Урок русского языка в 3-ем классе По программе «Перспективная начальная школа» Тема: " lll-e склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_kl_2-oy_variant.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

русского языка

в 3-ем классе

По программе

«Перспективная начальная школа»

Учитель – Ефимова Лариса Викторовна

ГБОУ СОШ №6

Василеостровского района

г. Санкт- Петербурга

Тема

Существительные третьего склонения (1-ый урок)

Цель:

создать условия для того чтобы, дети научились распознавать существительные третьего склонения

Задачи:

- способствовать развитию умения отличать существительные третьего склонения от существительных  м.р. с основой на мягкий согласный, с Ь на конце;

- формировать умение изменять существительные третьего склонения по падежам;

- формировать предметные и коммуникативные УУД

Ресурсы

Информационный материал

Учебники «Русский язык» 1 часть (Авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А.,Байкова Т.А.); 2 часть (Обратный словарь); рабочая тетрадь.(Автор: Байкова Т.А.)

Демонстрационный материал

Карточки с названиями одушевлённых и неодушевлённых существительных,

с окончаниями существительных в н.ф.,

названиями родов существительных;

электронная презентация.

Раздаточный материал

Карточки с учебным заданием

Формы работы

  1. фронтальная;
  2. работа в парах сменного состава;
  3. работа в четвёрках

Примечание

Авторами запланирована на данном уроке работа с фразеологическим оборотом ( ранее детей знакомили с тем, что такое устойчивое выражение)

Страницы учебника (1) – 125-127

Ход урока

Цели

Задания

Деятельность детей

Планируемый результат

Настроить детей на активную работу на уроке;

создать позитивное отношение к учёбе

Актуализировать знания детей по изучаемой теме

Мотивировать учащихся к изучению темы

Формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Стимулировать эмоционально- ценностное отношение к проблеме Миши

Формировать умение работать со словарями

Выполняют учебное задание в соответствии с предложенными вопросами

-Выполнение самопроверки и взаимопроверки учебного задания

Делать самостоятельный вывод на основе полученных знаний

Выполнение учебного задания, используя известное правило

- выполнение самопроверки, взаимопроверки и корректировка выполняемого задания

Формировать умение работать с Толковым словарём

Находить слова в Обратном словаре  для записи в столбики таблицы, пользуясь правилом

Сравнивать результат своей деятельности с образцом

Делать выводы в результате совместной работы и сравнить свой вывод с учебником

Выполнять задание в соответствии с инструкцией;

- самоконтроль и коррекция в соответствии с заданием;

- соотносить поставленную цель и полученный результат

Сравнивать и анализировать написание окончаний имен существительных 11-ого и 111-его склонения;

- писать правильно окончания существительных 11-ого и 111-его склонения

Соотносить поставленную цель и полученный результат

Оценивать результаты собственной деятельности

Выбор задания в соответствии со своими знаниями и  возможностями

1.

Орг.момент

Поприветствуем гостей

На вас надеюсь я, друзья!

Мы- хороший дружный класс!

Всё получится у нас!

2.

Приступим к работе.

Назовите тему нашего урока

Что мы уже знаем по этой теме?

Д. Дети знают, какие существительные относятся к 111-ему склонению.

Предположите, что ещё мы должны будем узнать, изучая эту тему и для чего

Д. По опыту изучения существительных других склонений дети скажут, что должны будут узнать, как склоняются существительные 111-его склонения, чтобы правильно их писать

Откроем книгу и посмотрим, какие условные обозначения есть на страницах учебника и о чём они нам говорят.

Д. Дети называют словарь Устойчивых выражений, Обратный словарь, тетрадь на печатной основе для с/р.

3.

В классе Миши и Маши тоже изучают эту тему.

Посмотрим, с какой проблемой  столкнулся Миша.

Д. Два ученика разыгрывают 1-ю часть текста, с.125 

( Слова ЛОШАДЬ и МЕДВЕДЬ обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? –спросила Анишит Йокоповна Мишу.

Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал)

Пожалуйста, ребята, помогите Мише.

Вот и у Миши не получилось сразу ответить.

Д. Продолжают дальше разыгрывание сценки

 ( - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил? – забеспокоилась Анишит Йокоповна .

- Ничего я не глотал,  Анишит Йокоповна !-

Возразил Миша. – Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.)

Верно ли Миша понял свою учительницу?

Что вы ему посоветуете?

Д. Обратиться к словарю Устойчивых выражений.

Давайте обратимся к данному словарю

Д. Дети самостоятельно работают со статьёй.

Пожалуйста…

Что узнали из статьи?

Какое из слов мы сейчас не употребляем? Интересно узнать, откуда пошло это выражение? Обратимся к учебнику.

Что нового для себя узнали?

4.

И мы, и Миша теперь понимаем смысл этого устойчивого выражения, но на вопросы Анишит Йокоповны Миша ещё не ответил.

