Однокоренные слова. Чередование согласных в корне (урок во втором классе)
презентация к уроку (2 класс) по теме
На данном уроке применяется технология деятельностного метода
Скачать:
Предварительный просмотр:
01.03.2012
Тема: Однокоренные слова. Чередование согласных в корне
Класс: 3
Деятельностная цель: формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов (чередование согласных в корне)
Планируемые УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Этапы урока | Содержание | УУД | |
Действия учителя | Действия обучающихся | ||
Организационный | |||
Актуализация знаний | - Запишите в тетрадях число. (Классная работа). Сегодня первый день весны. Весна стучится в окна, поёт на все лады… Весна – удивительное время года! Солнце разбудило природу и наполнило новой жизнью. – Давайте закроем глаза и шепотом с улыбкой произнесем слово весна. - Какое чувство возникло? – А чем вам нравится весна? Что вы чувствуете в эту пору? | Закрывают глаза и шепотом с улыбкой произносят слово весна. - Стало радостно, тепло. | |
- С этим радостным чувством начинаем работать. Спишите слова. Весенний, весенняя, весеннее, весенние. - Можно назвать эти слова однокоренными? - Какие секреты родственных слов знаете? -Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке. - Как называется раздел, над которым мы работаем? - Какие части слова вы знаете? - Что такое корень? - Что такое окончание? - Что мы называем приставкой? - Что называют суффиксом? - Что такое основа слова? - Что является главной частью основы? - Какие слова мы называем родственными? - Как пишутся корни родственных слов? | ✍Правильная посадка, подготовка рук к письму, орфографическое чтение слов и запись - Нет: менялось только окончание. - Сходны по смыслу и имеют общую часть. | ||
Парная работа «Найдите «лишнее» слово» | |||
- В каждой четвёрке слов одно – не родственное. Обнаружьте его: Побелка, белка, белизна, белок; гора, горный, пригорок, гореть; левый, лев, налево, левша; часовой, частица, часовщик, часики; развеселить, радовать, весельчак, веселье; ветер, вихрь, безветренная, ветерок; речь, речной, река, речушка. - Докажите, что эти слова однокоренные. | 1) У этих слов разное значение, но их объединяет общий смысл, который заключается в корне 2) Они имеют общую буквенную часть – корень (див) Вывод: данные слова родственные. | ||
Сообщение темы урока | |||
- Над какой темой продолжим работать? - Кому эта тема интересна? - Почему она важна? Слайд Слов на свете нам не счесть. В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корни выделять! | - Однокоренные слова. | ||
Самостоятельная работа | |||
- Как найти в слове корень? - Сравните родственные слова, выделите корень. «Лишние» слова зачеркните. | - Надо сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть | ||
Самопроверка по эталону Слайд Лист, листочек, лиса, лиственный. Рис, рисунок, рисовая, рисок. Водичка, водитель, водяной, водица. Холм, холст, холмик, холмистая. | |||
- Кто не допустил ни одной ошибки? - Какие возникли затруднения? | |||
Письмо по памяти | |||
- Для качественной работы необходимо внимание. Потренируем нашу зоркость. Приготовились! - Кто доволен своим вниманием и памятью? - Какие ловушки нас подстерегали в словах? - Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки? Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе знаете? - Какое отношение к теме урока имеет это письмо по памяти? | Запись пословиц и поговорок Слайды Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Дружба заботой да помощью крепка. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Самопроверка по эталону и самооценка Объясняют орфограммы - В предложениях встретились однокоренные слова друзья, дружба, друг, дружок. | ||
Включение нового знания в систему знаний | |||
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной проблемы и цели | - Выпишите родственные слова и выделите корень. Друзья, друг, дружба, дружок. -Все справились с заданием? - Что мы имеем? Как вы искали однокоренные слова? - В чем возникли затруднения? дру- -Подумайте, заключается ли в этой части смысл данного слова.
- Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать последнюю букву в корне в слове … и поставить обычную для корня. Сделаем корни одинаковыми. - Произносится непривычно, неудобно и даже немного непонятно. - При образовании слов и форм звуковой облик корня может меняться, согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова, чередоваться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. - В чем же мы сегодня должны разобраться? Чему будем учиться? - На что обратим особое внимание? - Какие буквы чередуются? - Дополните этот ряд родственных слов и выделите корень: …подружка, подружились, дружный | - Правильно выделять корень - В однокоренных словах последние буквы могут чередоваться. Дополняют ряд родственных слов и выделяют корень: …подружка, подружились, дружный | |
✇ ☺ | - Для дальнейшей работы нам понадобятся силы. Давайте отдохнём, разомнёмся. | Физкультминутка Песня «О дружбе» | |
Словарная работа. Ребусы | |||
Решение учебной проблемы | Слайды с ребусами - Что объединяет все эти слова? - На какие группы можно их разделить? - Подберите к ним родственные слова с чередованием согласных в корне и запишите | Разгадывают ребусы и записывают слова-отгадки: погода - улица - молоко - собака - дорога - горох – каблук – Записывают подобранные родственные слова с чередованием согласных в корне: погода - погожий улица - уличный молоко - молочный собака - собачий дорога - дорожный горох – горошина каблук – каблучок | |
- Составьте рассказ (можно даже небылицу), используя эти словарные слова | Творческая групповая работа «В гостях у фантазёра Фани». Представители групп рассказывают придуманные истории | ||
Зарядка для глаз | - Сегодня мы будем рисовать глазами восьмёрки. Кто догадался почему? | Высказывают предположения | |
Закрепление пройденного | |||
- Прочитайте самые главные для всех нас слова. Слайд мама мамочка матушка мамины материнское - Как вы думаете, какой корень в этих словах? - Давайте воспользуемся возможностями интернета для правильного ответа на вопрос. | Парная работа на компьютерах. Поиск подтверждения (опровержения)выдвинутой гипотезы | ||
Проверка верности выдвинутых гипотез | - Итак, что нового мы узнали?
