Глагол (обобщение). Русский язык 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Обобщение сведений о формах времени глаголов. Подготовка к контрольной работе по теме: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся
Цели урока:
Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; закрепить умение писать НЕ с глаголами; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект – обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий, 2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.
Задачи урока:
1. Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.
2. Систематизировать существенные признаки глагола как части.
3. Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
4. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
Тип урока: обобщение знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_glagol.docx | 171.66 КБ |
russkiy_yazyk_4_klass_glagol.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение сведений о формах времени глаголов. Подготовка к контрольной работе по теме: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся
Цели урока:
Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; закрепить умение писать НЕ с глаголами; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект – обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий, 2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.
Задачи урока:
- Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.
- Систематизировать существенные признаки глагола как части.
- Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
Тип урока: обобщение знаний.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Ход урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите тему урока Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет, И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про ...
Определите тему урока Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет, И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про ГЛАГОЛ
ПЛАН урока 1. Орг. момент 2. Минутка чистописания 3. Словарная работа. 4. Орфографическая минутка 5. Спряжение глаголов (Кардиограмма) 6. Изменение глаголов по числам 7. Определение времени глаголов. Предложения 8. Правописание глаголов 2 лица ед. числа 9. Работа над фразеологизмами 10. Правописание НЕ с глаголами 11. Блиц - турнир 12. Рефлексия 13. Выставление отметок 14. Домашнее задание
Кому посвящены эти строчки? Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой при луне. Все ваши строчки хороши, Частичка вашей в ней души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошел прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет.
Минутка чистописания А С П Пушкин сказки
Однокоренные слова Сказки – сказочка, сказочник, сказ, сказание, сказочный, пересказ, рассказ, сказать, рассказчик, рассказывать, … . - Определите орфограммы - Выпишите глаголы
Однокоренные слова Ска з ки – сказо чк а, сказо чн ик, ска з , ск а зание, сказо чн ый, пере ска з , ра сс ка з , сказат ь , ра сс ка зч ик, ра сс казывать, … . - Определите орфограммы - Выпишите глаголы. - Работа по памятке.
Какое чудо увидел царь в последней части сказки? Составьте предложение. Можно предложение из сказки.
Анализ предложения Белка песенку п . ёт з . л . той . рех грызёт изумрудец вынимает и в мешочек опускает
Анализ предложения Белка песенку п о ёт , з о л о той о рех грызёт , изумрудец вынимает и в мешочек опускает .
Самостоятельная работа. Определи спряжение глагола.
Определите спряжение глаголов Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Снова князь у моря ходит, … Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывёт Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, …
Определите спряжение глаголов Ветер весело шум ит, Судно весело беж ит. Ветер по морю гуля ет И кораблик подгоня ет Снова князь у моря ход ит, … Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плыв ёт Вид ит , белочка при всех Золотой грыз ет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собира ет, …
Проверка самостоятельной работы
Как определить спряжение глагола и правильно написать безударные окончания глаголов 1. Поставьте глагол в начальную форму. 2. Выясните, оканчивается ли он на “ ить ” и не является ли глаголом-исключением. 3. Определите спряжение глагола. 4. Напишите нужное окончание. Число Единственное Множественное I спряжение ешь ет ем ете ут (ют) II спряжение ишь ит им ите ат ( ят )
Изменение глаголов по числам - Напишите недостающие глаголы, определите время и число. Рядом в скобках запишите эти глаголы во мн. числе. Днём свет божий …, Ночью землю …, Месяц под косой …, А во лбу звезда … .
Изменение глаголов по числам. Днём свет божий затмевает (затмевают), Ночью землю освещает (освещают), Месяц под косой блестит (блестят), А во лбу звезда горит (горят).
Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали: - В этом году на соревнованиях области я обязательно победю …, нет побежу … - Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить. - А как сказать правильно? - Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)
Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. Победить - убедить - дерзить - бороздить - пылесосить - шелестеть -
Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. -Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них: победить убедить дерзить бороздить пылесосить шелестеть - Открыть слова, записанные на доске. Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием и составить с данными словами предложения устно. (Дети называют предложения).
Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. Победить - убедить - дерзить - бороздить - пылесосить - шелестеть -
- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне?
- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу!
- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Задание: найдите глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа. Объясните, почему пишется ь .
- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещ … ты, куда захоч … , Ты морские камни точ … , Топ … берег ты земли, Подыма … корабли – Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу!
- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещ ешь ты, куда захоч ешь , Ты морские камни точ ишь , Топ ишь берег ты земли, Подыма ешь корабли – Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу!
Работа с фразеологизмами. Попробуйте заменить фразеологизм одним словом – глаголом неопределенной формы Давать слово - Зарубить на носу - Держать язык за зубами - Вешать нос - Мозолить глаза -
Работа с фразеологизмами. Проверка. Давать слово (обещать), зарубить на носу (запомнить), держать язык за зубами (молчать), вешать нос (унывать), мозолить глаза (надоедать).
Объясни значение фразеологизмов
Объясни значение фразеологизмов 1) Водить за нос – вводить в заблуждение, обманывать. 2) Развешивать уши – слушать с чрезмерным увлечением. 3) Точить зубы – сердиться на кого-либо, накапливать злобу. 4) Клевать носом – дремать сидя и борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову. 5) Делать из мухи слона – сильно преувеличивать . 6) Прикусить язык – замолчать, умолкнуть внезапно . 7) Чесать языки – заниматься пустой болтовней. 8) Строить глазки – привлекать внимание. 9) Не в своей тарелке – чувствовать себя неловко.
Найдите в данных строчках правило написания и сформулируйте правило. «А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят его пустить Чудный остров навестить» «Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит» «Да! Такая есть девица. Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёшь»
РЕФЛЕКСИЯ Сейчас сами оцените свою работу на уроке. * Я работал сегодня очень хорошо и у меня все получилось. * Я работал сегодня хорошо, но у меня не все получилось. * Я сегодня не доволен своей работой, буду стараться.
РЕФЛЕКСИЯ Однажды трех каменщиков, которые строили храм, спросили: "Что вы делаете?" Первый сердито буркнул: "Разве не видите, я работаю". Второй ответил: "Я зарабатываю деньги себе и своей семье". А третий воодушевленно воскликнул: "Я строю величайший храм в мире!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Русский язык 2 класс, "Школа России".
Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Работы содержат оценочные листы. Легко выполнить диагностику усвоения материала....
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»
Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...
Урок- обобщение по теме "Глагол" по русскому языку в 4 классе
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе....
Тема: Закрепление по теме «Времена глагола» урок русского языка в 4 классе
Тема: Закрепление по теме «Времена глагола» урок русского языка в 4 классе...
Методическая разработка урока по теме «Употребление одного и того же глагола в разных значениях» Предмет: русский язык Класс: 3, УМК «Школа России» (учебник Т.Г. Рамзаева)
Технологическая карта урока. Технология: Проблемное обучение...
Памятка "Спряжение глаголов" по русскому языку для учащихся 4 класса
Памятка "Спряжение глаголов" по русскому языку для учащихся 4 класса...