Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена для 4 класса по УМК "Планета Знаний". В нее входит титульный лист. пояснительная записка. календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Состоит из титульного листа, пояснительной записки, календарно-тематического планирования | 64.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39»
УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
название предмета
(базовый уровень)
для 4-а класса
Составители:
Герасимова Т,А., учитель начальных классов
1 квалификационной к.
Воскресенск
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку в 4 классе на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе Настоящего Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов разработано в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 02.02.2011;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
- Примерные образовательные программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Министерство образования Московской области, Академия социального управления).
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 4 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой) Программы курса «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, Астрель 2013 г. , составлена в соответствии с требованиями документов ФГОС НОО
На программу отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.
Целью данного курса является: организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.
Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:
1) дать представление о богатстве и выразительности средств русского языка;
2) обеспечить усвоение знаний в области лексики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
3) сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас и способствовать развитию познавательных, творческих способностей детей.
Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания русского языка в начальной школе в направлении интеграции знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие и гуманистические ценности.
Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, о связи русского языка с историей культуры народа, о ценностях и нравственных устоях наших предков, отражённых в слове, пословицах, фразеологизмах.
Таким образом, данная рабочая программа по русскому языку для 4 класса:
- соответствует ФГОС;
- сохраняет особенности программы по русскому языку для 4 класса, разработанной Л.Я.Желтовской.
Основное содержание программы
Содержание рабочей программы соответствует авторской без внесения изменений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием
культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия язы
ковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способ
ность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;
эмоциональноценностное отношение к конкретным поступкам.
Учащиеся получат возможность для формирования: чувства сопричастности к развитию, сохранению само
бытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых
средств при общении; личностного смысла учения, для определения даль
нейшего образовательного маршрута;
способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими
требованиями;
способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, вклю
чая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности:
вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных,
имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в
глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с одно
родными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву
для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать(70–90 слов) и писать под диктовку тексты (75–80 слов),
включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно ре
агировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах; выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях ре
шения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно)
или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной
задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину,
время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить её в последующих письменных работах; составлять устный рассказ на определённую тему с ис
пользованием разных типов речи: описание, повествование,рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта,
Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь, слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач,
прогнозировать результаты выполнения задания; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при
решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;
распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий
план действий и конечную цель; руководствоваться правилом при создании речевого
высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); осуществлять само и взаимопроверку и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;
оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удержи
вать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы; вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания; планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.; регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание; предполагать, какая дополнительная информация
будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения); находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
строить логические рассуждения, проводить аналогии, ипользовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы; составлять сложный план текста;
передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; самостоятельно делать выводы; приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
понимать тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, определять главную мысль,
озаглавливать тексты;
передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
владеть диалоговой формой речи;
формулировать собственное мнение и позицию;
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; при работе группы задавать вопросы, уточнять план
действий и конечную цель; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
Требования к оценке знаний учащихся
Диктант
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы;
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх исправлениях отметка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант
количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). Для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1. Основная учебная литература
Учебник «Русский язык» (2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (автор Л.Я.Желтовская).
2. Дополнительная литература:
О. В. Узорова, Е. А.Нефёдова Справочное пособие по русскому языку 3 класс.
Мишакина Тесты по русскому языку 4 класс.
