Глагол (обобщение). Русский язык 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Обобщение сведений о формах времени глаголов. Подготовка к контрольной работе по теме: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся

Цели урока:

Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; закрепить умение писать НЕ с глаголами;  отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект – обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий, 2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.

Задачи урока:

1.      Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

2.      Систематизировать существенные признаки глагола как части.

3.      Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4.      Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

Тип урока: обобщение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_glagol.docx171.66 КБ
Файл russkiy_yazyk_4_klass_glagol.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

            Обобщение сведений о формах времени глаголов. Подготовка к контрольной работе по теме: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся

Цели урока:

Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; закрепить умение писать НЕ с глаголами;  отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект – обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий, 2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.

Задачи урока:

  1. Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.
  2. Систематизировать существенные признаки глагола как части.
  3. Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
  4. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

Тип урока: обобщение знаний.

Формирование УУД:
Личностные УУД: 
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование  мотивации к обучению и познанию
3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии 
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход урока

Этапы урока

        Содержание урока

Формируемые УУД

1.

2.

Организационный момент.

Цель: психологический настрой обучающихся на урок.

Актуализация знаний

Цель: повторение знаний о глаголе  и организация познавательной деятельности на восприятие нового материала.

Чтение учителем стихотворения о глаголе.

              Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про глагол.

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе,  узнаем о нём много нового.

- В чём смысл этого  стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать  и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает 2 -ое место после существительного, это самая “живая” часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.) Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок.

Знакомство с ПЛАНОМ урока                                    

Урок русского языка. Тема урока “Обобщение знаний о глаголе”.

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой при луне.

Все ваши строчки хороши,

Частичка вашей в ней души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

- Кому посвящены эти строки?

- Определите, пожалуйста, задачи урока самостоятельно, исходя из темы.

- Урок мы посвятим творчеству А.С.  Пушкина.

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организация рабочего места

Коммуникативное: развитие внимания учащихся

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2.

Минутка чистописания.

Первая строка: инициалы А С П,

Вторая строка: Пушкин А.С.

Третья строка: сказки

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

3.

4.

Словарная работа

Орфографическая минутка.

- как вы думаете, какими умениями должен владеть современный человек? (грамотное безошибочное письмо).

- какова цель уроков русского языка? (ответы детей.)

- прочитайте слово, написанное в тетради для минутки чистописания- сказки,

- назовите орфограмму, объясните, подберите однокоренные слова ( сказочка, сказочник, сказ, сказание, сказочный, сказочник, пересказ, рассказ, сказать, рассказчик, сказать, рассказывать,…)

- при помощи каких частей слова образовались новые слова?

- назовите форму слова сказка

- назовите среди них глаголы.

- Назовите слова на известные вам орфограммы. Продолжим запись через запятую, выделяя орфограммы.http://festival.1september.ru/articles/622770/Image9432.jpg

Достали памятки по Работе над ошибками.

Составим и запишем предложение по рисунку.

(о ветре)

Ветер (по) морю гуля.т и к.раблик подг.ня.т.

- Разбор предложения. 

- Простое/ сложное, распространённое/ нераспространённое,

- разбор по членам предложения

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других, умение слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ученика

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; умение работать с памятками

5.

Повторение о написании безударных личных окончаний глаголов.

Цель: активное и сознательное обобщение изученного материала,

систематизация знаний по теме.

Определите спряжение глаголов

http://nytva.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6MzFjZWU4N2QyYzYwZGU5MzRmZTI2MjI4ZGUwYzE3YTcvLw/img.jpg

А теперь вы можете сформулировать задание?

 - Да (Определить спряжение глаголов)

- А для чего надо уметь определять спряжение глаголов?

(Правильно писать личные окончания глаголов)

- А слова – глаголы мы будем вычленять из произведения нашего классика. Кого?

Ваш милый образ снится мне,http://festival.1september.ru/articles/622770/Image9434.jpg

С пером, бумагой при луне.

Все ваши строчки хороши,

Частичка вашей в ней души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.                    Слайд

- Ну, кому же посвящены эти слова? (Александру Сергеевичу Пушкину классику русской литературы.)

Работа в парах

О каком чудном острове горовится в сказке?

(остров Буян)

- Прочитайте, отрывки из сказки

- Как назывется это произведение Александра С.Пушкина?  (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)http://festival.1september.ru/articles/622770/Image9432.jpg

 Определите спряжение глаголов.

Ветер весело шум.т,

Судно весело беж.т.

