Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-sochineniya_a.a.plastova_pervyy_sneg._3-4_klass.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Сочинение по картине А.А.Пластова
«Первый снег»
Задачи урока:
- познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова;
- учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;
- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;
- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
- Подготовка учителя к уроку.
Слайд №1 ( тема урока)
Слайд №2 ( портрет художника)
Аркадий Александрович Пластов родился в семье крестьянина-иконописца. Будущий художник начал рисовать с раннего детства .А пятнадцатилетним даёт себе клятву: «Быть только живописцем и никем более»
Слайд №3 ( о художнике)
А.А.Пластов вошёл в историю отечественного искусства как создатель ярких бытовых произведений. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно.
Слайд №4 ( репродукции картин художника)
Примечательно, что почти на каждом из полотен Пластова есть дети. И саму жизнь, и природу передаёт художник не только от собственного лица. Но и от лица его маленьких героев, через их непосредственное, чистое восприятие мира. А.А.Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Отсюда особое лирическое звучание его картин.
А.А.Пластов – художник, влюблённый в русскую природу, в русскую землю, в русских людей.
Слайд №5 ( картина «Первый снег»)
2. Подготовка к восприятию картины.
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
- Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях
Слайд №6 ( высказывания о снеге)
Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:
«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Первый снег»:
... Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Как говорит Бунин о том, что снег идет? («Снегом понесло»). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.
- Рассматривание картины.
Слайд №7 (картина «Первый снег»)
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
- Беседа по содержанию картины.
Слайд № 8 ( время зимы)
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
Слайд № 9 (картина «Первый снег»)
Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)
- Опишите их внешний вид.
Слайд № 10 (опора для описания внешнего вида)
- (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
6. Работа со словарем настроений.
— Посмотрите на экран: выберите слова — названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
Слайд №11 (слова)
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
- Что еще показывает художник на переднем плане?
Слайд № 12 (картина «Первый снег»)
- (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
- Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
Слайд № 13
Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях.
Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
7. Выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой цвет здесь главный и почему?
Слайд № 14 (фон картины)
- (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)
Слайд № 15(формат картины)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?
- (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
8. Речевая подготовка к сочинению.
— Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег дети
земля ворона
небо береза
Слайд № 16 (описание снега)
— Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
снег как стеклянный дождь укрыл землю
очень к лицу земле порошил
как чистые капли воды щекотал лицо
белая скатерть полей кружился
лебяжий пух земли порхал
робкий и тихий танцевал
пушистый и мохнатый опускался большими
хлопьями
Слайд № 17 ( действия снега)
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам.
Слайд № 18 (описание неба, берёзы)
Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Слайд №19 (варианты заключительной части сочинения)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на экране (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
9. Составление плана сочинения:
Слайд № 20 (план сочинения)
а) Первый день зимы.
б) Радость детей.
в) Цвет и настроение картины.
г) Мое отношение к картине.
- Самостоятельная работа детей: написание сочинения
Слайд № 21 (картина «Первый снег»)
11. Сдача работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".
Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"
Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"...
Конспект урока русского языка «Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Цели деятельности учителя: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созда...
Урок русского языка. Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег".
Разработка урока....