разработки уроков русскокого языка 1класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

РОМАШКА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Методические разработки уроков по русскому языку в 1 классе по ОС " Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_2100_1_klass_russkiy_yazyk.rar566.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

ВВОДНЫЙ УРОК.

ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ
«РУССКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЕ УРОКИ»

Цели: ознакомить детей с содержанием учебника для первого класса; развивать интерес к русскому языку; воспитывать уважение к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

1. Входит ребенок в костюме учебника русского языка.

Ребенок. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – ваш новый учебник «Русский язык». Посмотрите, какой я красивый, яркий. А пришел я к вам не один. Со мной веселые игрушки.

Учитель выставляет на стол объемные игрушки, читает стихотворение.

Котик, дракоша, зайчонок

Спешат по звонку точно в срок,

А маленький скромный мышонок

Мартышку зовет на урок:

«Не стоит, подружка, лениться –

Учеба всегда пригодится!»

Обезьянка (ученица класса в костюме). А мне сразу хочется научиться всему. Чтобы раз – и готово! Не надо каждый день ходить в школу, учить уроки!

Русский язык. Я – наука сложная, серьезная. Меня нельзя изучить за один день. Вот, например, как вы понимаете слово «язык»?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу, что язык – это орган речи, наука, часть колокола, обуви. Возможно составление предложений по каждому значению.

Учитель. Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. В нем нет хаоса (беспорядка), все в нем подчиняется закономерностям, грамматическим правилам правописания и произношения. Русский язык – наш родной язык. Мы на нем общаемся, думаем. А изучить его нам помогут пособия: учебник «Русский язык (первые уроки)» и «Рабочая тетрадь по русскому языку» для первого класса.

2. Учитель. Возьмите учебник, рассмотрите обложку, прочитайте фамилию авторов. Они прислали нам звуковое письмо.

Включается магнитофонная запись текста обращения авторов к первоклассникам (с. 2 учебника).

– Прочитайте содержание учебника и назовите темы, которые мы будем изучать в первом классе.

Дети читают содержание в конце учебника (9 тем – 9 учеников).

Физкультминутка

Проводит обезьянка.

Я вас всех зову на крышу,

Поднимайтесь-ка неслышно.

(Дети встают.)

Руки в стороны поднять,

На носки всем срочно встать

Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь

И старательно учитесь!

III. Знакомство с Рабочей тетрадью.

1. Выполнение задания.

– Дополните стихотворение и найдите это явление в тетради на с. 1.

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все… (алфавит.)

2. Беседа.

– А как по-другому назвать алфавит? (Азбука.) 

– Прочитаем хором названия букв в алфавите.

– Помогите обезьянке найти в алфавите буквы, соответствующие её печатным, подчеркните их.

3. Самопроверка.

На доске вывешивается готовый образец выполнения работы.

– Как называются подчёркнутые вами буквы? А не подчёркнутые?

4. Требования к ведению тетради.

– Откройте тетрадь на с. 2. На верхней линейке мы будем писать дату выполнения  работы  (число), на  второй строке – где выполняется работа (классная или домашняя).

5. Запись даты в тетради.

6. Орфографическая работа с непроверяемыми написаниями – терминами урока.

1) Неосложненное списывание с заданиями.

– Списать с доски слова и словосочетания, расставить ударение, найти «ошибкоопасные» места и подчеркнуть их:

Рýсский язык, наýка учéбник, áвтор.

2) Проверка. После выполнения задания учебника ученики объясняют орфограммы, а учитель расставляет ударение и подчеркивает орфограммы на доске.

IV. Чтение темы урока, записанной на доске (в учебнике на с. 3).

V. Повторение изученного о звуках и буквах.

1. Беседа о звуках.

– Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник, гремит посуда.

Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. «Доброе утро!» – слышим мы от соседей.

– Чем же отличаются звуки в словах «Доброе утро» от потока других звуков (шуршания шин, скрипа снега, шума дождя)?

– Бывают звуки речевые и неречевые. Речевые звуки складываются в определенный порядок, становятся словами, которые имеют определенное значение, смысл.

– На какие группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.) 

– Сколько гласных звуков? Назовите их. (6: [а], [о], [ы], [и], [у], [э].)

– Сколько согласных? (36.)

– Назовите все глухие, звонкие, твердые и мягкие согласные звуки.

Возможна работа по таблице.

Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет!

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

2. Тренировочные упражнения.

1) Упражнение 1, с. 3.

2) Упражнение 2, с. 3–4.

При выполнении первых упражнений учитель обращает внимание на формулировки задания к упражнениям. Ребёнок должен научиться работать с учебником русского языка; прочитать и понять задание, выполнить его точно и последовательно, проверить себя. Текст задания к упражнению – новый для детей тип текста (учебный текст), которые им предстоит научиться читать и понимать. Поэтому они выполняют упражнения «пошагово», коллективно с учителем.

При выполнении работы на с. 4 учебника учитель знакомить учащихся с «Толковым словариком русского языка» Н. М. Неусыповой и обращает внимание на то, что в учебнике им часто будут встречаться статьи из «Толкового словаря».

VI. Итог урока.

1. – Мы повторили, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную.

– В чем же различие между буквами и звуками? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

– Звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый, как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.

2. – Рассмотрите схемы-человечки на с. 4 учебника. Оденьте их так, чтобы они обозначали звуки гласные, звонкие и глухие согласные.

3. – Вспомните, что случилось, когда поссорились согласные и гласные звуки (А. Шибаев «Всегда вместе».)

– Как решили жить буквы? Найдите ответ (на с. 1 в тетради).

– Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки одной чертой, а буквы, которые обозначают согласные звуки, – двумя чертами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока татарская литература 1класс

разработка урока татарская литература(әлифба) 1класс...

Методическая разработка урока математики в 1классе. Тема: Закрепление пройденного. Числа от 1 до 10.

Данная методическая разработка урока математики в 1классе, по теме: "Закрепление пройденного. Числа от 1 до 10", основана на региональном компоненте. Учащиеся отправляются в путешествие по реке Дон и ...

Методическая разработка урока математики в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: "Решаем задачи"

Урок математики для 1класса на 35 минут по программе "Начальная школа XXI века" Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Урок русского языка 1класс. УМК Перспектива. Тема:Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Урок русского языка по теме "Гласные звуки. Обозначение их буквами" построен в соответствии с требованиями ФГОСС. Материал включает конспект урока и презентацию....

урок русского языка 1класс Слова отвечающие на вопрос КТО? ЧТО?

                           Учитель: Замостина Людмила ВасильевнаКласс: 1АТема урока: «Слова, отвечающие на вопросы « кто?» ...

урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "

Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "...