Урок ГМО. Сочинение по картине Пластова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: учить детей осмысливать содержание картины;
совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
воспитывать любовь к природе и родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_hudozhnika_a_a_plastova_pervyy_sneg.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.
Составитель:ВасилевскаяО.И.,учитель начальных классов высшей категории.
Тема: «(Р/р) Сочинение по картине художника А. А. Пластова «Первый снег».
Цели урока | учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к природе и родному языку. |
Тип урока | Урок развития речи. |
Планируемые результаты | Предметные: понимают роль деталей в художественном описании; создают текст-описание. Метапредметные: осознают цели учебной деятельности; выбирают адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: уважительное отношение к родному языку; стремление к языковому самосовершенствованию. |
Образовательные ресурсы Оборудование | Карточки, компьютер, мультимедийный проектор. |
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1.Оргмомент. | Проверить готовность к уроку. | Проверить наличие принадлежностей к уроку. | Личностный результат |
2. Постановка темы. | Организует повторение изученного. Организует повторение изученного. Слайд 2 Видео – ролик; -Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? -Когда в этом году вы увидели первый снег? -Наверное, вы долго не могли оторваться от этой красоты. Какое-нибудь желание при виде первого снега у вас появилось? -Какое у вас он вызвал чувство? (радости, восхищения, восторга, чувство праздника)
| просмотр отвечают на вопросы учителя | Метапредметный результат Предметный результат. |
3. Актуализация знаний. | Как отмечают авторы нашего учебника, в природе есть свои праздники. Один из них – первый снег. - Откройте учебник на с. 117 № 259 - Прочитайте задание около красного квадратика (как думаешь, праздник ли у детей с картины А. Пластова «Первый снег»?) Посмотрите на слайд 3 Это одно из самых известных произведений Аркадия Александровича Пластова. Художник написал эту картину в 1946 году, через год после окончания Великой Отечественной войны. …. У детей особых праздников не было, после войны….поэтому и первый снег для них уже праздник. | Повторяют понятие «пейзаж». Воспринимают на слух информацию, Смотрят презентацию, рассматривают репродукции, сравнивают, анализируют увиденное, отвечают на вопросы. Ввысказывают своё мнение, сверяются с товарищами. Выявляют особенности пейзажей Пластова осознают что знаний не всегда достаточно, чтобы ответить на вопросы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; анализируют, сравнивают увиденное; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности; Коммуникативные: слушают, задают вопросы и отвечают на вопросы других, обмениваются мнениями |
4. Постановка учебной задачи. Целеполагание. Выявление места и причины затруднения. | Слайд 5 . Картина «Первый снег» - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (написание сочинения по картине) - работа в тетради(число, тема, план – пункты названия +опорные слова) - Можете ли вы сразу выполнить эту работу? - А что для этого надо? Давайте определим наши учебные задачи:
Заготовка к плану Вступление ( назвать картину, автора, год написания) Основная часть (Девочка, мальчик, дом, берёза, птицы, деревня, ….) Заключение (Моё отношение к картине) | Слушают учителя. Рассматривают и анализируют особенности картины «Первый снег. Обдумывают ответы на вопросы учителя по картине «первый снег»; формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения, слушают товарищей. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Формулируют тему урока, определяют его содержание в диалоге с учителем Формулируют цель учебной деятельности в диалоге е с учителем. Строят план достижения цели и определяют средства | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих наний и умений. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют совместную деятельность в парах. Строят небольшие монологические высказыв Личностные: осознают свои возможности в учении; Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции; |
5.Практическая деятельность по реализации построенного проекта. Физминутка 6.Самостоятельная работа (составление рассказа по плану) 7. Написание сочинений | Рассматривание. - Чтобы сочинение получилось выразительное, образное нужно внимательно прочитать картину. - Ребята, что вы увидели? На что вы обратили внимание? (…) В больших городах, таких Москва, Санкт – Петербург есть художественные галереи – самые известные Третьяковская галерея и Эрмитаж. Жители этих городов часто пересматривают одни и те же картины. И каждый раз открывают в них что – то новое. - У меня к вам есть несколько вопросов, которые, может быть, помогут вам увидеть в этой картине и объяснить, что – то, о чем вы не задумывались раньше. 1.Попробуйте поставить себя на место этих ребят и посмотреть вокруг их глазами: - Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своего дома) (посмотреть на первый снег) - Этот первый снег, когда выпал, в разгар осени? В самом конце осени? В начале декабря? Обратите внимание на растения, чтобы сориентироваться… (нет сугробов, земля местами еще голая) 2. – Ребятишки, которые вышли на крыльцо – друзья одноклассники или родственники друг другу?