Учебное оборудование
Технические средства обучения ( средства ИКТ)
Принтер , 4 нетбука, 1 ноутбук, документ-камера, комплекс оперативного контроля знаний.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО
_____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
Календарно - тематический план
по русскому языку 4-а класс
на 2014 - 2015 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | Характеристика деятельности учащихся | |||||
Общаемся устно и письменно…(вспоминаем, повторяем) ( 23 ч.) Особенности устной речи (2ч) | ||||||||||
1 | 1 (1) | Актуализация знаний о теме, основной мысли текста. | 01-05.09 | Наблюдать за особенностями устной народной речи | ||||||
2 | 2 (2) | Наблюдение над свойствами русского ударения. | Составлять связный текст | |||||||
3 | 3 (1) | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма ( 6 ч) Нормы произношения и правописания гласных в словах. | Оценивание правильности звучащей речи | |||||||
4 | 4 (2) | Актуализация сведений о нормах произношения и правописания гласных в словах. | Классифицировать типы орфограмм в словах по разным основаниям | |||||||
5 | 5 (3) | Актуализация сведений о нормах произношения и правописания согласных в словах. | Контролировать грамотность записей в процессе письма и после | |||||||
6 | 6 (4) | Нормы произношения и правописания согласных в словах. | 08-12.09 | Сопоставлять произношение и написание слов с парными непроизносимыми согласными | ||||||
7 | 7 (5) | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм. | Классификация слов по орфограммам | |||||||
8 | 8 (6) | Упражнение в различении и написании слов с разделительными ъ и ь знаками | Различать правила написания слов с разделительными ъ и ь знаками | |||||||
В устной речи интонации, а в письменной… пунктуация ( 12 ч) | ||||||||||
9 | 9 (1) | Различие и оформление предложений по цели высказывания. | Устанавливать связь интонации и знаков препинания | |||||||
10 | 10 (2) | Знакомство с интонационными средствами ( тон, междометия). | Преобразовывать интонации в использование на письме соответствующих знаков | |||||||
11 | 11 (3) | Знакомство с обращением. | 15-19.09 18.09 | Анализировать предложения с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла | ||||||
12 | 12 (4) | Знакомство с интонационными средствами (логическое ударение, смысловая пауза). | Подбирать логическое ударение для уточнения смысла высказывания | |||||||
13 | 13 (5) | Знакомство со средствами выделения важных по смыслу слов в письменной речи (курсив, подчеркивание) | Соотносить слова в предложении со средствами выделения важных слов | |||||||
14 | 14 (6) | Контрольный диктант: «Повторение изученного в 3 классе» | Выполнять задания контрольной работы | |||||||
15 | 15 (7) | Анализ контрольной работы. Знакомство со знаками препинания при перечислительной интонации. | Оценка своей деятельности, графически оформлять орфограммы Устанавливать взаимосвязь между интонацией и пунктуацией | |||||||
16 | 16 (8) | Обучающее изложение повествовательного текста. | 22-26.09 25.09 | Писать текст по плану | ||||||
17 | 17 (9) | Анализ изложения. Знакомство с этикетными словами а и фразами | Графически оформлять орфограммы. Подбирать этикетные слова с разными жизненными ситуациями | |||||||
18 | 18 (10) | Упражнение в «чтении» знаков препинания и расстановке их при восприятии текста на слух | Сотрудничество в паре | |||||||
19 | 19 (11) | Контрольный диктант «Пунктуация» | Применять полученные знания | |||||||
20 | 20 (12) | Работа над ошибками. Расстановка знаков препинания | Соотношение допущенных ошибок с соответствующей орфограммой | |||||||
Уроки творчества (3ч) | ||||||||||
21 | 21 (1) | Составление текста поздравления | 29.09-03.10 | Оценивание своей работы. Составлять текст поздравления | ||||||
22 | 22 (2) | Свободный диктант и его анализ | Использовать изученные правила при фиксации собственных мыслей, работать в паре | |||||||
23 | 23 (3) | Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений. | Осознанно использовать в высказываниях глаголы в разных формах | |||||||
Анализируем и строим предложения (22ч.) Выражаем мысли и чувства…Предложение (1ч) | ||||||||||
24 | 1 (1) | Распространенные и нераспространенные предложения | Наблюдать над строением предложений | |||||||
Части речи и члены предложения.(1ч) | ||||||||||