- Сравните с учебником. Как это правило формулируют ученые? | - Мы узнали, что корни в однокоренных словах могут различаться одной-двумя буквами. Это называется чередованием. Читают правило по учебнику | |
Итог урока | – Какие же слова мы называем однокоренными? - Какие два признака имеют однокоренные слова? - Как найти в слове корень? | Повторяют алгоритм действий: 1. Нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу 2. Выделить в них общую часть | |
Самооценка | |||
Рефлексия | – Какие открытия вы сделали для себя сегодня? - Сосчитайте, сколько слов вы записали. Не забудьте оценить свою работу. | Отвечают с опорой на слайд: - Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… - Я узнал, что… - Я могу объяснить материал друзьям. - Мне нужна помощь. | |
Маленькое чудо | |||
✇ | - Вы отлично поработали, и вас ждёт очень тёплый сюрприз! Слайд-шоу «Моя мамочка» (песня «Моя мама – лучшая на свете…», фотографии мам обучающихся) |
Самоанализ.
Тип урока: открытие нового знания.
Структура урока соответствовала его типу.
Каждый этап преследовал свою цель, в совокупности они работали на цель урока.
- Самоопределение психологически и эмоционально подготовило детей к уроку.
- Актуализация позволила воспроизвести знания, необходимые для открытия нового.
- Этап постановки учебной задачи позволил детям увидеть проблему и определить цель работы.
- Этап «открытия нового знания» позволил уч-ся создать образовательный продукт – правило о чередовании звуков в корне слова.
- На этапе первичного закрепления дети оценили новое знание и сравнили его с нормой, заданной в учебнике.
- Самостоятельная работа с самопроверкой позволила детям убедиться, что новое правило ими усвоено.
Цель этапа включения нового знания в систему - повторение и закрепление ранее изученного, применение нового знания.
- Цель этапа рефлексии – самооценка результатов деятельности, соотнесение цели и результата деятельности.
В ходе работы на уроке были использованы следующие методы работы:
- репродуктивный- формирование умений и навыков через систему упражнений;
- стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;
- эвристический – «открытие»;
Формы организации учащихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Выполнялись дидактические принципы: научности, последовательности, наглядности, доступности, системности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слов на свете нам не счесть. В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корни выделять!
Самопроверка Лист, листочек, лиса , лиственный. Рис, рисунок , рисовая, рисок. Водичка, водитель , водяной, водица. Холм, холст , холмик, холмистая.
Письмо по памяти
Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Дружба заботой да помощью крепка. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Дружба заботой да помощью крепка. Нет лучше дружка , чем родная матушка.
Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок - бочок, друг - дружок, Снег - снежок, пух –пушок.
Какое слово «лишнее»? побелка бельчонок белизна отбеливать
Какое слово «лишнее»? гора горный пригорок гореть
Какое слово «лишнее»? левый лев налево левша
Какое слово «лишнее»? часовой частица часовщик часики
Какое слово «лишнее»? развеселить радовать весельчак веселье
Какое слово «лишнее»? ветер вихрь безветренная ветерок
Какое слово «лишнее»? речь река речной речушка
Словарная работа
П О ГОДа ПО 365 а
Ул и ца тк = ц
м о л о ко , , , ,
с О БАка В дом чужого не пущу. Без хозяина грущу.
Д О РОГа Синоним к слову путь
ГОР О Д
М О РОЗ , , ,
Г О РОХ Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки .
к а блук 321 б а к
В гостях у фантазёра Фани погода улица молоко собака дорога город мороз горох каблук
пого д а - пого ж ий ули ц а - ули ч ный моло к о - моло ч ный соба к а - соба ч ий доро г а - доро ж ный горо х – горо ш ина каблу к – каблу ч ок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"
Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....
Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"
Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....
Однокоренные слова. Чередование согласных в корне
Конспект и презентация урока русского языка во 2-м классе по теме "Однокоренные слова. Чередование согласных в корне"...
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Урок русского языка в 3 классе по теме «Чередование согласных в корне слова"
Урок по теме «Чередование согласных звуков в корне слова» построен на основе технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо») состоящая из трех фаз: ст...
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Самое загадочное чередование согласных в корне слов. Чередование настоящего звука с нулевым звуком", УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным) в корне слова.Планируемые результатыПредметныезнать: правило “правописание слов...