Поможем ему.

Отвечая на вопросы Анишит Йокоповны, проведём исследовательскую работу над словами ЛОШАДЬ и МЕДВЕДЬ.

  • На доске таблички ЛОШАДЬ, МЕДВЕДЬ
  • К доске приглашаются 2 ученика. Они, опираясь на вопросы учебника, работают со словами, выбирая и прикрепляя нужные таблички из предложенных.

Сравните вашу работу и работу ребят, которые трудились у доски.

 Какой вывод мы можем сделать?

*(Можно ли утверждать, что и сущ. МЕДВЕДЬ и сущ. ЛОШАДЬ относятся ко 11-ому склонению? Обоснуйте.)

*НА ЭКРАНЕ

ЛОШАДЬ            

одуш.            

 Ж.р.

  в. н.ф.

Проверим наш вывод, прочитав правило, которое принесла наша помощница Летучая Мышь.

Подтвердили ли мы наш вывод?

5.

Пользуясь этими знаниями, выполним упр. 117

О чём нам говорит пиктограмма?

Читаем задание.

У каждого из вас на партах таблицы

Ребята первого ряда будет выполнять такое задание

*НА ЭКРАНЕ

- ВЫПИШИТЕ ВСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 111-ЕГО СКЛОНЕНИЯ НА – НЬ

Ребята второго ряда будет выполнять такое задание

- ВЫПИШИТЕ ВСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 111-ЕГО СКЛОНЕНИЯ НА –ПЬ

Ребята третьего ряда будет выполнять такое задание

- ВЫПИШИТЕ ВСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 111-ЕГО СКЛОНЕНИЯ НА –РЬ

Каждый из вас заполняет свою колонку в таблице.

Но должна быть в итоге заполнена вся таблица; остальные столбики вы заполните с помощью своих товарищей с других рядов.

Как только вы выполните свою часть работы, ищите тех, кто выполнил другие  части этого задания.

Кому всё понятно могут приступить к выполнению.

У кого есть вопросы,  повторим ещё раз,

что предстоит нам выполнить.

 На выполнение задания отведём 7 минут.

Какие же слова вы выписали?

Посмотрим, что у нас получилось в итоге

  • НА ЭКРАНЕ

-нь

-пь

-рь

жизнь

степь

дверь

ладонь

цепь

выпь

насыпь

россыпь

*если будут возникать вопросы

Все ли слова понятны?

Где можем найти объяснение этих слов?

Напомните, как мы ищем слова в словаре?

(т.к. в наших словарях этих слов нет, толкование этих слов мы можем посмотреть в словаре…).

Обратим внимание на вторую часть задания.

Над чем будем работать?

На что надо обратить внимание, работая по этому заданию?

На выполнение этой работы мы отведём 10 минут.

За тем обсудите в 4-х, что заметили и сделайте вывод.

Что вы наблюдали?

К какому выводу пришли?

Сравните наш вывод с правилом в учебнике

Какой же вывод?

Совпал ли наш вывод с выводом учебника?

6.

Как вы думаете, для чего мы проводили такую исследовательскую работу? Эти знания нам надо применить?

У нас есть следующее задание, где мы их и применим.

Прочитайте задание упр. 118

Какие задачи ставят перед нами авторы учебника?

Рассмотрим таблицу и сравним, как изменяются сущ.11-ого и 111-его скл.

Что интересного обнаружили?

Прочитайте следующую часть задания.

Какой условное  обозначение  вы изобразили бы рядом с этим упражнением?

Обратимся к Обратному словарю.

Какие слова выбрали?

А ты?

Приступаем к работе

У кого есть вопросы,  повторим ещё раз,

что предстоит нам выполнить.

 На выполнение задания отведём 5 минут.

  • Если ребёнок выполнил работу, проверяю её,  он может поработать консультантом.

Кому нужна помощь, поднимите руку и обратитесь за помощью к консультанту.

Проверьте окончания написанных вами существительных по таблице учебника

К какому выводу вы пришли?

7.

В начале урока вы поставили перед собой цель:

УЗНАТЬ, КАК СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ИХ ПИСАТЬ

Просмотрите вашу работу

Что же вы узнали для достижения нашей цели?

8

Возьмите листы самооценки и подчеркните в них то, что считаете верным для себя

Я ( ОЧЕНЬ, НЕ ОЧЕНЬ) ДОВОЛЕН (ДОВОЛЬНА) РЕЗУЛЬТАТОМ СВОЕЙ РАБОТЫ, КОТОРУЮ ВЫПОЛНЯЛ(А) (САМ, С ПОМОЩЬЮ ОДНОКЛАССНИКОВ, С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ)

Как вы оценили свою работу сегодня на уроке?

-А есть ли среди нас те, кто испытывал трудности сегодня на уроке?

