Урок по УМК "Гармония" Составление этюда по картине А. Пластова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Халимончук Наталья Николаевна

Учить анализировать строение текста, использованные  в нём языковые средства, понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст, осознанно, сохраняя особенности оригинала; пользоваться всем комплексом орфографических умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

Составление этюда по картине Аркадия Пластова «Первый снег»

Цель: анализировать строение текста, использованные  в нём языковые средства;

          понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст,

          осознанно сохраняя особенности оригинала; пользоваться всем комплексом

          орфографических умений.

Оборудование: презентация, аудиозаписи, видеозапись

                                                                      Ход урока:

I.Организационный момент. Подготовка к восприятию темы.

Учитель: (музыкальный ролик- «Первый снег»)

Однажды - это может случиться в начале зимы или в конце осени - ты просыпаешься и чувствуешь, что будто бы случилось что-то необыкновенное. Даже просто глянув на окно, понимаешь, сегодня на улице светлее, чем обычно. А уже выглянув в окно, удивишься и обрадуешься: выпал первый зимний снег! Первый снег - значит начало зимы. Хотя снег еще может растаять, воздух потеплеть, все равно снег - это знак того, что зима пришла.

- О каком времени года идёт речь?

II. Постановка проблемы.

- Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы? 

- А какого цвета снег?

- Я об этом спросила не зря.

( видеоролик с участием учащихся на тему)

- «Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину пришли молодые живописцы, чтобы получить ответ на единственный вопрос: «Какого цвета снег?». Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», – коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты».

Читает учащийся

Трудно в такое поверить,
Ребята, - снег был цветным,
А не белым когда-то.
Был изумрудный, оранжевый, красный…
Но никогда - серый, чёрный и грязный.
Нет, отродясь не бывало
В те лета снега холодного белого цвета.
Снег был теплее, снег был добрее,
Был не колючий - пушистый, скорее.
И у него даже запах был нежный,
Неповторимый, особенный - снежный.
Но с той поры много лет пролетело.
Снег полинял. Словно мел, стал он белым.
Только от прошлого некуда деться.
Снова брожу я по улицам детства.
Там я когда-то, честное слово,
Спрятал немного снега… цветного.

- Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос.

- Я приглашаю вас в «Музей одной картины». Называется она «Первый снег». Написал её Аркадий Александрович Пластов.

- Цель работы: составление этюда, в котором вы опишите картину художника и поразмышляете над её сюжетом.

III. Знакомство с картиной, творчеством художника.

1. Аркадий Пластов - пейзажист.

- Перед нами картина русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

- Дайте определение слову «картина». (произведение живописи в красках).

- Как по - другому можно назвать картину? (полотно, произведение, холст, шедевр)

- Что изображено на картине? (природа)

- Как называется картина, изображающая виды природы? (пейзаж)

- Как называют художника, рисующего пейзажи? (пейзажист)

- Составьте предложение, используя фамилию художника и слово «пейзажист».(Аркадий Пластов – художник-пейзажист.)

- Мы говорим обычно: «Художник изображает». А как по-другому можно назвать это действие? (рисовать, писать)

2. О художнике. «Где родился, там и пригодился».

- Творчество художника Аркадия Пластова (биография)

3. Какого цвета зима?

Подготовка к целостному восприятию картины.

- Автор назвал свою картину «Первый снег». Что означает слово «первый» в данном случае? – Что, снег никогда раньше не выпадал?

- Каким вы видели первый снег? 

 - Какие чувства он у вас вызывал? 

- Вот это состояние человека, которое он испытывает при виде первого снега, чувство радости, художник изобразил на картине.

Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.

( под тихую музыку)

- Аркадий Пластов написал картину в 1946 году. Он передал своё ощущение зимнего дня и того состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.

Беседа по содержанию картины.

- Что убеждает нас в том, что это действительно начало зимы?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались

- Снег идёт. Снег падает. А холст неподвижен. Как удалось передать движение?

- Кого изобразил автор на переднем плане? Опишите их. 

 - Опишите их внешний вид.

Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? 

IV. Работа со стихотворными отрывками. Изобразительные средства картины.

- Вспомните, какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег? (Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»)(Чтение стих-ий уч-ся)

- Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (не колючий, светло-синий)

- С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (на белую пухлую вату)

- У каждого человека первый снег имеет свою «историю».

О первом снеге

Первый снег, как сахар – сладкий.

Словно белый лист тетрадки.

Он кружит несмело, тихо,

Словно бабочка-трусиха.

Серебрит дома и лужи…

Снег – на завтрак, снег – на ужин,

Эскимо без шоколада.

Вот десерт, какой нам надо!

Пышный, словно сливки к кофе,

Снег хорош в анфас и в профиль.

Вата сладкая в ладонях…

- На что похож он в этом стихотворении? На что похож снег в вашем воображении?

- Как называется такой изобразительно-выразительный приём? (сравнение)

- Постарайтесь найти яркие выражения, которые помогли поэтам показать образ снега. Выделите их.

- Сегодня мы увидели, как художник с помощью красок может нарисовать картину. А с помощью чего изобразили пейзаж поэты? (с помощью слов)

- Что помогает украсить речь? (изобразительно-выразительные средства)

V. Беседа по картине. «Снег А. А. Пластова».

- А какого цвета снег на картине? (белый, чистый, свежий)

- Что означает прилагательное «чистый»? (неиспачканный, незагрязненный)

- Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег?(сероватый, зеленоватый, коричневатый)

- Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему?(использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)

- Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега? 

- Попробуйте описать снег, используя слова, характеризующие, что с ним происходит:

IV. Словарь чувств. Работа над сюжетом картины.

- Какие чувства, навеянные встречей с зимой, снегом, хочет передать нам художник? А какие испытываете вы? Выберите те слова, которые помогут вам их передать.

Радость Восторг Волнение

Удивление Восхищение Беспокойство

Испуг Грусть Интерес

- Почему детей удивил первый снег?

- Что ещё показывает художник на переднем плане картины?

- На картине есть ещё один образ живой природы 

- Единство чего показывает художник на картине? 

- Опишите словами, в чём это видно, заметно.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он: тёмный или светлый?

- Какой цвет здесь главный и почему? (розовый – он везде: на земле, в небе, на веточках деревьев; он помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снега)

- Почему Пластов нарисовал часть берёзы, а не всё дерево? (берёза – часть зимнего пейзажа, дети и их настроение – главная, важная деталь в сюжете)

- Почему картина нарисована вертикально? 

- Почему дети вышли смотреть на первый снег и почему девочка с улыбкой смотрит на небо, с которого падают снежинки, а мальчик – в сторону улицы оценивающим взглядом?

VI. Подведение итогов.

- Какого же цвета снег? От чего зависит цвет снега на картинах? 

 План

1. Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.

VII. Рефлексия.

Звучит вальс Свиридова «Метель».

(из дневников Аркадия Пластова)

VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какого цвета снег?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Пластова "Первый снег"

Методическая разработка по овладению учащимися приёмами письменной речи на примере описания картины....

урок развития речи картина Пластова "Первый снег"

Учить ребят писать сочинения по картине....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...

Урок ГМО. Сочинение по картине Пластова "Первый снег"

Цель: учить детей осмысливать содержание картины;совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; ра...

Конспект урока по изобразительному искусству «Исторические картины (этюд гуашью)» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели: ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Исторические картины (этюд гуашью)" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование практических умений  создания исторических картин; ознакомление с жанром исторической картиныЗадачи урокаДидактически...