Факультатив по русскому языку "Тайна имени"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся систорией возникновения имен, с разделом ономастика, развивать речевую деятельность, кругозор учащихся, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_tayna_imeni.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тайна имени».
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения имен, с разделом ономастика, развивать речевую деятельность, кругозор учащихся, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу и назовите свое имя в такой форме, как бы вам хотелось, чтобы вас называл ваш сосед по парте.
II.Постановка учебной задачи.
1. - Вы узнаете тему сегодняшнего занятия, если успешно справитесь с кодом. Поработайте в парах и назовите слово, которое здесь зашифровано.
в | н | и | м | к | с | б | и | д | а |
о | ж | о | з | а | л | т | п | к | р |
- Может кто из вас знает, что это слово обозначает?
- Ономастика – это особая наука, с греч. языка «искусство давать имена», раздел языкознания, изучающий имена, фамилии, названия, прозвища.
- Сегодня мы познакомимся с разделом, изучающим собственные имена людей – антропонимикой.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели занятия.
2. - Я предлагаю вам составить план нашего занятия. Работаете в парах.
- В каком порядке мы будем изучать тему занятия?
в | н | и | м | к | с | б | и | д | а |
о | ж | о | з | а | л | т | п | к | р |
План.
Происхождение имен.
Зачем людям нужны имена?
Анализ анкет.
Значение имен.
III. План реализации учебной задачи.
1. Если б не было имен на свете
Как бы трудно жили наши дети.
Все бы Ани, Тани, Маши, Верочки
Стали просто маленькие девочки.
Все Алеши, Саши, Пети, Коли
Стали б просто мальчишками в школе.
Только б по фамилиям вас звали.
Вам это понравится? Едва ли.
А меня б тогда как вы называли?
Что - нибудь придумывать бы стали.
- Подумайте, зачем нужны имена? (Чтобы отличить одного от другого, чтобы можно было обратиться друг к другу)
- Иногда мы слышим, как люди обращаются друг к другу «Эй, ты, иди сюда». Что вы можете сказать о поведении таких людей?
- А бывает и так, вам необходимо обратиться к незнакомому человеку. Как поступите в этом случае? (Улыбнуться, подать руку, назвать свое имя, сказать «очень приятно было познакомиться», «рад нашему знакомству»)
- Какой вывод мы сделаем, нужны ли людям имена и зачем?
2. – Когда вы родились, в семьях долго решали, как же вас назвать, и может быть, эти обсуждения были похожими на те, о которых рассказывается в стихотворении:
Дед, стараясь для внука,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих громко:
Товий, Муций, Свен, Орест.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней –
- Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
-Никто не знает, когда у людей появились имена, но представить без них нашу жизнь не возможно.
Имена – часть истории и культуры народа. В них отражается быт и фантазия людей, род занятий и отношение к окружающему миру. В древности наши предки, давая имена своим детям, старались подчеркнуть особенность каждого ребенка. Имя давалось как примета, по которой его можно было выделить из семьи или рода.
1. Имя давалось по внешности: Мал, Бел, Кудряш.
По черте характера: Добр, Горд, Буян, Несмеяна.
Часто давали имена – названия растений: Дуб, Лилия, Роза, Азалия.
Бытовали такие имена, как Лебедь, Комар, Соловей, Лев, Карп.
2. В 988 году на Русь пришло христианство, а вместе с ним и новые, чаще всего греческие и
латинские имена.
Был на Руси такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То, хошь не хошь, ты – Иероним.
Раньше имя ребенку давалось в церкви и зависело от того, в день какого святого проводилось крещение. Если этот день был днем святого Андрея и святой Елены, то всех младенцев называли Андреями или Еленами. Выбор имени зависел полностью от церковного календаря. Имя Иван в церковном календаре встречается 170 раз и поэтому не удивительно, что это имя было самым распространенным на Руси. И порой в семьях братья носили одно и то же имя (так совпало по церковным праздникам).
3. Многие имена, используемые русскими людьми, имеют своих «братьев» и «сестер» в других странах. Так имя Иван, произошедшее от малоазиатского иудейского имени Йехоханан, обозначающего «Милость божья», «дар бога», в других странах видоизменилось и звучит по- разному:
по-немецки – Иоган; по-польски – Ян;
по-армянски – Ованэс; по-итальянски – Джованни;
по-английски – Джон; по-французски – Жан;
по-болгарски – Он.