25 | 2 (1) | Главные и второстепенные члены предложения. | Моделировать предложение с опорой на схему | |||||||
Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (6ч) | ||||||||||
26 | 3(1) | Неопределённая форма глаголов (повторение). | 06-10.10 | Устанавливать зависимость общего значения предложения от выбора временных форм глагола | ||||||
27 | 4(2) | Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени. | Обобщать с опорой на план, приводить примеры глаголов в форме прошедшего времени | |||||||
28 | 5(3) | Формы глаголов в настоящем и будущем времени. | Различать формы глаголов в настоящем и будущем времени. | |||||||
29 | 6(4) | Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам. | Наблюдение за изменением глаголов с опорой на таблицу | |||||||
30 | 7(5) | Глаголы 1 и 2 спряжения в формах будущего времени | Наблюдение над признаками двух типов спряжений | |||||||
31 | 8(6) | Повторение о формах глагола | 13-17.10 | Сотрудничество в работе в паре | ||||||
Правописание глаголов (7ч) | ||||||||||
32 | 9(1) | Знакомство с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах | Участвовать в составлении алгоритма | |||||||
33 | 10 (2) | Упражнение в правописании глаголов 2 лица ед.числа. | Сотрудничество во время взаимопроверки | |||||||
34 | 11(3) | Упражнение в употреблении ь после шипящих в глаголах и именах существительных. | Определять орфограмму | |||||||
35 | 12 (4) | Знакомство с правописанием безударных личных окончаний глагола. | Обсуждение схем-рисунков | |||||||
36 | 13 (5) | Выбор гласных е-и в зависимости от спряжения глагола. | 20-24.10 23.10 | Анализировать правописание слов с основой на алгоритм | ||||||
37 | 14 (6) | Упражнение в выборе гласных е-и в правописании безударных личных окончаниях | Использовать алгоритм написания е-и в безударных личных окончаниях | |||||||
38 | 15 (7) | Упражнение в спряжении глаголов с непроверяемыми орфограммами. | Решение орфографических задач | |||||||
39 | 16 (1) | Проверочные работы (7ч) Итоговый контрольный диктант за 1 четверть | Применение изученных правил | |||||||
40 | 17 (2) | Урок-тренинг. Упражнение в написании личных окончаний глаголов | Наблюдение над нетипичными случаями спряжения глаголов | |||||||
41 | 18 (3) | Работа над ошибками. Упражнение в выборе гласных е-и в зависимости от спряжения глагола. | 27-31.10 | Устанавливать причины появления ошибок, устранять их | ||||||
42 | 19 (4) | Изложение повествовательного текста. | Письмо по плану | |||||||
43 | 20 (5) | Работа над ошибками. Упражнение в спряжении глаголов. | Устранение ошибок | |||||||
44 | 21 (6) | Закрепление написания безударных личных окончаний глаголов | Решение орфографической задачи о выборе безударных личных окончаний | |||||||
45 | 22 (7) | Тренировочные упражнения в написании безударных личных окончаний глаголов | Сотрудничество во взаимопроверке | |||||||
Анализируем и строим предложения (продолжение) (10ч) Правописание глаголов (продолжение) (4ч) | ||||||||||
46 | 1 (1) | Упражнение в выборе гласных е-и в написании безударных личных окончаний | 10-14.11 13.11 | Решение орфографической задачи, рассуждая по плану | ||||||
47 | 2 (2) | Упражнение в выборе гласных е-и в написании безударных личных окончаний при изменении условий. | Отличать написание глаголов, в окончании которых пишутся -е или -и | |||||||
48 | 3 (3) | Упражнение в спряжении глаголов с непроверяемыми орфограммами | Соотносить глаголы с проверяемыми и непроверяемыми окончаниями | |||||||
49 | 4 (4) | Контрольный диктант «Правописание глаголов» | Самостоятельное применение изученных правил | |||||||
Выражение сказуемого разными формами времени глаголов (1ч) | ||||||||||
50 | 5 (1) | Работа над ошибками. Обобщение сведений о формах времени глаголов. | Обобщать материал об изученных явлениях языка | |||||||
Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях(1ч) | ||||||||||
51 | 6 (1) | Наблюдение над выражением сказуемых глаголами «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях | 17-21.11 | Выбор нужного глагола , разносторонний анализ предложений | ||||||
Творческие работы(4ч) | ||||||||||
52 | 7 (1) | Свободный диктант. | 20.11 | Осознанно использовать в высказываниях глаголы в разных формах | ||||||
53 | 8 (2) | Сочинение на основе личных наблюдений о загадках природы. | «Проба пера»: составлять загадки | |||||||