(вероятно, это брат и сестра). - Разные ли они по возрасту? - Во что одета девочка? (Она в домашнем платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях). - Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки). - Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой? - Кто из них более стремительный и эмоциональный, а кто более рассудительный и спокойный? (Вероятно, мальчик первый проснулся, вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться, выскочила на крыльцо в одном платье, наспех накинув платок. Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег.) - Как воспринимает первый снег девочка, это для нее событие?(Да, девочка с восторгом смотрит на падающие снежинки.) - Что вы делаете, когда вам на лоб, щёки, на нос падают снежинки и тают? (улыбаемся, щуримся) То же делает и девочка. - А о чем думает мальчик, глядя на снег: о том, как на улице красиво, или о том, как же можно использовать то что выпало много снегу? - Можно ли предложить, что девочка- школьница, а мальчик еще не ходит в школу? - Если девочка школьница, то почемуона не в школе? Может быть еще раннее утро? Может быть воскресенье? Или каникулы? Но тогда какие осенние или зимние? 3. - Так, когда же начался снегопад? Ночью? И значит сейчас раннее утро? - Днем? Тогда сейчас либо продолжение дня, либо вечер? - Сумеем ли мы подтвердить свою точку зрения? Чтобы это сделать, нужно определить сколько уже снега выпало. - По каким предметам, засыпанным снегом, можно судить о толщине слоя? Рассмотрите поверхность крыльца и крыши, состояние кустов. - Если снег идет давно, то это не может быть разгар дня или вечер, тогда дети бы не просидели так долго дома: они раньше бы это обнаружили…… 4. – Кто еще является свидетелем того, что идет снег: только ли ворона? Зачем ворона на снегу понадобилась художнику? – Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку в сторону – и поймёте. Крупная, серая с чёрнымикрыльями птица на свежее- выпавшем снегу- словно клякса на чистой странице тетрадки. - Как вы думаете, эту «кляксу» художник поставил нарочно или нет? (От тёмного пятна первый,чистый, белый снег кажется ещё белее) - А сороку увидели? (она как будто стрекочет на ворону, важно разгуливающую по двору) - А вы видите подростка с лошадкой, который «на дровнях обновляет путь»? - Нашли лошадку? А след от саней? 5. – Снегопад скоро закончится? Или снег будет еще идти и идти? Обратите внимание на небо цвета грозовой тучи: оно все еще плотно набито снегом…. - Вы видите, что на улице ветер? - Куда он дует? По каким признакам мы можем судить? (Между гибкими ветками берёзы проскальзывают хрупкие, белые звёздочки. Художник отклонил их в сторону, показывая направление ветра, а значит, и направление полёта снежинок – пушистых, воздушно- лёгких пушинок.) - А куда ветер сносит дым, который валит из трубы дома напротив? 6. – Где происходит это событие? - Это деревня? Большая деревня? Как мы можем это определить? (улица очень широкая, дома на противоположных сторонах далеко друг от друга) - А старые ли дома? Старый ли этот дом, в котором живут дети? Можно ли по величине березы определить ее возраст, а по возрасту березы- возраст дома? Дом старше или младше березы? (Березе не менее 20 лет, и, очевидно, ее специально сажали возле уже построенного дома, когда она была маленьким деревцем. Значит дом старше березы.) - Логично ли предположить, что дети выросли именно в этом доме? - Вы видите, что дети оставили дверь в дом приоткрытой? О чем это говорит?(Мы уже знаем, оценив, как одета девочка, что она выскочила на крыльцо на минутку) - Но если дверь приоткрыта, то почему в проеме темно? Значит ли это, что эта дверь ведет не в комнату, а в сени? (Иначе, мы видели бы свет, идущий из комнаты) - Что есть в доме еще одна дверь, ведущая в комнату, которая закрыта? 7. - Девочка, конечно, вернется в дом. А мальчик? Судя по тому, как он одет, что он будет делать? Куда может пойти? Чем заняться? 8. – Когда вы были много младше, чем сейчас, как вы относились к такому событию, как первый снег? - Так же как мальчик или как девочка? - Или по-другому? - А когда подросли, что- нибудь изменилось? Выполнили ли мы первый пункт нашего план урока? (да, отметили+) Слайд 8 .Видеоролик - физминутка Слайд 9. Работа над сочинением: Составление плана. - Следующий шаг – составление плана сочинения по частям: - Какие части обычно бывают в тексте? Вступление ( назвать картину, автора, год написания) Основная часть (Девочка, мальчик, дом, берёза, птицы, деревня, ….) Заключение (Моё отношение к картине) - Обычно в начале пишется, о какой картине идет речь, кто её автор, когда она была написана., какому событию посвящена. Поэтому первый пункт можно озаглавить так: (запись в тетрадь): 1). Картина А. Пластова «Первый снег» - Когда мы всё это увидели? (утром) можно ли назвать это утро обычным? Какой заголовок мы придумаем ко 2 части сочинения? 2) Это было необыкновенное утро! ( о чем сначала, о чем потом? Что здесь главное?) - Завершается, как правило, выражением своего отношения к этой картине. 