Чередование согласных в корне. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Правописание корня Чередование согласных звуков в корне слова»
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер
УМК: «Планета знаний», авторы Л.Я. Желтовская
Тип урока: Урок открытия нового знания (по Дусавицкому А К)
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
- Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. ( расширение знаний о корне за счет изучения чередований согласных к-ч, к-ш, г-ж-з, х-ш, ст-щ)
Основная цель:
1) сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные;
2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;
2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске «рассыпавшаяся» пословица – учение и труд к счастью ведут.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | время |
-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её. | Собирают пословицу | |
Чему учит пословица | трудиться | |
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! | желают удачи |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;
3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение;
4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Актуализация представлений об однокоренных словах.
- Для минутки чистописания я выбрала эту пословицу. Запишите ее в тетрадях | Пишут в тетрадях | |
-Назовите орфограммы. | Фронтальная работа с комментированием | |
Какие проверяемые орфограммы встретились | Парный согласный в слове труд Безударный гласный в слове ведут | |
При проверке какой орфограммы измените форму слова | Парный согл, проверочное труды | |
При проверке какой орфограммы подберешь однокоренные | Безуд гласн, проверочное слово вел | |
Какие слова называют однокоренными | ||
СЛАЙД 3 Распределите слова по группам. Запишите однокоренные, выделите корень | Один учащийся распределяет слова по группам Корень-слов | |
Как пишутся корни однокоренных слов | одинаково Проверка проводится фронтально | |
Что продолжим изучать на уроке? Назовите тему урока | Корень в однокоренных словах Правописание корня | |
-Я вам сейчас предложу задание на пробное действие, чтобы вы поняли, что вам уже известно, а что нет |
4) Задание для пробного действия.
Свет, свеча, освещение В данных словах выдели корень | |
-Вы можете утверждать, что выделили корни правильно. | нет |
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).
Организация учебного процесса на этапе 3:
Что возникло? | затруднение |
- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? | Раньше все корни были одинаковые, СОГЛАСНЫЕ МЕНЯЮТСЯ |
- Почему возникло затруднение? ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ | Мы не знаем точных границ корня Чередующиеся согласные в корне слов |
- Значит, чему вы должны научиться, поставьте перед собой цель. | должны узнать чередующиеся согласные и точно выделять корень |
Запишите слова Свет, свеча, освещение |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова;
2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Работа с этапом-картинкой - Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? | Поставить цель |
- Сформулируйте цель своей деятельности. | Составить план нахождения чередующихся согласных в корне |
-Составим план преодоления затруднения: (пункты плана «рассыпаны» на доске, внимательно прочитайте их, проанализируйте и восстановите план.) | 1.Лексическое значение схожее? 2.Определю границу корня в каждом слове. Подберу однок. слова к каждому слову. 3. Выделю корень 4.Вывод : в корне чередование согласных…….. 5.Подчеркну чередования согласных |
5 . Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать согласование способов и фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Выделите корень в словах , используя план | Работают по плану | |
Выписывают чередования Т//Ч//Щ | ||
- Где можно найти подтверждение нового знания? | В учебнике посмотреть | |
Откройте учебник на стр.94.Прочитайте правило ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА. Верно ли ваше рассуждение? | Да ,верно | |
Для чего вам нужно новое знание? | Правильно выделять корни однокоренных слов Находить чередующиеся согласные в корне слов. |
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1)Фронтальная работа: Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу. Сады, сажать, рассада….. Река, речка, речной…. | Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи | |
Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу. Запиши рядом чередующиеся согласные Пух, пуховый… Друг, дружок… | Проверяем с с комментированием Пушок друзья |
7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять чередующиеся согласные
Организация учебного процесса на этапе 7:
16 Упражнение на 94 странице по рядам 1-2-3 | Выполняют письменно в тетради | |
Назовите какие чередования вам встретились | К//Ч | |
г//з//ж | ||
Х//ш | ||
Запишем эти чередующиеся согласные в памятки |
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) повторить правило чередования согласных в корне слова;
2) тренировать орфографическую зоркость.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Выдели корень. Допиши еще слово. Подчеркни чередующиеся согласные | ||
Снег,снежок, снегирь. | Сверяют с эталоном | |
- Проверьте свою работу по эталону для самопроверки. | ||
- У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, обведите её зелёной ручкой. - Почему в этом месте вы допустили ошибку? Над чем надо поработать | ||
- У кого получился такой же ответ, как на доске – поставьте себе «+».- Молодцы! |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель мы ставили перед собой сегодня ? | Научиться выделять корень в однокоренных словах с чередующимися согласными | |
Достигли вы цели ? Что научились делать? | Выделять корень в однокоренных словах с чередующимися согласными | |
Что нужно выучить дома, чтобы выделять правильно корень с чередующимися согласными? | Выучить чередования и памятку |
Домашнее задание: выучить чередования согласных и упр 20 стр 95 | |
Оценки за урок |
Организация учебного процесса на этапе 10
:- Оцените свою деятельность на уроке, используя возможности интерактивной доски ( смайлики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"
Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....
Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"
Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Однокоренные слова. Чередование согласных в корне (урок во втором классе)
На данном уроке применяется технология деятельностного метода...
Урок русского языка в 3 классе по теме «Чередование согласных в корне слова"
Урок по теме «Чередование согласных звуков в корне слова» построен на основе технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо») состоящая из трех фаз: ст...
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Самое загадочное чередование согласных в корне слов. Чередование настоящего звука с нулевым звуком", УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным) в корне слова.Планируемые результатыПредметныезнать: правило “правописание слов...