54 | 9 (3) | Контрольное списывание | Самостоятельное списывание текста с грамматическими заданиями | |||||||
55 | 10 (4) | Работа над ошибками. Синтаксический разбор предложений. | Устранение ошибок. Работа с опорой на план | |||||||
Развёртываем , распространяем мысли…( 23ч.) Используем второстепенные члены предложения (4ч) | ||||||||||
56 | 1 (1) | Сопоставление распространенных и нераспространенных предложений | 24-28.11 | Использование зависимых слов и второстепенных предложений | ||||||
57 | 2 (2) | Упражнение в склонении имен прилагательных | Осознание приемов связи слов в словосочетаниях | |||||||
58 | 3 (3) | Повторение падежных форм имен существительных | Анализировать и формулировать ответы с опорой на таблицу | |||||||
59 | 4 (4) | Знакомство с приемом проверки безударных падежных окончаний прилагательных и существительных | Работа по аналогии | |||||||
Предложения с однородными членами(12ч) | ||||||||||
60 | 5 (1) | Знакомство с однородными подлежащими и сказуемыми, соединенными союзами а, но | Выявлять новые особенности предложений | |||||||
61 | 6 (2) | Работа с предложениями с однородными членами. | 01-05.12 | Работа со схемами, делать анализ предложений | ||||||
62 | 7 (3) | Упражнение в написании предложений с однородными членами , соединенными союзами и , да | Рассуждать о постановке запятой в предложениях, наблюдение за союзами в предложении | |||||||
63 | 8 (4) | Знакомство с предложениями с однородными второстепенными членами | Сопоставление предложений | |||||||
64 | 9 (5) | Упражнение в нахождении однородных членов, установлении стрелками из связи с главным словом | Анализ предложений, работать со схемами | |||||||
65 | 10 (6) | Упражнение в постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами | Находить верные способы и приемы решения пунктуационных задач | |||||||
66 | 11 (7) | Отличие простого предложения с однородными членами от сложных. | 08-12.12 11.12 | Сравнение структуры простого и сложного предложений | ||||||
67 | 12 (8) | Списывание текста | Сверять записанное с образцом учебника | |||||||
68 | 13 (9) | Обобщение написания предложений с однородными членами | Сотрудничество во время взаимопроверки | |||||||
69 | 14 (10) | Контрольный диктант «Предложения с однородными членами». | Определять структуру предложений | |||||||
70 | 15 (11) | Работа над ошибками. Построение предложений с однородными членами | Применять полученные знания | |||||||
71 | 16 (12) | Упражнение в написании слов с однородными членами предложения. | 15-19.12 | Устанавливать причины появления ошибок и устранять их | ||||||
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) 7ч | ||||||||||
72 | 17 (1) | Признаки разных типов текста. | Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения , аргументировать выдвинутые положения, делать выводы | |||||||
73 | 18 (2) | Средства раскрытия темы и основной мысли текстов. | Различать типы текстов | |||||||
74 | 19 (3) | Обучающее изложение повествовательного текста с опорой на план. | Воспроизводить содержание, анализировать и корректировать собственные высказывания | |||||||
75 | 20 (4) | Работа над ошибками. Упражнение в различии типов текстов. | Исправление допущенных ошибок | |||||||
76 | 21 (5) | Сочинение - описание предмета | 22-26.12 23.12 |
| Составлять высказывание | |||||
77 | 22 (6) | Итоговый контрольный диктант за 2 четверть. | Самостоятельное применение полученных знаний | |||||||
78 | 23 (7) | Анализ диктанта. Составление текста описания. | Исправление ошибок, составление высказываний | |||||||
Части речи, их формы и правописание (обобщаем, изучаем) 52ч Слово как часть речи (2ч) | ||||||||||
79 | 1 (1) | Наблюдение над ролью различных частей речи. | Обобщить известные языковые факты и выдвижение новых задач по их изучению | |||||||
80 | 2 (2) | Сочинение о зиме | ||||||||
81 | 3 (1) | Формы частей речи (7ч) Повторение форм числа различных частей речи. | 12-16.01 | Устанавливать общее в изменениях частей речи по числам | ||||||
82 | 4 (2) | Изменение по родам различных частей речи |
| Различать особенности рода у различных частей речи | ||||||
83 | 5 (3) | Упражнение в правильном использовании падежных форм некоторых существительных | Соотносить существительные и прилагательные с определенным родом | |||||||