3.) Мое отношение к картине. Пункт выполнили? (да,)+ Написание сочинения на черновик: -Самое трудное – это начать сочинение искренне, эмоционально. Предлагаю вам рассмотреть несколько вариантов вступлений. (зачитывают сильные дети, остальные следят) - Выберите из них тот, который отвечает вашим впечатлениям о картине и отметьте его галочкой, его мы сейчас списывать не будем на черновик, вы его сразу потом напишите на чисто. Приложение 1 - Слайд 5 -Давайте перейдем к написанию основной части сочинения - Посмотрите на опорные слова, которые являются главными для описания картины, опираясь на них, напишите основную часть – работаем на черновиках - самост. работа. - Давайте заслушаем сочинения. (зачитать 3- 4) - корректировка - Мы сегодня выполнили часть работы, которую вы продолжите дома, вы закончите основную часть сочинения и напишите заключение. - Обычно в завершающей части мы отвечаем на вопрос: - Какое настроение у нас создаёт картина? - Кроме этого мы можем отметить особенность мастерства художника. Предлагаю вам послушать несколько вариантов заключений. Может быть вам что-то понравится или придумайте свое. Приложение 2 – слад 6. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками (работают в парах) составляют план описания картины Работают в парах, составляют описание детей, формулируют свои мысли, слушают одноклассников, записывают предложения, соблюдая языковые нормы. Обсуждают получившиеся тексты Составляют небольшие тексты из 3-4 предложений на заданную тему с опорой на языковой материал. Составляют устное сочинение по картине опираясь на план, проговаривают устное описание в по плану Пишут сочинения | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; оценивают усваиваемое содержание.. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные неточности и ошибки. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации; самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют отбор необходимой информации ( языковых средств) Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: желают участвовать в творческом процессе. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану. | |||
8.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | - Удалось ли нам решить поставленные задачи, посмотрим на наш план урока? Пункт выполнили? (да,) + - Кому было легко справиться с заданием? Кому трудно?
Домашнее задание: дописать сочинение на черновик, улучшив его при необходимости, постарайтесь не испортить его ошибками, в этом вам помогут памятки «Текст», «Редактор» нашего учебника на с. 171, 172. - Сегодня мы пробовали себя в роли писателя – это всегда трудно, но интересно. Трудно подобрать нужные слова для описания картины, чувств. Этому надо учиться. - Спасибо за урок! | Прочтение 2-х сочинений. Анализируют достижения и трудности, оценивают личные достижения и настроение после урока | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют недочёты. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, строят монологическую речь. |
Варианты вступлений
- В природе есть свои праздники. Один из них – первый снег. Этот праздник мы видим на картине А.А.Пластова «Первый снег».
- Для меня первый снег никогда не был событием. Я просто не обращал на него внимания. Но на картине «Первый снег» Пластов А.А показал, что первый снег может быть настоящим праздником.
- А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
Приложение 2.
Варианты заключений
- У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника при виде первого снега. Я благодарен художникуА.А.Пластовуза то, что еще раз могу пережить эти чувства, когда смотрю на его картину.
- Картина пробуждает во мне искренние чувства радости и восторга. Главный герой картины – снег. Глядя на картину, яощущаю прелесть первого снега.
- Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.
- Мне очень понравилась эта картина. Я вспомнила, как я увидела первый снег и тоже очень обрадовалась!
Опорные слова
снег | очень к лицу земле, робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, щекочет лицо, медленно кружится, порхает мягко и легко, в воздушном танце опускается большими хлопьями |
девочка | без пальто выбежала на крыльцо, вытянулась в струнку, с удивлением наблюдает, восхищенно смотрит на снег |
мальчик | в теплом пальто, с любопытством смотрит вокруг, мечтает покататься на санках, играть в снежки, слепить снеговика |
земля | покрылась белым одеялом, нарядилась к празднику |
берёза | старая, могучая; давно ждала этого события, для встречи первого снега раскинула широко в стороны ветви. |
ворона | спокойно и важно шагает по снегу, внимательно рассматривает |
сорока | Громко стрекочет, сидит на дереве |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".
Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....
Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...
Конспект урока к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна - большая вода".
Данный конспект поможет учителю провести подготовку к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна - большая вода"....
Сочинение по картине "Первый снег"
Материал для подготовки к написанию сочинения в 4 классе...
Сочинение по картине "Первый снег" А.А. Пластова
Сочинение по картине "Первый снег" А.А. Пластова...
сочинение по картине "Первый снег" А. А. Пластова
опорная презентация...