русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Правописание безударной гласной в корне. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов
Цели:
- продолжить формировать представление о способах проверки безударных гласных в корне слова и умение находить проверочные слова в группе однокоренных слов;
- развивать орфографическую зоркость, навыки комментированного письма, навыки коллективной и самостоятельной работы;
- совершенствовать навыки каллиграфического письма;
- продолжить учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать внимание, старание, трудолюбие;
- развивать у ребенка чувства доброго, прекрасного.
Ход урока
- Организационное начало
«Долгожданный дан звонок –
Начинается урок»
- Проверка домашнего задания (упр. 217, с.95 (Д.М.))
- Устный самодиктант
Ученики называют слова из домашнего упражнения и поясняют, почему написали данную гласную в корне. Образец рассуждения: (произносит) мор-ска-я.
- В корне –мор- я написал гласную О, так как подобрал однокоренные : слова море, заморский, в них гласный в корне ударный (и т.д.)
- Вывод (!) – Какое правило применяли, выполняя домашнее задание?
(Правило на стр. 127 учебника «Русский язык»)
- Запись предложений под диктовку (с комментированием)
Знания делают человека сильным. Знай больше, а говори меньше.
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Обозначьте изученные орфограммы.
- Какие слова легко было писать, а какие сложно? Почему?
- Эти предложения будут девизом нашего урока.
- Минутка чистописания
- Какие гласные встретились в написанных предложениях?
- Сегодня мы вспомним написание строчных гласных
о а и е
в написании, которых есть одинаковые элементы.
- Что еще можно сказать про эти гласные?
(Они дружат. Мы слышим звук один, а букву, согласно правилу, пишем другую).
«В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется».
(На доске подсказка – схемы-человечки гласных ударных и безударных)
- Словарная работа и введение в тему урока.
- Знакомство с новым словом
Послушайте.
«Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая, не то, что на других деревьях. Приложи к коре ладошку. Чувствуешь, какая она гладкая, шелковистая? Подними голову – увидишь гибкие ветви с маленькими красивыми листочками. А между ними – сережки, сережки…»
(По Кучнеевой и В. Жарову).
- О каком дереве вы услышали?
- По каким признакам его узнали?
(Ответы детей)
- Правильно. Береза – исконно русское слово. Береза – символ красоты русской природы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку (открыть «Чудо дерево». На стволе слово береза).
- Запись в тетрадях.
Словарь береза
- Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Послушайте стихотворение А. Прокофьева (и музыкальное сопровождение).
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками | С зелеными сережками. Люблю ее, заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую… |
- Работа с «Чудо деревом»
Подбираем однокоренные слова. Называем ударную и безударную гласную.
Словарь: береза, березонька, подберезовик, березовый.
- Выделение корня.
- – Почему эти слова нужно запомнить?
(Нельзя проверить безударную гласную)
- Сообщение темы и целей урока.
- Так, что мы должны запомнить все слова с безударными гласными в корне? (Нет).
- А как же тогда быть? (Ответы детей)
- Правильно. Чтобы решить эту проблему, мы научимся проверять безударную гласную в корне слова и находить среди однокоренных слов проверочные слова. А для этого составим алгоритм «Проверка безударной гласной в корне слова».
(- Но сначала давайте отдохнем).
- Физкультминутка «Буратино»
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо стать».
- Объяснение нового материала.
- Составление алгоритма «Проверка безударной гласной в корне слова».
- С чего мы начинаем работу над словом?
(произносим, ставим ударение и определяем безударную гласную в корне).
- Что нужно выяснить? Какой вопрос можем поставить?
- Если «Да», то что?
- Если «Нет»?
2. Практическая работа
Отгадайте загадки, придуманные вами к уроку чтения. А чтобы правильно записать отгадку, воспользуйтесь алгоритмом и карточкой-подсказкой (на карточке подсказке группа однокоренных слов).
(Карточки-отгадки прикрепляются к доске).
- «Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает»
(Сова)
(Карточка-подсказка: совы, совята, совушка)
Сова-совы, совушка
- «Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться,
Любит хитрая … (лисица).
(Карточка-подсказка: лис, лисонька, лисенок, лисий)
Лисица-лисонька, лисий
- Моя загадка
«И малы мы, и удалы,
Сквозь землю проросли,
Свои шапочки нашли.
Друг пред другом красовались
И в корзинку к вам попались».
(Грибы)
(Карточка-подсказка: гриб, грибной (суп), грибница)
Грибы-гриб
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа по вариантам
Стр. 128, упр. 220
- Итог урока
- Проанализируйте свою работу на уроке.
- Что удалось? Что не удалось? Почему? Попробуйте объяснить.
- Над чем еще нужно работать?
- Ребята, посмотрите, сколько мы сегодня говорили о природе, о красоте русской природы. А сегодня, 22 марта, - христианский праздник «Сороки».
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Сколько проталинок - столько и жаворонков.
Подснежники
Плакала снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы
(Т. Белозеров)
- Составление узора «Мое настроение»
- Задание на дом: расскажите родителям о нашем уроке, что больше всего понравилось, запомнилось и сделайте рисунок о нашем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....