84 | 6 (4) | Изменение личных местоимений по числам, а в 3 лице единственного числа по родам. | Работать в парах при решении орфографических задач | |||||||
85 | 7 (5) | Глагол и его личные формы | Работать в соответствии с планом | |||||||
86 | 8 (6) | Повторение спряжения глаголов | 19-23.01 | Различать суть терминов «спряжение», «склонение» | ||||||
87 | 9 (7) | Повторение Склонения имен существительных | Соотносить предлоги с определенными падежами | |||||||
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (43ч) | ||||||||||
88 | 10 (1) | Обобщение и закрепление изученного. Знакомство с тремя склонениями существительных. | 22.01 | Определить значение склонения для умения грамотно писать безударные падежные окончания | ||||||
89 | 11 (2) | Контрольный диктант «Правописание частей речи» | Применение полученных знаний | |||||||
90 | 12 ( 3) | Закрепление определения склонений, в выборе падежного окончания | Формировать умение в выборе правильного окончания с опорой на таблицу | |||||||
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе (8ч) | ||||||||||
91 | 13 (1) | Сопоставление способов проверки безударных гласных | 26-30.01 |
| Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных | |||||
92 | 14 (2) | Упражнение в проверке безударных окончаний существительного ударным окончанием. | Проверка при помощи слов -ключиков | |||||||
93 | 15 (3) | Буква – и - в окончаниях существительных 1 и 3 склонения. | Соотнесение слова с определенным склонением | |||||||
94 | 16 (4) | Буква – е- в окончаниях существительных 1 и 2 склонения. | Соотнесение склонения и падежа | |||||||
95 | 17 (5) | Употребление е - и в падежных окончаниях имён существительных разных склонений | Пользуясь обобщенными способами решения орфографической задачи, выбирать нужную безударную гласную | |||||||
96 | 18 (6) | Выбор в безударных падежных окончаниях гласных а или о | 02-06.02 | Анализировать слова в соответствии с алгоритмом , выбор правильного окончания | ||||||
97 | 19 (7) | Написание безударных падежных окончаний существительных | Сотрудничество во время взаимопроверки | |||||||
98 | 20 (8) | Закрепление написания падежных безударных окончаний существительных ед. ч. |
| Применение изученных правил | ||||||
Безударные падежные окончания существительных множественного числа(9ч) | ||||||||||
99 | 21 (1) | Проверка безударного падежного окончания существительных множественного числа | Обобщить способы проверки безударных падежных окончаний | |||||||
100 | 22 (2) | Наблюдение по таблице безударных падежных окончаний существительных множественного числа | Формулировать выводы на основе наблюдений | |||||||
101 | 23 (3) | Ознакомление с правописанием безударных падежных окончаний существительных именительного и родительного падежа множественного числа. | 09-13.02 |
| Формулировать выводы на основе наблюдений | |||||
102 | 24 (4) | Гласный – а- в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей существительных множественного числа. | Сопоставить окончания дательного, творительного и предложного падежей существительных множественного числа.
| |||||||
103 | 25 (5) | Обучающее сочинение по картине « Три богатыря» | Составлять текст,, обмен мнениями | |||||||
104 | 26 (6) | Анализ сочинения. Написание падежных окончаний существительных множественного числа | Исправление ошибок Выбирать более экономный способ проверки безударных окончаний | |||||||
105 | 27 (7) | Упражнение в написании безударных падежных окончаний | Выполнять взаимопроверку и самопроверку | |||||||
106 | 28 (8) | Тренировочные упражнения в написании безударных падежных окончаний | 16-20.02 17.02 | Выполнять упражнения | ||||||
107 | 29 (9) | Контрольный диктант « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | Грамотно писать под диктовку | |||||||
Безударные падежные окончания имён прилагательных (7ч) | ||||||||||
108 | 30 (1) | Работа над ошибками. Наблюдение за падежными окончаниями имён прилагательных по таблице. |
| Выявлять причины недочетов, исправлять ошибки, анализ информации, обобщать признаки явлений по таблице окончаний | ||||||
109 | 31 (2) | Упражнение в проверке безударных окончаний имён прилагательных. | Использовать обобщенный способ при выборе окончаний | |||||||
110 | 32 (3) | Проверка написания безударных падежных окончаний прилагательных женского рода по ударным окончаниям вопросов. | Использовать обобщенный способ при выборе окончаний прилагательных женского рода | |||||||
