, затем предоставляет возможность учащимся самостоятельно завершить работу с учетом своего воображения)
| Работают с нетбуками. Действуют по инструкции учителя. Открывают программу. На первом этапе работы копируют все действия учителя, затем продолжают работать самостоятельно.
| Способность работать по предложенному руководителем плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, развитие творческого мышления. |
- Подведение итогов занятия. Включение в самоанализ проделанной работы.
| -Ребята, посмотрите на свои кружева. Все ли получилось из того что вы планировали нарисовать? (Вызвать несколько учеников с наиболее удачными работами и продемонстрировать всему классу). -Обратите внимание, что у всех у вас получились абсолютно разные кружева. У красоты нет стандартов, важно чтобы вещь была сделана с душой, тогда она будет иметь ценность. Спасибо за урок. Всем доброго дня! | Отвечают.
Выходят учащиеся с нетбуками к доске и демонстрируют свои работы. | Умение давать анализ своих действий, делать выводы о проделанной работе. |
Комментарии
интересное
Урок интересен тем, что связывает две культуры, современную, где мы владеем компьютерными технологиями и культуру далекого прошлого с ее традициями, обычаями, любимой всеми народностью.