Урок «Имена собственные и нарицательные» (2класс, программа «Перспектива»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.
Задачи:
- Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
- Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемый результат
Познавательные умения:
— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины.
Предметные умения:
— писать в тексте имена собственные и нарицательные.
Основные понятия:
- имя существительное (без определения);
- имя собственное;
- имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
с позиции системно-деятельностного подхода
Тема урока «Имена собственные и нарицательные»
(2класс, программа «Перспектива»)
Разработчик: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10 г. Калининграда
Миронова Елена Петровна
2013г.
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.
Задачи:
- Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
- Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемый результат
Познавательные умения:
— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины.
Предметные умения:
— писать в тексте имена собственные и нарицательные.
Основные понятия:
- имя существительное (без определения);
- имя собственное;
- имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах
Ход урока:
1.Орг. момент Зарядка «Солнышко» 1ученик у доски показывает.
Правило1 (Посадка)
Аутотренинг.
-Положите голову на руки, повторите про себя или вслух.
-У меня спокойное состояние. Я буду хорошо работать на уроке. У меня всё получится.
-Правило2 (Тетрадь)
-Правило3 (Ручка)
-Правило4 (Хором)
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
В тетрадях 2 строки вниз. Продиктует по слогам 1 ученик число, кл. работа.
Минутка чистописания. На доске:
- воробей ученик имя собака
- приставка корень суффикс существительное окончание
Напишите лишнее слово из первой строчки. Почему оно лишнее?
Выпишите лишнее слово из второй строчки. Почему оно лишнее?
-Что получилось?(Имя существительное). Вспомним, что нам известно об имени существительном.(На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном)
-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»(Дети +-)
- Имя существительное обозначает признак предмета.(-)Почему? Вывешивается.
- Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?(-) Почему? Вывешивается
- Имя существительное бывает одушевленным или неодушевленным.(+)
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?(-) Почему? Вывешивается
- Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?(+)
- Имена существительные бывают только собственными.(-) Почему? Вывешивается
-А какие ещё бывают?
Слайд 1. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».
-Что мы уже знаем по этой теме? (Что такое имя собственное)
-Какие слова относятся к именам собственным?( Названия рек, морей, городов, фамилия, имя, отчество…)
-Тогда какую цель мы поставим на уроке, что по этой теме мы ещё не знаем? ( Что такое нарицательное существительное)
Слайд 2 Цель: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.
-Как достичь поставленной цели? Чему мы ещё должны учиться на уроке? Вам помогут ответить на поставленный вопрос слова.
Слайд3
Учиться слушать…
Размышлять …
Сотрудничать…
Думать…
Рассуждать…
Работать…
Сравнивать…
Обобщать…
Слайд4 Я обобщаю.
Цели:
- Уточнить представление об именах собственных и нарицательных
- Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность
- Воспитывать умение работать в коллективе.
3.Изучение нового материала. Работа в парах.
-У вас на столах лежат карточки со словами. Они все перепутались. Составьте пары слов, подходящие по смыслу.
Доктор Ряба братец Емеля сын Алёнушка сестрица Иванушка курочка Айболит
-Что получилось? (1 пара зачитает. Остальные +-)
-Посмотрите, чем отличаются сова в каждой паре? Почему 1 написано с маленькой буквы, а другое с большой? (Потому что одно является именем собственным, а другое-нет)
-Поднимите руку группа «Помощники»
-Для вас задание: выяснить по словарю, что такое имя собственное.
-Что мы знаем про имена собственные? (Пишутся с большой буквы, обозначают имена, клички, названия города, моря…)
Физминутка. Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.
Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.
Подведение итогов группы «Помощники» (читает 1 по словарю)
Слайд 5
Имя собственное - личное, индивидуальное название кого-нибудь или чего-нибудь.
-Как вы понимаете слово индивидуальное (Отдельный, единичный)
Работа по учебнику
-Давайте откроем учебник с. 81, упр. 106.Прочитайте текст самостоятельно. Что вы узнали из текста? Выпишите имена собственные.
-Кто не знает как отличить имя собственное?