111 | 33 (4) | Проверка безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода по ударным окончаниям вопросов. | 24-27.02 | Использовать обобщенный способ при выборе окончаний мужского и среднего рода | ||||||
112 | 34 (5) | Краткое изложение | Понимать и воспроизводить содержание текстов | |||||||
113 | 35 (6) | Анализ изложения. Проверка безударных окончаний прилагательных –ы- или –и-. | Анализировать изложение, применение способов решения орфографических задач | |||||||
114 | 36 (7) | Проверка безударных окончаний -и- или –е-. | Составление модели к изученной орфограмме | |||||||
115 | 37 (1) | Правописание падежных форм личных местоимений (2ч) Правописание падежных форм личных местоимений. | Работать в соответствии с планом | |||||||
116 | 38 (2) | Упражнение в склонении личных местоимений. | 02-06.03 | Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений. | ||||||
117 | 39 (1) | Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) (9ч) Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | Решать орфографические задачи, отвечать на вопросы | |||||||
118 | 40 (2) | Упражнение в правописании падежных форм склоняемых частей речи. | Находить ключевые образные слова в художественных стихотворных текстах. | |||||||
119 | 41 (3) | Урок-тренинг. Обобщение правописания падежных форм склоняемых частей речи | Самостоятельно понимать текст и излагать его содержание. | |||||||
120 | 42 (4) | Контрольное изложение | 03.03 | Анализировать ошибки в изложении, применять изученные правила и способы действий | ||||||
121 | 43 (5) | Анализ изложения. Упражнения в правописании изученных орфограмм | 10-13.03 | . Работать в парах, выдвигать собственные гипотезы, обосновывать их и обмениваться мыслями | ||||||
122 | 44 (6) | Тренировочные упражнения в правописании падежных форм склоняемых частей речи | Применять изученные правила и способы действий | |||||||
123 | 45 (7) | Упражнение в склонении личных местоимений. | Анализировать ошибки контрольной работы, применять полученные знания | |||||||
124 | 46 (8) | Составление текста с опорой на авторский текст. | Создавать собственные высказывания типа описания, использовать сравнения и эпитеты. | |||||||
125 | 47 (9) | Анализ творческой работы. Упражнение в написании безударных гласных, парных согласных. | Анализировать ошибки творческой работы, применять полученные знания | |||||||
126 | 48 | Упражнение в правописании падежных окончаний существительных и прилагательных | 16-20.03 19.03 | Работать в парах, оценивать результаты работы соседа по парте. | ||||||
127 | 49 | Безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений. | Аргументировать выбор нужной буквы в слове | |||||||
128 | 50 | Обобщение правописания падежных форм склоняемых частей речи. | Находить орфограммы и объяснять свой выбор | |||||||
129 | 51 | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть. | Применять изученные правила и способы действий, выполнять задания контрольной работы | |||||||
130 | 52 | Анализ диктанта. Устное сочинение о первоцветах. | Устанавливать причины появления ошибок, устранять их | |||||||
Части речи, их формы и правописание (обобщаем, изучаем) (10 ч) | ||||||||||
131 | 1 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных. | 30.03-03.04 | Обсуждать с одноклассниками синтаксическую роль прилагательных | ||||||
132 | 2(1) | Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) (9ч) Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) | Дифференцировать части речи на самостоятельные и служебные | |||||||
133 | 3(2) | Формы имён прилагательных. | Наблюдать над ролью употребления в предложениях полных и кратких прилагательных | |||||||
134 | 4(3) | Знакомство с причастиями. | Наблюдать над ролью употребления причастий в текстах. | |||||||
135 | 5(4) | Наречия как часть речи. | Наблюдать над ролью употребления наречий в текстах. | |||||||
136 | 6(5) | Знакомство с деепричастиями. | 06-10.04 09.04 | Наблюдать над ролью употребления деепричастий в речи. | ||||||
137 | 7(6) | Частицы – служебные части речи. | Выявлять смысл пословиц, употреблять пословицы в своей речи. | |||||||
138 | 8(7) | Предлоги, союзы – служебные части речи. | Наблюдать над ролью употребления в речи служебных частей речи. | |||||||
