Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)
статья по русскому языку
Статья на тему : "Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_avdonina.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая, познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способов и возможностей ребенка.
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития.
Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения, грамматики. Оно неотделимо от любой языковой работы.
В последнее время коммуникативному воспитанию младших школьников в связи с привлечением языковых игр в процесс обучения придаётся особое значение. Так как успех в речевом развитии во многом зависит от правильной подачи материала, не стоит забывать, что игра в дошкольный период жизни ребенка является ведущем видом деятельности, что в дальнейшем обуславливает активное ее использование в начальной школе.
Цель данной работы показать влияние разнообразных языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников, при изучении имени прилагательного.
Имена прилагательные представляют собой обширный игровой материал, использовать который можно для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле.
Сама тема “Имя прилагательное” является очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся. М.Р.Львов установил, что “достижение пика интенсивности” имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка и приходится на третий класс. Следовательно, необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных классов именами прилагательными еще до “пика интенсивности”, в первом, особенно во втором, классе. Такое обогащение является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т.е. изобразительной.
Программа начальных классов не предусматривает выделения особых часов на лексические упражнения: они должны проводится в связи с занятиями по грамматике и правописанию и включаться как органическая часть этих занятий в уроки русского языка. Поэтому лексический материал языковой игры, который привлекается для упражнений по лексике, необходимо использовать в той или иной мере и в целях обучения грамматике.
Лексика, имеющаяся в упражнениях учебных книг по русскому языку для начальных классов, вполне доступна учащимся, так как является общеупотребительной. Для наблюдения над прямым и переносным значением можно использовать следующий игровой материал:
Прямое и переносное.
К данному прилагательному нужно подобрать два существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым – переносное.
Тяжёлый – камень, характер; горячая – вода, голова; тесная – квартира, дружба; острый – нож, язык; сладкий – чай, сон; твёрдый – земля, решение; золотые – украшения, руки; свежий – цветы, газеты; больной – человек, вопрос; весёлые – люди, песни.
Такие задания не только обогащают запас ребенка, но и воспитывают у детей внимательное отношение к слову и языковое чутье.
Несмотря на то, что в начальных классах дети не получают сведений о синонимах, изучение их в практическом плане, путем выполнения упражнений необходимо.
Работу над синонимичными прилагательными нужно проводить начиная с первого урока по теме “Имя прилагательное” (в течение 5-6 минут). Работа над синонимами будет достаточно эффективной при наличии следующей игры.
Замени синонимами
Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.
Высокий человек – рослый, высокий дом – многоэтажный, свежий ветер – прохладный, свежий хлеб – мягкий, свежий огурец – несолёный, свежие листья – молодые, свежая рубашка – чистая, свежая мысль – новая, свежее лицо – бодрое.
Имена прилагательные – это многозначные слова. Эту особенность данной части речи можно показать ученикам на упражнении с синонимами.
Найди общее определение.
К каждой группе из трёх существительных подберите общее определение, определите разряд имён прилагательных:
1. Деревня, тетеря, старушка – глухая.
2. Клён, малыш, парик – кудрявый.
3. Пирог, сон, поцелуй – сладкий. Необходимо учитывать значение прилагательных в сочетании с существительными:
Учитель вместе с детьми выясняет значение прилагательного в каждом конкретном случае. Для этого учитель использует любой толковый словарь и выписывает для себя значение тех прилагательных, над которыми дети будут работать. Словарь помогает установить учителю общее между синонимами, их различные оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость. В результате наблюдений было установлено, что младшие школьники употребляют в своей речи мало прилагательных, не обозначая признаки предметов. А между тем необходимо учить выделять в наблюдаемых предметах и явлениях признаки и выражать их словом.
Наряду с упражнениями, которые проводятся под руководством учителя, следует предлагать детям самостоятельные задания.
Аукцион.
В игре побеждает тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее…
цвет: белый, черный, фиолетовый, оранжевый…;
вкус: солёный, сладкий, горький, кислый, терпкий…;
размер: большой, маленький, высокий, узкий, длинный…;
температуру: холодный, горячий, теплый, летний, зимний…;
качества характера: добрый, злой, веселый, умный, щедрый… .
Часто дети ошибаются в написании слов, где нет непроизносимой согласной. Можно дать им следующее задание, которое
проводится у доски, играют ученики по рядам, до первой ошибки. Учащиеся по очереди записывают связанный текст или словарный диктант, кто делает ошибку, садится на место, продолжает другой ученик. И так до последнего слова, затем выясняется, сколько учащихся работала у доски, какие ошибки они допустили, повторяются орфограммы.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа с языковыми играми развивает у детей внимание, интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует их умственную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей у младших школьников
Интеллектуальные игры как одно из средств развития познавательных способностей младших школьников...
Формирование культуры речи младших школьников в процессе изучения русского языка (на материале имен существительных)
В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи. Основы речевой культуры закладываю...
Методическое пособие по русскому языку:«Формирование грамматической правильности речи младших школьников (на примере работы с просторечными ошибками)»
Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней кул...
Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей у младших школьников
Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь вс...
Влияние социального опыта и развития на психологическое здоровье младших школьников
Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность....
методика развития монологической речи младших школьников
методика развития монологической речи младших школьников...
Развитие устной и письменной связной речи младших школьников
Тема самообразования «Развитие устной и письменной связной речи младших школьников» для грамотного, логически оформленного выражения мыслей в связном высказывании....