-Кто подскажет как это сделать? ( Пишутся с большой буквы, обозначают единичное название). Раздаются карточки-помощники для слабых с алгоритмом действий.
3х первых я проверяю, они проверяют остальных.
-Давайте прочитаем вывод профессора Самоварова, какие слова называются именами собственными с 81
-Чем мы можем дополнить данное правило? Какие существительные мы будем называть собственными? (Составляется кластер на доске:
Имя собственное
Единичное название
-Кто среди данных названий в тетради назовёт города? (Новгород, Ярославль, Тверь)
-Кто запомнил названия рек? (Волга, Волхов)
-Что такое Россия? (название страны)
-Что особенного в написании этого слова нужно запомнить? (Орфограмма удвоенный согласный, безударный гласный) Подчеркните, правильно выделив эти орфограммы.
-Какая орфограмма есть во всех словах? (Заглавная буква) Подчеркните.
-Как вы думаете, какие тогда существительные называются нарицательными?
Я тоже заглянула в словарик и нашла определение нарицательным именам существительными поняла, что это такое существительное, которое противоположно имени собственному.
Слайд6
- Давайте продолжим составление кластера.
Имя нарицательное
Много предметов
-Попробуйте сами привести примеры нарицательных имен существительных.
-Откройте с 141(словарик) Выпишите 3 нарицательных существительных.
-Кто справился? Какие примеры?
-Давайте попробуем тогда составить предложение с2-мя такими словами на выбор.
Слайд7 шарик-Шарик
Роза-роза
Запишите 1 любое предложение. Почему одно из слов с маленькой буквы, а другое- с большой?
Закрепление. Работа в группах.
Сейчас будет задание на время. Вы будете работать в тройках. Нужно за 5 минут успеть написать как можно больше имен собственных с данными в каждой группе значениями. Подумать, где нужно поставить кавычки.
1группа. Названия городов (Помощник - карта)
2 группа. Названия рек (Помощник - карта)
3 группа. Названия морей (Помощник - карта)
4 группа. Клички животных (Помощник-анаграммы)
5 группа. Фамилии детских писателей (Помощник -анаграмма)
6 группа. Названия автомобилей. (Рисунки автомобилей с подписями внизу-«Собери слова»
7 группа. Названия книг. (Рисунки обложек книг)
8 группа. Названия планет. (Рисунок Солнечной системы)
- от каждой группы выходит с листочком и зачитывает.(+-)
- Кто знает, в каком городе мы живём? На какой реке стоит наш город? Каким морем омывается наш город? В какой стране мы живём? Столица нашей Родины?
-Что, какое правило объединяет написание всех этих слов? (Имя собственное пишется с большой буквы)
-В каких случаях будут использованы кавычки? (названия книг, марок автомобилей)
Физминутка (для глаз)- Мультимедийный проектор
Слайд8-9
Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.
Слайд 10
- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.
а) Спишите, раскрывая скобки.
Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.
*Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.
Б) Исправь ошибки, запиши правильно.
Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме. Река преголя недалеко от дома моей бабушки иры.
В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.
Меня зовут… Я живу в городе… Вечером я кормлю котёнка …
Я раздаю карточки - помощники для слабых детей. (Имена: Алина, Анастасия, города: Калининград, Москва, Клички: Рыжик, Пушок)
Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что мы узнали на уроке?
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные называются нарицательными?
Рефлексия
Закончите предложение, выбрав понравившееся вам начало.
Слайд11.
- Сегодня я узнала…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполняла задания…
- Я поняла, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовала, что…
- Я приобрела…
- Я научилась…
- У меня получилось …
- Я смогла…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Слайд12
VIII. Домашнее задание. На выбор.
*Составить 3-4 предложения о своей улице, городе, любимой книге.
*Упр.154 раб. тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Имена собственные и нарицательные" (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Имена собственные и нарицательные». Цели деятельности учителя: формирование представления об основной функции имен собственных, орфографического...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
План-конспект урока по русскому языку (3 класс)...
Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс
Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.Задачи урока:1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.2. Развивать речь, внимание, память, воображение...
Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме «Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия».
Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме«Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия»...
урок имена собственные и нарицательные
урок имена собственные и нарицательные...