урок развития речи картина Пластова "Первый снег"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Учить ребят писать сочинения по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_a.a.plastova_pervyy_sneg.docx | 23.63 КБ |
sochinenie_po_kartine_a.a.plastova_pervyy_sneg.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Цель урока: обучать детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника. Обогащать словарный запас учащихся. Расширять знания учащихся. Учить ребят умениям использовать в своей речи яркие слова из художественных произведений. Воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление.
Оборудование: 1. Презентация.
2. Грамзапись П.И.Чайковского «Времена года».
3. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов.
4. Репродукции картины А.А.Пластова Первый снег» у каждого ученика.
Ход урока:
- Организация класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке русского языка будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова «Первый снег».
3. Работа над темой урока.
Слайд 2, 3. Приложение.
Подготовительная беседа.
- Аркадий Александрович Пластов (1893 -1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.
- Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Первый снег», «Витя – подпасок», «Летом (1945)», «Ужин тракториста».
Слайд 4. Приложение.
Знакомство с картиной «Первый снег».
- Перед вами репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег».
- Что такое репродукция? (Ученики находят толкование слова в словаре С.И.Ожегова).
- Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. (Картину дети рассматривают под музыку П.И.Чайковского).
- Давайте попробуем выразить мысль, пользуясь отрывками из стихотворений о первом снеге. (Дети сами подготовили отрывки из стихотворений о первом снеге).
- Вспомните какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?
- Как зимой изменились улицы, школьный двор.
Слайд 5,6. Приложение.
Беседа по картине.
- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Что выражает её лицо?
- Чему она радуется?
- Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?
- Что особенно удивляет и радует детей?
- Только ли дети рады снегу?
- Кого мы ещё видим на картине?
- Какие это птицы?
- Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?
- Какое настроение создаёт картина у тебя?
- Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?
- Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?
(Чтение детьми отрывков из стихотворений, подобранных ими.)
Выбор эпиграфа.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Работа над планом.
- О чём надо написать во вступлении?
- О чём мы должны написать в основной части?
- Каким может быть заключение?
Слайд 7. Приложение.
План
- Первый день зимы.
- Радость детей.
- Цвет и настроение картины.
- Моё отношение к картине.
Слайд 8. Приложение.
Орфографическая подготовка.
удивились восторг шагающая
выглянул удивление обычная
выскочила пиджак будничная
улыбаются палисадник нарядная
нахлобучил
стрекочет
устилает
сочетает
Пояснение слов. (Работа с толковым словарём.)
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид.
Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.
Эпиграф – изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.
Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок.
Живописец – художник, занимающийся живописью.
Палисадник – небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.
Письмо сочинения.
Образец.
А.А.Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.
Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят – счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.
Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.
За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.
В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.
Редактирование.
Чтение и анализ сочинений.
Итог урока.
Слайд 9.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург. Издательство «Специальная литература», 2005 г.
- Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.
- Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.
Предварительный просмотр:
Тема урока: сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Цель урока: обучать детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника. Обогащать словарный запас учащихся. Расширять знания учащихся. Учить ребят умениям использовать в своей речи яркие слова из художественных произведений. Воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление.
Оборудование: 1. Презентация.
2. Грамзапись П.И.Чайковского «Времена года».
3. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов.
4. Репродукции картины А.А.Пластова Первый снег» у каждого ученика.
Ход урока:
- Организация класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке русского языка будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова «Первый снег».
3. Работа над темой урока.
Слайд 2, 3. Приложение.
Подготовительная беседа.
- Аркадий Александрович Пластов (1893 -1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.
- Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Первый снег», «Витя – подпасок», «Летом (1945)», «Ужин тракториста».
Слайд 4. Приложение.
Знакомство с картиной «Первый снег».
- Перед вами репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег».
- Что такое репродукция? (Ученики находят толкование слова в словаре С.И.Ожегова).
- Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. (Картину дети рассматривают под музыку П.И.Чайковского).
- Давайте попробуем выразить мысль, пользуясь отрывками из стихотворений о первом снеге. (Дети сами подготовили отрывки из стихотворений о первом снеге).
- Вспомните какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?
- Как зимой изменились улицы, школьный двор.
Слайд 5,6. Приложение.
Беседа по картине.
- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Что выражает её лицо?
- Чему она радуется?
- Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?
- Что особенно удивляет и радует детей?
- Только ли дети рады снегу?
- Кого мы ещё видим на картине?
- Какие это птицы?
- Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?
- Какое настроение создаёт картина у тебя?
- Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?
- Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?
(Чтение детьми отрывков из стихотворений, подобранных ими.)
Выбор эпиграфа.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Работа над планом.
- О чём надо написать во вступлении?
- О чём мы должны написать в основной части?
- Каким может быть заключение?
Слайд 7. Приложение.
План
- Первый день зимы.
- Радость детей.
- Цвет и настроение картины.
- Моё отношение к картине.
Слайд 8. Приложение.
Орфографическая подготовка.
удивились восторг шагающая
выглянул удивление обычная
выскочила пиджак будничная
улыбаются палисадник нарядная
нахлобучил
стрекочет
устилает
сочетает
Пояснение слов. (Работа с толковым словарём.)
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид.
Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.
Эпиграф – изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.
Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок.
Живописец – художник, занимающийся живописью.
Палисадник – небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.
Письмо сочинения.
Образец.
А.А.Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.
Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят – счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.
Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.
За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.
В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.
Редактирование.
Чтение и анализ сочинений.
Итог урока.
Слайд 9.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург. Издательство «Специальная литература», 2005 г.
- Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.
- Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине Богданова-Бельского "Дети"
Уроки развития речи, уроки работы по картинам в том числе- одна из изюминок работы по УМК "Перспективная начальная школа". Работаю в школе много лет, но лишь в этом УМК сама полюбила этот вид де...
Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"
Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...
Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")
Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...
Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.
Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» ...