Ветер по морю гуля http://festival.1september.ru/articles/622770/Image9435.jpg

И кораблик подгоняя

Снова князь у моря ход, …

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плыв

Вид, белочка при всех
Золотой грыз
 орех,
Изумрудец вынима
.т,
А скорлупку собира
, …
http://nytva.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6MzFjZWU4N2QyYzYwZGU5MzRmZTI2MjI4ZGUwYzE3YTcvLw/img.jpg

- Я читаю слова, а вы ставите точку на графике.

- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так.

http://nytva.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6MGI2NjBhMGUxNjlhY2NiMjRjMjg1YjdjMzE4YmMzMDkvLw/img.jpg

-Где вы встречали такое изображение?

- У вас получился график работы сердца. (Кардиограмма)  Так должна идеально выглядеть работа сердца каждого из вас.

Критерий оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

10 баллов -  «5»

8-9 баллов -  «4»

5-7 баллов -  «3»

4 - 0 баллов-«2»

- Что мы повторили при выполнении этого задания? (Спряжение глагола)

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению, ко 2 спряжению?

Работа над ошибками.

Как определить спряжение глагола и правильно написать безударные окончания глаголов

  1. 1. Поставьте глагол в начальную форму.
  2. 2. Выясните, оканчивается ли он на “ить” и не является ли глаголом-исключением.
  3. 3. Определите спряжение глагола.
  4. 4. Напишите нужное окончание.

Число
Единственно

Множественное

I спряжение

-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут(ют)

II спряжение

-ишь
-ит
-им
-ите
-ат(ят)

-Назовите  глаголы – исключения

  • Ко II же спряженью
    Отнесём мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на – ИТЬ – ,
    Исключая: брить, стелить.
    И ещё: смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, держать, дышать, вертеть, 
    И зависеть, и терпеть.
    Вы запомните, друзья,
    Их на -Е- спрягать нельзя!

- Обсуждение в парах.  Пользуемся для самопроверки памяткой-алгоритом.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта; работа по образцу, по алгоритму

6.

Повторение о изменении глаголов по числам

Цель: активное и сознательное обобщение изученного материала,

систематизация знаний по теме.

Б. Какое еще чудо есть на острове? (Царевна-лебедь)

(Задание по карточке №1)http://festival.1september.ru/articles/622770/Image9436.jpg

Написать в столбик недостающие

 глаголы. Определить время и число.

Рядом эти же глаголы записать во

множественном числе. Выделить

окончания, определить спряжение.

К-1

Днем свет божий …, (затмевает – затмевают)
Ночью землю …, (освещает – освещают)
Месяц под косой …, (блестит – блестят)
А во лбу звезда… (горит – горят)

Вывод: глаголы изменяются по числам.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

7.

Повторение о временных формах глаголов.

Цель: систематизировать знания по теме.

Групповая работа

Приведите по 3 примера из произведения, чтобы глаголы в них показывали на настоящее, будущее и прошедшее время.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, формулировка проблемы

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, работа в коллективе Регулятивные: планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование

8.

ФИЗМИНУТКА Цель: релаксация

9.

– Открытие новых знаний.

Цель: выделение необходимой учебной информации, на основе которой происходит закрепление.

- Вернемся к цели нашего урока, посмотрим, что мы выполнили и что еще осталось.

- Продолжаем нашу работу.

- Сейчас я предлагаю посмотреть случай из жизни. (Инсценировка детей).

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

- В этом году  на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- А как сказать правильно?

-  Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)

-Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени.          

 Вот некоторые из них:

Победить                      убедить                      дерзить

Бороздить                    пылесосить                 шелестеть

- Открыть слова, записанные на доске.

Однако, ситуация не безвыходная.  Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием и составить с данными словами предложения устно. (Дети называют предложения).

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование нравственно – эстетических чувств

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование

10.

Повторение о написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

Цель: систематизировать знания по теме.

- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне?  

Задание: найдите глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа. Объясните, почему пишется ь.

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!

Вывод.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование

11.

Работа с фразеологизмами.
Цель: обогащение речи учащихся.

Попробуйте заменить фразеологизм одним словом – глаголом неопределенной формы 

Давать слово (обещать)
Зарубить на носу (запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (унывать)
Мозолить глаза (надоедать)

- для чего нужно употреблять фразеологизмы?

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,  планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование. Умение находить наиболее рациональные способы решения задачи

12.

Правописание НЕ с глаголами.

