Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Лукьянова Елена Николаевна

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Бобровская СОШ №2

Лукьянова Елена Николаевна

учитель начальных классов

Урок русского языка 4 класс (УМК « Гармония»)

Тема: « Открываем ещё несколько секретов правильной речи»

Прогнозируемые результаты.

Предметные:

- развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний;

- формирование умения грамотного письма безударных окончаний имён существительных;

- познакомить с историей слов «человек», «дети» ;

- знать некоторые особенности изменения форм имён существительных;

- уметь склонять существительные  по падежам.

Метапредметные:

- уметь ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

- уметь слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 Личностные:

-проявлять интерес к урокам русского языка.

Формы организации:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ПК, проектор, доска,  раздаточный материал, учебник «Русский язык»- 1 часть ,4 класс , тетрадь  на печатной основе 1 часть М. С. Соловейчик.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие гостей.

Ученик

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет  светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять!

Учитель

Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы должны постараться.

  1. Орфографическая минутка.

(1 ученик у доски)

О кошк., по ветв., на ладон., в ловушк., к улиц., о сыночк., с товарищ.м, за лягушк.й.

-Какие орфографические задачи решали при написании данных слов?

-Укажите грамматические признаки слов.

3. Работа по теме урока

- Посмотрите на слайд.

   Все ребёнки выучили стих про ёлку.

- Смотрите, человеки идут!

- Мне купили синюю ножницу.

- У меня болят уха.

- Мне приснилось два сона.

- А сколько там людёв?

- Что вы заметили?

- Перед вами ошибки малышей. Вы , конечно, сможете их исправить , но вот сказать ,что не знали ребята об изменении слов русского языка, сумеете не везде.

- Так о чём мы поговорим на уроке?

- Какие тайны русского языка откроем? (ответы учеников)

- Тема нашего урока» Открываем ещё несколько секретов правильной речи».Мы узнаем об истории некоторых слов, об их изменении по падежам и поупражняемся в правильном письме.

Работа по учебнику.

1

-Каждый язык развивается по своим законам, каждое слово имеет свою биографию. Откройте учебники на стр. 137 - упр. 298. Прочитайте  об истории одного слова.

- Об истории какого слова узнали? (человек)

- Просклоняйте  слово «человек» в ед. ч. и  мн. ч. в винительном , творительном и предложном падежах. Можно пользоваться памяткой «Изменение слов»  с. 158.

- Исправьте ошибки малышей связанные с этим словом.

2

-Посмотрите на слайд.

- Кто изображён? (ребёнок)

- Произнесите слово ребёнок во мн. . Сколько слов можно назвать? (2- дети и ребята)

- Прочитайте объяснение , почему так изменяются эти слова в упр. 299.

- Запишите это слово в родительном и творительном падежах мн. ч.

- Проверьте себя по словарю с. 157

- Исправьте ошибки малышей связанные с этим словом.

-  Историю каких слов узнали?

- Для чего нам нужны эти сведения?

3

- Прочитайте стихотворение.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться.

Бок-бочок, друг-дружок,

Ухо - уши, пух - пушок.

Косить травы - скашивать,

Спросить маму - спрашивать.

Пущу - пускать, лечу - летать.

Какими корни нам считать?

Скажу – сказать, сорвём – срывать

Их будем родственными звать.

- О каких особенностях поведения согласных звуков  в словах говорится в стихотворении? (О чередовании согласных звуков в корне)

- Какие звуки чередуются в словах стихотворения?

- Звуки в древнем языке были капризными. Перед некоторыми «соседями» они заменялись другими звуками, а при письме буквами. Например : ухо- уши.

-  Прочитайте слова на следующем  слайде.  Спишите слова , выделите корни, подчеркните согласные , которые чередуются.

бок –бочок

друг – дружок

ухо – уши

пух – пушок

- Какие согласные чередуются?

 -А теперь просклоняем слово ухо в единственном и множественном числах .

- Какой согласный слышим в этом слове в ед. ч.  (х).

- Какой согласный слышим в этом слове во мн. ч.  (ш).

- Какой вывод можно сделать?

