Урок русского языка в 3 классе по теме «Чередование согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по теме «Чередование согласных звуков в корне слова» построен на основе технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо») состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_sogl.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ганиева Райхон Ильгизовна
МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»
учитель начальных классов высшей категории
урок русского языка в 3 классе, «Школа 2100»,
тема: Чередование согласных звуков в корне слова
(с использованием технологий РКМЧП и ИКТ)
Цели урока:
Обучающие:обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова, развивать умение находить группу однокоренных слов и доказывать правильность своего решения по алгоритму, обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, воспитывать дружелюбие.
Приемы ТРКМЧП: бортовой журнал, инсерт, синквейн.
Оборудование урока: интерактивная доска и проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, «бортовые журналы».
Ход урока
1.Организационный момент /Слайд /.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
(Проверка готовности к уроку. Запись числа.)
- Стадия вызова./Слайд/
1.Минутка чистописания
-Открыли тетради, записали число.
Д д
Да, од, дру
2.Сообщение темы урока, повторение. /Слайд/
Учитель:
-Ребята, с каким согласными в слове мы с вами работаем, и в какой части слова они находятся? Вчера мы приступили к изучению новой темы, конечно, она не совсем новая, мы уже немного говорили об этом во втором классе и кое- что уже знаем. Какова была тема урока? Что вы об этом знаете?(Ответы детей)
-Сегодня мы с вами повторим всё, что знаем об этих словах в виде теста. (Приложение№2)
-Обменяйтесь работами, оцените друг друга, сверьтесь с ответами на экране. Молодцы.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на предложения и вставьте слова по смыслу. /Слайд/
Старый……… лучше новых двух
… ….. познаются в беде.
Крепкую…. ….и топором не разрубишь.
Учитель: Что можно сказать о словах, которые вставили? (Ответы детей). Как доказать, что они однокоренные?
Запишите слова, которые вставили, к себе в тетрадь. (Друзья, дружба, друг)
-Ребята, что вы можете сказать об этих словах? Что обозначают ?
-Давайте выделим в этих словах корень
Друг, друзья, дружба.
-Почему изменяется последний звук и последняя буква в корне? (Ответы детей)
3.Физминутка. Под музыку «Когда мои друзья со мной»(муз. В. Шаинского сл. М. Танича) дети выполняют танцевальные движения, повторяя движения с экрана ).
4.Бортовой журнал /Слайд /.
Учитель: Запишите, пожалуйста, в свои бортовые журналы новую информацию:
Бортовой журнал (Приложение №1)
Предположения | Новая информация |
| Чередование - |
II. Стадия осмысления./Слайд/
1.Работа с учебником. (стр.33)
Чтение текста-определения с маркировкой по методу insert (инсерт) .
Учитель: Возьмите простой карандаш. Прочитайте небольшой текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял. (Учащиеся в парах читают определение)
Учитель: Запишите в своем «журнале наблюдений». Сверим с написанным на слайде (Слайд)
2. Первичное закрепление . Упр.41. стр. 32 .
Учитель: Самостоятельно прочитайте задание, что дано? Вы справитесь с этим заданием?(Ответы детей) Выполняйте и после обратите внимание на экран/Слайд /.
Учитель: Почему же появляются чередующиеся согласные в корне слова?
Удобно ли было бы произносить это слово как «другить», «другный»» (Ответы детей)
Вывод: В корне однокоренных слов одни согласные звуки заменяются другими. Это закон языка. Такая замена называется чередованием согласных звуков
3. Закрепление изученного. Работа на интерактивной доске. Игра «Облака». При помощи касания к интерактивной доске пальцами поднять слова к облакам. (Работают дети)
III. Стадия рефлексии.
1.Синквейн /Слайд/.
Учитель: А теперь по нашей сегодняшнее теме сочиним синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
(Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Пример синквейна:
Чередование
Родственные, однокоренные слова
Заменяется согласный звук
Произношение становится удобным
Замена
2.Домашнее задание /Слайд/
Учитель: Стр.33. Упр.43
Подведение итогов:
Учитель: Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? Заполните правую колонку «журнала наблюдения».
Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
(Выставление оценок.)
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения (Слайд)
Мне удалось …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
Учитель: (Слайд) Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
- Использованные Интернет ресурсы:
- http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
- http://www.openclass.ru/node/194944
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=7855&tmpl=lib
Приложение1.
Из толкового словаря Ожегова
Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей (посл.). Старый д. лучше новых двух (посл.). Скажи мне, кто твой д., и я скажу, кто ты (посл.). Д. дома (друг семьи). Зелёный д. (о деревьях, растениях). 2. кого-чего. Сторонник, защитник кого-чего-н. (высок.). Д. детей. Д. свободы. 3. Употр. как обращение к близкому человеку, а также (прост.) как доброжелательное обращение вообще. Д. мой! Помоги, д. * Будь другом (разг.) — говорится в знач.: сделай так, как я прошу, советую. Будь другом, никому не рассказывай об этом. II ласк. дружок, -жка,м, (к 1 и 3 знач.) и дружочек, -чка, м. (к 1 и 3 знач.). II прил. дружеский, -ая, -ое (к 1 знач.). Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Приложение2.
ТЕСТ №2
Слово. Корень слова
- Что такое корень слова?
А) главная часть слова;
Б) лишняя часть слова;
С) главная часть предложения;
- Найдите ряд однокоренных слов
А) лес, лесник, лист;
Б) сад, садовник, посадка;
В) сажать, саженцы, сажа;
- Однокоренные слова это
А) слова с разными корнями;
Б) слова с одинаковым произношением;
В) в них один и тот же корень;
- Почему корень – главная часть слова?
А) в нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов;
Б) корень не главная часть слова;
В) потому, что он может изменяется;
- Найдите однокоренные слова, выделите корень
Вася и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела к домику лесника. За ним начинался молодой лесок. |
Приложение3.
ученика класса школы
Ф.И.
Предположения | Новая информация |
Предположения | Новая информация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.
*Шепаева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...
Урок русского языка в 3 классе "Чередование звуков в корнях слов при их образовании"
Урок в системе РО Л.Занкова, соответствует ФГОС второго поколения....
Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова
Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...
Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова
Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...