4. В нашей стране были годы, когда ушла традиция давать имена, связанные с церковным календарем. Детей не крестили в церкви, а только регистрировали в ЗАГСе. Имена детям придумывали родители, и было своеобразное соревнование, кто придумает имя оригинальней.
Например, в 60-е годы
«Космос, космос и еще раз космос» - вот главный тренд 60-х. Гагарин и Терешкова не только сделали популярными именами Юру и Валю, но и дали новую тему родительской фантазии. Ну и немного кукурузы и Никиты Хрущева.
ПЯТЬ ХИТОВ 60-х
Ватерпежекосма - ВАлентина ТЕРешкова ПЕрвая ЖЕнщина-КОСмонавт
Кукуцаполь - КУКУруза ЦАрица ПОЛей
Нисерха - НИкита СЕРгеевич Хрущев
Урюрвкос - УРа, ЮРа В КОСмосе
Юралга - ЮРий Алексеевич Гагарин
Сегодня это может показаться неправдоподобным, но все эти имена еще пятьдесят лет назад родители охотно давали детям. И даже сейчас, оглянувшись по сторонам, мы можем найти тому немало подтверждений.
5. Конкурс «Составь имя ребенка». Работа в группах.
- Вам предлагается придумать веселые имена по тому принципу, по которому составлялись имена в 20–60-е годы XX века, но с учетом современной жизни. Победят в конкурсе те, кто придумает наиболее смешные имена.
Составьте имя по принципу сокращений от политического лозунга:
«сильная Россия - единая Россия»____________________________________________________________________
Составьте имя по принципу сокращений от имени руководителя государства:
Дмитрий Анатольевич Медведев_____________________________________________________________________
Составьте имя по принципу сокращений от спортивного лозунга:
«достойно проведем Сочинскую олимпиаду»___________________________________________________________
Составь имя по принципу сокращений от правила гигиены:
«Чистота - залог здоровья»___________________________________________________________________________
6. Отражая эту тенденцию придумывания оригинальных имен, С.Маршак написал стихотворение «В защиту детей»:
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
- Назовите способы образования имен.
7. - Считается, что имя накладывает отпечаток на человеческую судьбу, определяет его характер.
Поэтому, к выбору имени нужно подходить серьезно.
- Знаете ли вы, что обозначают ваши имена? (ответы детей)
2. Анализ анкет.
-Давайте вспомним, что мы хотели узнать, составляя анкету?
(Узнать любимые женские и мужские имена учеников нашего класса)
Какое ваше любимое женское имя?
Какое ваше любимое мужское имя?
(Результаты анкетирования)
3. – К доске выйдут Катя Янавичюте и Катя Верхозина.
- Как одним словом назвать этих детей? Кого еще в классе мы можем назвать тезками?
- Как мы можем их различить?
4. – Прочитайте статью на с. 90-91.
- Какая информация для вас оказалась новой?
IV. Итог.
- С каким разделом языкознания познакомились на занятии? Что он изучает?
- Продолжите фразу: «Сегодня на занятии я узнал, что…»
- Оцените работу класса в целом.
Результаты анкет.
Мужские имена:
1. Александр – 5
2. Сергей – 3
3. Даниил – 2
Антон – 2
4. Валерий – 1
Андрей
Георгий
Артем
Илья
Олег
Леонид
Семен
Денис
Владимир
Женские имена:
1. Анна – 3
2. Диана – 2
Анастасия – 2
Олеся – 2
3. Алина – 1
Виолетта
Виктория
Екатерина
Ксения
Дарья
Софья
Алена
Елизавета
Алла
Светлана
Ангелина
Юлия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"
Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....
Факультатив "Грамотное письмо", русский язык, 3-4 класс
Факультатив, "Грамотное письмо", русский язык, 3-4 класс...
Факультатив по русскому языку.
Интересные и развивающие задания....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»
Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...
Внеклассное мероприятие " Мы сегодня хотим до земли поклониться нашей женщине русской по имени Мать"
Целью внеклассного мероприятия является расширение представлений детей о Международном празднике Дне Матери....
Сценарий внеклассного мероприятия "Мы сегодня хотим до земли поклониться нашей женщине русской по имени-мать"
Внеклассное мероприятия посвящено Дню матери. Данный сценарий можно использовать учителям начальных классов.Цель праздника:расширение представления детей о Международном празднике Дне матери;— в...