9.

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.

В тетрадях для с/р у нас есть два упр.: 91 и 92, которые я предлагаю вам посмотреть и выбрать то упр., которое вы выполните дома.

Запишите задание в дневник.

Дети обращаются к оглавлению учебника

Ученики высказывают свои предположения о том, что должны будут узнать на уроке

Дети анализируют страницы учебника

Инсценировка диалога из учебника

(Главное – не дать детям время на раздумье и анализ вопросов; ученики должны почувствовать затруднение)

Дети самостоятельно работают по словарю Устойчивых выражений

(Заслушиваем ответы детей)

Дети самостоятельно читают статью в учебнике

На доске

МЕДВЕДЬ   ЛОШАДЬ

одуш.            одуш.

М.р.               Ж.р.

в н.ф.            в. н.ф.

Два человека выполняют задание на створках доски так, чтобы остальные ученики не видели их работу

Ученики за партами самостоятельно проводят исследовательскую работу над словами ЛОШАДЬ и МЕДВЕДЬ по вопросам учебника

На основе проделанной работы дети делают вывод и сравнивают его с правилом в учебнике

Дети рассказывают задание своими словами

Дети работают в парах сменного состава

Заслушиваем и анализируем ответы

Если дети затрудняются объяснить непонятное слово, работают с толковым словарём

Если трудности не возникнут, то просто  напомнят правила работы со словарём

Дети делают вывод, что

слова были разные, а окончания в Р., Д., П. падежах одинаковые - и

Дети читают правило

Дети работают по таблице

Дети работают по Обратному словарю

Сущ.11-ого и 111-его склонения изменяются по падежам по-разному.

Дети выполняют своё задание и помогают в работе товарищам

Ученики делают вывод на  основе выполненного задания и сравнения его с таблицей в учебнике

Дети делают самоанализ своей работы

Дети самостоятельно выбирают задание в соответствии со своими знаниями

Регулятивные умения:

- выполняют учебное задание в соответствии с целью

Предметные умения:

-рассказать о том, какие сущ. относятся к 111-ему склонению

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Познавательные:

- использование знако-символических средств

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Мише

Познавательные:

- умение работать со словарями

Коммуникативные:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Предметные умения:

- использовать знания, полученные ранее на уроках русского языка по теме «Склонение имён существительных» при выполнении данного задания и обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

- выполняют учебное задание в соответствии с предложенными вопросами

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Познавательные умения:

- сделать самостоятельный вывод на основе полученных знаний

Регулятивные умения:

- сравнение своего вывода с правилом учебника

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя известное правило

- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку выполняемого задания

Предметные умения:

- находить слова для записи в столбики таблицы, пользуясь правилом

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

- работа в парах сменного состава

Коммуникативные умения:

- оформление речевого высказывания, представляя свою позицию

Регулятивные умения:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом

Предметные умения:

- рассказать о написании окончаний имён существительных 111-его склонения с опорой на наблюдения

Познавательные умения:

- сделать выводы в результате совместной работы и сравнить свой вывод с учебником

-

Коммуникативные:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с инструкцией

- самоконтроль и коррекция в соответствии с заданием

- соотносить поставленную цель и полученный результат

Предметные умения:

- сравнивать и анализировать написание окончаний имен существительных 11-ого и 111-его склонения;

- писать правильно окончания существительных 11-ого и 111-его склонения;

Регулятивные умения:

-соотносить поставленную цель и полученный результат

Личностные умения:

- оценивать результаты собственной деятельности

Регулятивные умения:

- выбор задания в соответствии со своими знаниями и  возможностями



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа», тема "Учимся решать уравнения"

Данный урок по типологии является уроком изучения нового материала. Обучающиеся знакомятся с одним из важнейших алгебраических понятий – понятием уравнения. Знакомство это осуществляется на основе соп...

Урок математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Действия первой и второй ступени.

Тема: Действия первой и второй ступени.Цели: рассмотрение вопроса о действиях первой и второй ступени.Образовательные:- Научить выполнять арифметические действия в выражениях без скобок;- Вырабо...

Урок математики во 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Тяжелее-легче

При изучении данной темы происходит знакомство учащихся с проявлением новой величины, которая называется «масса».На данном этапе мы ещё не обязательно употреблять термин «масса», но надо выражат...

Урок русского языка в 4-м классе по программе "Перспективная начальная школа"

Урок с элементами развивающего обучения знакомит обучающихся с образованием наречий от прилагательных....

Конспект урока русского языка в 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление»

Структура урока выглядит следующим образом:1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (организационный момент) 2. Актуализация знаний, умений и навыков,...

Урок по математике в 4-ом классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Остаток и делитель»

Создать условия для того, что бы дети поняли взаимосвязь делителя и остатка, могли обосновать условия, при которых деление будет выполнено верно....