Цель: систематизировать знания по теме.

- Сформулируйте правило:

«А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить»

«Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит»

«Да! Такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь

Да за пояс не заткнёшь»

13

Обобщение.

Цель: обобщить  знания по теме.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос». Каждая группа получает 3 вопроса.

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

6. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

7. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)  

8. Назовите глаголы – исключения

9. Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

  • 10. Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

11. В каких случаях в глаголах пишется ь?

12. Правописание НЕ с глаголами

ІІ Разминка. Дополните до правильных ответов..

•Прилагательные, существительные, местоимения – это…

•Подлежащее, дополнение, обстоятельство – это…

•Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо…

•Грамматическая основа предложения – это…

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

14.

Подведение итогов.

Цель: систематизировать знания по теме.

Рефлесия

Цель: проверка способности к самооценке как личностный результат

Выставление оценок.

9 этап – Подведение итогов.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

В ответе можно использовать только глаголы ( думали, учились. трудились…..)

- Урок подходит к концу. Вернемся опять к цели урока. Посмотрим все ли мы выполнили? (Дети подводят итог).

- Сейчас сами оцените свою работу на уроке.

* Я работал сегодня очень хорошо и у меня все получилось.

* Я работал сегодня хорошо, но у меня не все получилось.

* Я сегодня не доволен своей работой, буду стараться.

- А я хочу закончить урок следующими словами.

Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может.

Я уверена, что это про вас, ребята.

- Что показалось сложным при изучении темы “Глагол”?

- Кто уверен в своих знаниях, то на доску прикрепляем личики с изображением улыбок. А кто затрудняется, тот с изображением грусти.

http://festival.1september.ru/articles/622770/img2.gif

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознании уровня и качества усвоения; самооценка, самоконтроль выполняемой работы

Личностные: самооценка деятельности

Личностные УУД: установление связи между учебной деятельностью и мотивом

15.

Домашнее задание

Цель: закрепление теоретических и практических знаний.

  1. Написать рассказ о первом снеге.
  2. Подобрать фразеологизмы и их толкование

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

А. Н. Толстого: « Глагол  является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.»                                                                                          - Хвалю, благодарю. отдыхайте…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение и систематизация знаний о глаголе Борисова Альбина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №69 г. Ульяновска

Слайд 2

Определите тему урока Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет, И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про ...

Слайд 3

Определите тему урока Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет, И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про ГЛАГОЛ

Слайд 4

ПЛАН урока 1. Орг. момент 2. Минутка чистописания 3. Словарная работа. 4. Орфографическая минутка 5. Спряжение глаголов (Кардиограмма) 6. Изменение глаголов по числам 7. Определение времени глаголов. Предложения 8. Правописание глаголов 2 лица ед. числа 9. Работа над фразеологизмами 10. Правописание НЕ с глаголами 11. Блиц - турнир 12. Рефлексия 13. Выставление отметок 14. Домашнее задание

Слайд 5

Кому посвящены эти строчки? Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой при луне. Все ваши строчки хороши, Частичка вашей в ней души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошел прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет.

Слайд 7

Минутка чистописания А С П Пушкин сказки

Слайд 8

Однокоренные слова Сказки – сказочка, сказочник, сказ, сказание, сказочный, пересказ, рассказ, сказать, рассказчик, рассказывать, … . - Определите орфограммы - Выпишите глаголы

Слайд 9

Однокоренные слова Ска з ки – сказо чк а, сказо чн ик, ска з , ск а зание, сказо чн ый, пере ска з , ра сс ка з , сказат ь , ра сс ка зч ик, ра сс казывать, … . - Определите орфограммы - Выпишите глаголы. - Работа по памятке.

Слайд 10

Какое чудо увидел царь в последней части сказки? Составьте предложение. Можно предложение из сказки.

Слайд 11

Анализ предложения Белка песенку п . ёт з . л . той . рех грызёт изумрудец вынимает и в мешочек опускает

Слайд 12

Анализ предложения Белка песенку п о ёт , з о л о той о рех грызёт , изумрудец вынимает и в мешочек опускает .

Слайд 14

Самостоятельная работа. Определи спряжение глагола.