- Исправьте ошибки малышей, связанные с этими словами.

Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз – вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире,

Развернули на четыре.

Силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Продолжение работы по теме урока.

Игра «Семь родственников»

- Поиграем. Для этого разделимся на 6 групп.

«Капризные звуки встречаются в словах очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.

- Я вам раздаю карточки со словами. Каждая группа должна выбрать только родственные слова к заданному слову. Всего с заданным словом должно получиться 7 родственных слов. Не попадитесь в ловушку, так как согласные в корнях слов могут чередоваться.

1группа – к слову «бегать»

2 группа – к слову «письменно»

3 группа – к слову «привозной»

4 группа – к слову «светило»

5 группа – к слову «попросить»

6 группа – к слову «друг»

Работа с беглыми гласными.

- У нас ещё не все исправлены предложения. Чтобы исправить ошибки малышей ещё в некоторых словах, нужно гласные сделать беглыми.

- Какое предложение исправим?

- Прочитай некоторые из тех слов, в которых при изменении гласные «убегают». ( На слайде)

- Запишите слова  в 3 столбика,  определите склонение .

- Прежде , чем изменять слова, вспомним, что у слов 2  скл. , м. р. , во мн. ч. им. п. какие бывают окончания? (-и, -ы, а в род. п. – ов, а после мягк. согл. -ей )

- Осталось нам исправить одну ошибку.

- В каком слове допущена ошибка ( ножницы)?

_ Что мы знаем  о парных, неделимых предметах ( Они имеют только множественное число)

Итог

Д/З

Повторим …(слайд)

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке по лестнице знаний. Прикрепите свои смайлики на ступеньки лестницы. Если вы хорошо усвоили материал, то прикрепляете на верхнюю ступеньку, если вы хорошо усвоили материал, но возникают вопросы, то на среднюю ступеньку, а если вам многое  осталось непонятным, то на нижнюю ступеньку.

Приложение( карточки к уроку)

Выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать,  расписание, отвожу,  освещённый, спрашивать,  друзья, перебежать, неизбежно,  светить, вопрос, подруга,  повозка, невезение.

Выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать,  расписание, отвожу,  освещённый, спрашивать,  друзья, перебежать, неизбежно,  светить, вопрос, подруга,  повозка, невезение.

Выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать,  расписание, отвожу,  освещённый, спрашивать,  друзья, перебежать, неизбежно,  светить, вопрос, подруга,  повозка, невезение.

Выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать,  расписание, отвожу,  освещённый, спрашивать,  друзья, перебежать, неизбежно,  светить, вопрос, подруга,  повозка, невезение.

Выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать,  расписание, отвожу,  освещённый, спрашивать,  друзья, перебежать, неизбежно,  светить, вопрос, подруга,  повозка, невезение.

Выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать,  расписание, отвожу,  освещённый, спрашивать,  друзья, перебежать, неизбежно,  светить, вопрос, подруга,  повозка, невезение.

         бегать                                                                         письменно

привозной                                                                       светило

попросить                                                                        друг

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. УМК "Гармония"."Открываем секреты письма".

Рабочий урок по русскому языку с применением ИКТ....

Урок русского языка в 3 классе "В гостях у русского языка"

Урок русского языка по теме "Состав слова" , тип урока-урок-обобщение. Нетрадиционная форма урока, урок-игра, позволяет непринуждённо закрепить изученный материал, вызывает у учащихся интерес к ...

Урок русского языка в 3 классе "В гостях у русского языка"

Урок русского языка по теме "Состав слова" , тип урока-урок-обобщение. Нетрадиционная форма урока, урок-игра, позволяет непринуждённо закрепить изученный материал, вызывает у учащихся интерес к ...

Конспект урока русского языка УМК Перспектива Слова с несколькими значениями

Урок  соответствует  ФГОС НОО, построен на системно-деятельностном подходе....

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Звуки русского языка. Закрепление"

Конспект урока русского языка в 1-м классе УМК "Гармония". К уроку разработана презентация для интерактивной доски Panaboard в ПО Easiteach Next Generation....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...