139 | 9(8) | Контрольный диктант « Изменение и правописание частей речи». | Применять изученные правила при письме под диктовку. | |||||||
140 | 10 (9) | Работа над ошибками. Написание со словами частицы не, предлогов, союзов. | Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | |||||||
141 | 13 | Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем) (30ч) Язык и речь. Слово (3ч) Обобщение сведений о слове. | 13-17.04 | Осознавать роль языка, обобщать полученные сведения. | ||||||
142 | 14 | Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. | Находить информацию о значении слова, употреблять в речи слова, значения которых известны говорящему. | |||||||
143 | 15 | Лексическое и грамматическое значение слова. | Выбирать части речи для решения речевой задачи. | |||||||
144 | 16 | Упражнение в правописании слов на изученные орфограммы. | Обобщать знания о способах действий с опорой на материал орфографической таблицы. | |||||||
145 | 17 | Изложение повествовательного текста | Понимание содержание, составление плана, последовательное изложение текста по плану | |||||||
146 | 18 | Анализ контрольного изложения. Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению). | 20-24.04 | Исправление ошибок и недочетов | ||||||
147 | 19 | Проверочные работы (5 ч) Предупредительный диктант и его анализ. | Находить орфограммы и аргументировать выбор нужной буквы в слово. | |||||||
148 | 20 | Свободный диктант | Письмо текста | |||||||
149 | 21 | Письмо слов с изученными орфограммами | Работа в паре, в группе | |||||||
150 | 22 | Текст - описание картины (репродукции). | Составлять текст по картине | |||||||
151 | 23 | Текст - рассуждение и средства связи его частей. | 27-30.04 | Закрепление особенностей текста- рассуждения | ||||||
152 | 24 | Предложение. Текст (10 ч) Отличие предложения от текста. | Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений. | |||||||
153 | 25 | Распространение мыслей в предложении и тексте. | Анализировать строение предложений и составлять предложения из слов и словосочетаний. | |||||||
154 | 26 | Связи частей и предложений в тексте (8ч) Связи частей и предложений в тексте. | Наблюдать над использованием в текстах о войне и Победе специальной лексики, выражений, предложений | |||||||
155 | 27 | Составление инструкции как разновидности текста-повествования. | Составлять текст | |||||||
156 | 28 | Упражнение в выделении в текстах композиционных частей | 05-08.05 | Составление высказываний на разные темы, используя разные типы речи | ||||||
157 | 29 | Продолжение наблюдения над композиционными частями и средствами связи | Наблюдение над композицией и средствами связи в тексте в жанре истории | |||||||
158 | 30 | Письмо слов на изученные орфограммы | Общение во времявзаимопроверки | |||||||
159 | 31 | Изложение-описание А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину | |||||||
160 | 32 | Работа над ошибками. Упражнение в составлении текста | Исправление ошибок и недочетов | |||||||
161 | 33 | Обобщение и закрепление изученного. Упражнение в правописании слов на изученные орфограммы | 12-15.05 14.05 | Самостоятельное применение полученных знаний Общение в группе ,в парах | ||||||
162 | 1 | Язык мой – друг мой (9ч) Работа над ошибками. Роль языка в жизни человека. | Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей. | |||||||
163 | 2 | Контрольный диктант за год. | Давать советы по корректировке высказываний, выражать собственные мнения | |||||||
164 | 3 | Работа над ошибками Письмо слов с изученными орфограммами | ||||||||
165 | 4 | Составление текста письма другу. | Применение правил составления письма | |||||||
166 | 5 | Составление отзыва о прочитанной книге | 18-22.05 | Выражение собственных мнений | ||||||
167 | 6 | Самостоятельное составление отзыва о прочитанной книге | Использовать алгоритм написания отзывов | |||||||
168 | 7 | Сочинение по картине | Составление текста | |||||||
169 | 8 | Работа над ошибками Обсуждение проектов | Исправление ошибок | |||||||
170 | 9 | Презентация проектов. | Презентовать проектные работы | |||||||
Итого | часов | В том числе: | |||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 1-контр. списывание;1- к. изл.; 7- темат.диктантов, 4- итоговых | ||||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО
_____________ /__________________/
подпись расшифров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...