Слайд 15

Определите спряжение глаголов Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Снова князь у моря ходит, … Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывёт Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, …

Слайд 16

Определите спряжение глаголов Ветер весело шум ит, Судно весело беж ит. Ветер по морю гуля ет И кораблик подгоня ет Снова князь у моря ход ит, … Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плыв ёт Вид ит , белочка при всех Золотой грыз ет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собира ет, …

Слайд 17

Проверка самостоятельной работы

Слайд 18

Как определить спряжение глагола и правильно написать безударные окончания глаголов 1. Поставьте глагол в начальную форму. 2. Выясните, оканчивается ли он на “ ить ” и не является ли глаголом-исключением. 3. Определите спряжение глагола. 4. Напишите нужное окончание. Число Единственное Множественное I спряжение ешь ет ем ете ут (ют) II спряжение ишь ит им ите ат ( ят )

Слайд 19

Изменение глаголов по числам - Напишите недостающие глаголы, определите время и число. Рядом в скобках запишите эти глаголы во мн. числе. Днём свет божий …, Ночью землю …, Месяц под косой …, А во лбу звезда … .

Слайд 21

Изменение глаголов по числам. Днём свет божий затмевает (затмевают), Ночью землю освещает (освещают), Месяц под косой блестит (блестят), А во лбу звезда горит (горят).

Слайд 22

Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали: - В этом году на соревнованиях области я обязательно победю …, нет побежу … - Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить. - А как сказать правильно? - Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)

Слайд 23

Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. Победить - убедить - дерзить - бороздить - пылесосить - шелестеть -

Слайд 24

Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. -Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них: победить убедить дерзить бороздить пылесосить шелестеть - Открыть слова, записанные на доске. Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием и составить с данными словами предложения устно. (Дети называют предложения).

Слайд 25

Глаголы настоящего времени в 1 – м лице ед. числа. Победить - убедить - дерзить - бороздить - пылесосить - шелестеть -

Слайд 26

- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне?

Слайд 27

- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу!

Слайд 28

- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Задание: найдите глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа. Объясните, почему пишется ь .

Слайд 29

- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещ … ты, куда захоч … , Ты морские камни точ … , Топ … берег ты земли, Подыма … корабли – Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу!

Слайд 30

- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне? Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещ ешь ты, куда захоч ешь , Ты морские камни точ ишь , Топ ишь берег ты земли, Подыма ешь корабли – Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу!

Слайд 31

Работа с фразеологизмами. Попробуйте заменить фразеологизм одним словом – глаголом неопределенной формы Давать слово - Зарубить на носу - Держать язык за зубами - Вешать нос - Мозолить глаза -

Слайд 32

Работа с фразеологизмами. Проверка. Давать слово (обещать), зарубить на носу (запомнить), держать язык за зубами (молчать), вешать нос (унывать), мозолить глаза (надоедать).

Слайд 34

Объясни значение фразеологизмов

Слайд 35

Объясни значение фразеологизмов 1) Водить за нос – вводить в заблуждение, обманывать. 2) Развешивать уши – слушать с чрезмерным увлечением. 3) Точить зубы – сердиться на кого-либо, накапливать злобу. 4) Клевать носом – дремать сидя и борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову. 5) Делать из мухи слона – сильно преувеличивать . 6) Прикусить язык – замолчать, умолкнуть внезапно . 7) Чесать языки – заниматься пустой болтовней. 8) Строить глазки – привлекать внимание. 9) Не в своей тарелке – чувствовать себя неловко.

Слайд 36

Найдите в данных строчках правило написания и сформулируйте правило. «А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят его пустить Чудный остров навестить» «Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит» «Да! Такая есть девица. Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёшь»

Слайд 37

РЕФЛЕКСИЯ Сейчас сами оцените свою работу на уроке. * Я работал сегодня очень хорошо и у меня все получилось. * Я работал сегодня хорошо, но у меня не все получилось. * Я сегодня не доволен своей работой, буду стараться.

Слайд 38

РЕФЛЕКСИЯ Однажды трех каменщиков, которые строили храм, спросили: "Что вы делаете?" Первый сердито буркнул: "Разве не видите, я работаю". Второй ответил: "Я зарабатываю деньги себе и своей семье". А третий воодушевленно воскликнул: "Я строю величайший храм в мире!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Русский язык 2 класс, "Школа России".

Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Работы содержат оценочные листы. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...

Урок- обобщение по теме "Глагол" по русскому языку в 4 классе

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе....

Тема: Закрепление по теме «Времена глагола» урок русского языка в 4 классе

Тема: Закрепление по теме «Времена глагола» урок русского языка в 4 классе...

Памятка "Спряжение глаголов" по русскому языку для учащихся 4 класса

Памятка "Спряжение глаголов" по русскому языку для учащихся 4 класса...