О МЕТОДАХ ПОВТОРЕНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ КОРНЯ
статья по русскому языку на тему

   Повторение правописания реализуется на практике с помощью различных методов. Остановимся на тех из них, которые способствуют развитию и совершенствованию навыков правописания безударных гласных корня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О МЕТОДАХ ПОВТОРЕНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ КОРНЯ

Н. Н. Маслова (г. Рязань)

Научный руководитель – доцент Т. И. Мишина

   В современной школе одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивающих точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из школьной практики известно, что орфографическая грамотность учащихся в настоящее время ещё не достигает должного уровня, о чём свидетельствует результаты итоговых письменных работ по русскому языку, проводимых в 4 классе. Отсюда возрастает роль повторения изученного орфографического материала. В частности, это касается и повторения безударных гласных корня. Повторение – это непременное условие прочного усвоения знаний.

   Повторение правописания реализуется на практике с помощью различных методов. Остановимся на тех из них, которые способствуют развитию и совершенствованию навыков правописания безударных гласных корня.

   Например, в нашем языке встречается большое количество слов, семантика, морфемный состав и правописание которых могут быть выяснены только с помощью этимологических справок. Работе со словами с «затемнённым составом» в начальной школе не уделяется особого внимания: работу с ними заменяет механическое запоминание.  Это одна из причин появления орфографических ошибок.

По мнению Г. Н. Приступы, А. В.Текучёва, Н. П. Каноныкина, при изучении правописания слов с безударными гласными в корне обращение к этимологическому анализу особенно эффективно. Отсюда объяснение правильного написания слова, опирающееся на выяснение его первичного значения и первоначальной структуры – результативный метод повторения.

   Повторение безударных гласных корня носит чисто практический характер. Например, в учебнике русского языка для 4 класса автора Т. Г. Рамзаевой при изучении темы «Первое и второе спряжение глаголов» в текстах упражнений встречается большое количество слов с безударными гласными в корне. В данном случае (и подобных) будет актуальным обратиться к повторению правописания этой орфограммы с помощью этимологической справки.

  • «… В декабре льдины напирают друг на друга, крошатся и       кружатся…»

Декабрь – от римского «десятый» (десять); все названия месяцев взяты нами из древнеримского календаря. Но римский новый год начинается 1 марта, поэтому декабрь – «десятый» месяц.

  • «Крепкую дружбу и топором не разрубишь»

Топор – от «топать, тяпать», то есть ударять, сечь, рубить.

   Учитель может предлагать учащимся выполнение упражнений, например, составление словосочетаний или предложений со словами, этимология которых интересна и занимательна, подбор  родственных слов к данным с учётом истории слова, включение их в творческие работы и подобные варианты заданий.  

   Чтобы данная работа в достаточной мере закрепила знания детей в области правописания безударных гласных корня на завершающем этапе изучения орфографии в начальной школе, детям можно предложить вести специальные словарики «Слова с труднопроверяемыми безударными гласными в корне слова». Приведём примеры подобной записи.

  • Веснушка – от «веснуха» (весна). Пигментные пятна, появляющиеся весной.
  • Лягушка – от «ляга» (бедро). Такое название было дано этому животному за его длинные "ляги" - бедра.
  • Кисель - «кислый, квашеный». Старое значение — «похлебка из овсянки».

Сейчас – это сладкое холодное студенистое блюдо с добавлением крахмала.

  • Голубой – от «голубь», по цвету шеи голубя.

   Рассмотрим ещё один метод повторения безударных гласных корня, который, к сожалению, не получил в начальной школе достаточно широкого распространения, несмотря на свою методическую ценность. Это метод орфографического разбора. Данный метод повторения помогает связать орфографическое правило и письмо. Необходимость применений этого метода при повторении правописания безударных гласных очевидна: с помощью орфографического разбора и обосновывается соответствующее написание, и закрепляется данная орфограмма. Орфографический разбор должен быть предельно лаконичным и максимально целенаправленным.  

Можно предложить следующий план орфографического разбора: указать и  подчеркнуть орфограмму, назвать её тип, сформулировать кратко правило, объяснить написание. Например, объясним написание выделенных орфограмм в предложении «В… сна кр…сна цв..тами, ос..нь – хл..бами, а з..ма – сн..гами».

  • Весна – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово так, чтобы эта гласная стала ударной. Проверяем: весна – вёсны. Надо писать букву е, так как в ударном слоге слышится «ё». 
  • Красна – проверяемая безударная гласная в корне слова. В корне пишем а, потому что в ударном слоге слышится «а» (красный).
  • Цветами – безударная гласная  е в корне слова, проверяемая ударением. Проверяем: цвет – цветы. Нужно писать е

 и так далее.

   Профессор Г. Н. Приступа указывает, что в ходе разбора приводится не полная формулировка правила, а лишь та его часть, которая объясняет данное конкретное написание.

   Использование этимологических справок и орфографического разбора в процессе повторения безударных гласных корня слова на завершающем этапе изучения орфографии в начальной школе поможет учителю «оживить» уроки, привить детям любовь к родному слову и истории нашего языка, а следовательно, уважение к народу – создателю «великого, могучего,  правдивого и свободного русского языка», который И. С. Тургенев завещал любить и беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...