Урок по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Программа: «Школа 2100»
Учитель: Лисина Наталия Александровна
МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ»
Тема: «Сложные слова. Обобщение».
Цель: систематизировать знания учащихся об образовании и правописании сложных слов.
Задачи:
предметные - обобщить знания и умения записывать сложные слова, используя соединительные буквы О, Е;
- определять основы сложного слова;
- применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова;
метапредметные - способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять её;
- развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать чувства взаимовыручки, товарищества, умение работать в группе и самостоятельно.
Планируемые достижения учащихся –осмысление значения сложных слов в речи и их правописание.
Оборудование – мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки.
Ход урока:
Орг. момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Ребята, давайте проверим, как нам удалось освоить тему « Сложные слова» и актуализируем наши знания.
Актуализация знаний
Упражнение «Кто самый внимательный?»
На слайде даны простые и сложные слова, сходные по написанию.
- Вам нужно выписать слова в 2 столбика: 1 столбик – простые слова, 2 столбик – сложные слова.
СЛАЙД
ПРОХОЖИЙ ПЕШЕХОД
ГРУЗОВИК САМОСВАЛ
ПОГРУЗКА ГРУЗОПОДЪЁМНИК
ВЕРТУШКА ВЕРТОЛЁТ
ЛИСТОЧКИ ЛИСТОПАД
- Ребята, встретили ли вы трудности в выполнении этого задания?
- Выделите в словах корень.
- Теперь меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем, правильно ли они распределили и записали слова?
Звукобуквенный анализ слова листопад
– Подскажите мне, пожалуйста, тему нашего урока.
(Сложные слова.)
- Итак, кто мне скажет, какие слова мы называем «сложными»?
(Слова, в составе которых может быть несколько корней, называют «сложными». Например: вертолёт, самокат, верхолаз, первоклассник и т.д.)
СЛАЙД
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Носорог корнеплод
рыболов пешеход
- Какую роль играют «сложные» слова в русском языке?
( Их используют для краткости в речи, вместо того, чтобы использовать словосочетание из двух слов.)
- Какая цель возникает перед вами?
(Применять свои знания и умения распознавать сложные слова, образовывать и писать их грамотно, правильно применять их в своей речи.)
Упражнение «Замени одним словом».
Из словосочетаний образуйте сложные слова, запишите их через запятую, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Любитель книг –
Падают звёзды –
Ловить мышей –
Варить кофе –
Записываем по одному слову у доски, остальные в тетради.
Книголюб, звездопад, мышелов, кофеварка
- Ребята, какие соединительные гласные используются между корнями сложных слов?
(Для образования сложных слов используются соединительные гласные О, Е.)
- В каких случаях используется гласная о, а в каких е?
СЛАЙД
Е после мягких согласных
после шипящих
КАШЕВАР ПТИЦЕЛОВ О в остальных случаях
САМОКАТ МЯСОРУБКА
- Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова?
(на мягкий или твёрдый звук заканчивается первый корень)
Приведите свои примеры
Самостоятельная работа с самопроверкой.
– Прочитайте слово “спортзал”. Задумывались ли вы, как образовалось слово “спортзал”?
(На доску вывешивается запись на листе бумаги: “спортивный зал”. В слове спортивный убирается часть “ивный”, а зал придвигается к части “спорт”.)
– Есть ли в этом слове соединительная гласная?
– А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным?
- Что вы ещё знаете о сложных словах?
(Есть слова, у которых нет соединительного гласного звука.)
Попробуйте привести свои примеры.
СЛАЙД
СПОРТЗАЛ
ФИЗМИНУТКА
Физическая минутка
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.
Упражнение «Сложное слово»
- Можно ли из каждой пары слов составить одно сложное слово?
А сейчас мы посмотрим как вы справитесь в этим заданием.
СЛАЙД Стена, газета.
Нов, город.
Зал, кино.
Фото, кружок
Ученики записывают составленные слова на доске и в тетрадях.
- Скажите, есть ли в этих словах соединительные гласные?
( Нет. Корни этих слов соединены без соединительных гласных.)
- Выделите корни слов.
Упражнение «Сложи слово» (устная коллективная работа)
- Соедините части сложных слов.
Слова на доске:
ВЕЗДЕ СЕК
ДРОВО КОСИЛКА
ВЕРХО ХОД
СЕНО ЛАЗ
Физ. минутка для глаз
презентация
Самостоятельная работа
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Дров_сек, зуб_чистка, мух_мор, мор_ход, сам_вар, земл_коп, стал_вар, звезд_ пад.
– Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.
Самопроверка по таблице на доске.
Работа по учебнику
Упр. 137
-Прочтите еще раз записанные слова. О ком можно так сказать?
(О людях, о человеке.)
-Легко ли соотнести все эти слова с одним человеком?
(Трудно. Это был бы идеал. Но каждый человек стремиться быть лучшим.)
-Какие из данных слов характеризуют работу на уроке каждого из вас лично?
(Ответы детей. Трудолюбивый, дружелюбный.)
ВАМ ДОМА НУЖНО БЫЛО НАРИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА И НАПИСАТЬ 7 СЛОЖНЫХ СЛОВ О СЕБЕ. ПО ОДНОМУ ВЫХОДИМ К ДОСКЕ, ПОКАЗЫВАЕМ ЛИСТОК И ЧИТАЕМ СЛОВА.
Самостоятельная работа по карточке
-Я предлагаю вам самостоятельную работу. И очень надеюсь, что названные качества вы примените при выполнении нового задания.
Перед вами карточки с текстом. Ксюша прочти, пожалуйста, нам этот текст.
В деревне.
Оксана была девочкой черн..окой смуглянкой. Это была жизн..радостная и люб..пытная девочка. Она любила наблюдать за деревенской жизнью.
Желт..крылые бабочки перелетают с цветка на цветок. Колокольчики, бел..снежная кашка и желт..глазая ромашка радостно встречают их.
На дорожке к дому вокруг сем..летней бел..курой девочки кружилась двухлетняя сестрёнка.
Оксана подбежала к ним и девочки помчались к реке.
- Все ли слова вам знакомы? Слово кашка….. Работа со словарем
-А теперь проверьте свою работу.
слайд
В деревне.
Оксана была девочкой черноокой смуглянкой. Это была жизнерадостная и любопытная девочка. Она любила наблюдать за деревенской жизнью.
Желтокрылые бабочки перелетают с цветка на цветок. Колокольчики, белоснежная кашка и желтоглазая ромашка радостно встречают их.
На дорожке к дому вокруг семилетней белокурой девочки кружилась двухлетняя сестрёнка.
Оксана подбежала к ним и девочки помчались к реке.
- Какие вы молодцы! Порадуйтесь за себя и своих друзей!
- Ваши успехи налицо и я рада за вас!
Задание «Найди закономерность»
СЛАЙД
Г..лубоглазая,
м..реходное,
жел..знодорожный.
- Что можете сказать об этих словах?
( Это сложные слова, имена прилагательные. Ударение в сложных словах всегда падает на второй корень.
- Какие затруднения у вас возникают?
(В этих словах пропущена безударная гласная в первом корне.)
Подобрав проверочные слова, дети записывают сложные слова, выделив корень.
- Я рада, что и с этим заданием вы справились! А значит, ваше трудолюбие и усердие на уроках русского языка вознаграждается новыми знаниями и умениями.
-Чему нас учит это упражнение?
(правильно ставить ударение в сложных словах.)
Итог урока
Итак, что же такое сложные слова? Незнайка ответил на этот вопрос так: “Все непонятные слова называются сложными”. Буратино сказал: “Все длинные слова – это сложные”. Домовой Афанасий ответил: “Слова, в которых сложены две основы, называются сложными”. Кто из них прав?
А теперь запишите домашнее задание. Вам нужно сочинить сказку о сложных словах.
–Выполнили вы цель?
- Научились ли вы писать сложные слова?
Рефлексия
Ребята, вначале урока мы говорили с вами об осени. Самое красивое явление в природе – это… листопад. Я хочу, чтобы этот урок закончился листопадом. А какого цвета будет наш листопад выбирать вам. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красный листочек, кто работал на “хорошо” – покажите зелёный листочек, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите желтый листочек.
- Покажите каждый свой листочек! Какие вы молодцы! Я разделяю с вами вашу радость!
-Надеюсь, что интерес к учёбе, к знаниям не иссякнет!
-Наш урок окончен! До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...