РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова, Комарова Т. С. (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, муниципальное образование Тбилисский район, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета
___________ Чернышев Р.Н.
Подпись, печать ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ориентированная на достижение результатов определённого уровня
(тип программы)
факультатив- платные образовательные услуги
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Школа развития»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
5,5-7 лет
(возраст обучающихся)
Сабельникова О.В., Гаас Н.М.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова, Комарова Т. С. (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
В предлагаемой концепции программы «Преемственность» ведется подготовка детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, но, как показывает практика, предложенные технологии и содержание могут быть успешно использованы в дошкольном образовательном учреждении для занятий при подготовке детей к школе.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа - детский сад».
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
- сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
- единство развития, обучения и воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность и вариантность;
- сознательность и творческая активность;
- наглядность;
- доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
- охрана и укрепление здоровья;
- развитие психических функций и качеств личности;
- обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.
Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
- интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
- взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;
- широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;
- частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе развития». Занятия в «Школе развития» проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Рабочая программа создана на основе трёх разделов авторской программы: «От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Эти разделы являются наиболее значимыми для подготовки к школе.
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 30 апреля.
Занятия проводят с группой детей 5,5-7 лет. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).
Учебно-тематический план
Название раздела | Авторская программа | Рабочая программа | ||
Число занятий в неделю | За 2 года | Число занятий в неделю | За год | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «От слова к букве» Н. А. Федосова | 1 | 2 | 1 | 27 |
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» С. И. Волкова | 1 | 2 | 1 | 27 |
«Зелёная тропинка» А. А. Плешаков | 1 | 2 | 1 | 27 |
Всего: | 3 | 6 | 3 | 81 |
Содержание программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание курса «От слова к букве»
№ | Основные разделы курса |
1. | Развитие речи |
Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; *составление описательного рассказа. | |
Составление рассказа по плану. | |
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. | |
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. | |
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. | |
Подбор обобщающих слов к группе предметов | |
Диалог, монолог, косвенная речь. | |
2. | Знакомство с буквами. |
Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем | |
Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. | |
Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. | |
3. | Художественная литература |
Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. | |
Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Устная речь. Предложение. Слово. | 1 | 04.10 |
2 | Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 | 11.10 |
3 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | 1 | 18.10 |
4 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | 1 | 25.10 |
5 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 | 01.11 |
6 | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. | 1 | 15.11 |
7 | Звуки [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 | 22.11 |
8 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 | 29.11 |
9 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | 06.12 |
10 | Буква [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | 13.12 |
11 | Буква [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | 1 | 20.12 |
12 | Буквы [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 | 27.12 |
13 | Рассказы о домашних животных. | 1 | 10.01 |
14 | Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 | 17.01 |
15 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | 24.01 |
16 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 | 31.01 |
17 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 | 07.02 |
18 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 1 | 14.02 |
19 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 1 | 21.02 |
20 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 1 | 28.02 |
21 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания. | 1 | 07.03 |
22 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 1 | 14.03 |
23 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг, Кк. Составление рассказа-описания. | 1 | 21.03 |
24 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 1 | 04.04 |
25 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 1 | 11.04 |
26 | Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок» | 1 | 18.04 |
27 | Повторение по теме : «Алфавит» | 1 | 25.04 |
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- правильно произносить все звуки;
-отчётливо и ясно произносить все слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила;
-ориентироваться на странице в тетради.
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Пояснительная записка
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание курса «Математические ступеньки»
№ | Основные разделы курса |
1. | Арифметический |
Числа от 0 до 10. | |
Счёт предметов. | |
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. | |
Сравнение чисел первого десятка. | |
Свойства натурального ряда чисел. | |
Цифры и числа. | |
Решение задач с помощью рисунков. | |
Чтение чисел. | |
2. | Геометрический |
Сравнение : - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. | |
Изготовление моделей фигур из бумаги. | |
3. | Содержательно-логический |
Развитие : -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. | |
Диктанты: -зрительные; -слуховые. | |
Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Математические ступеньки»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. | 1 | 04.10 |
2 | Столько же. Больше, меньше. | 1 | 11.10 |
3 | Длиннее, короче. Сравнение предметов. | 1 | 18.10 |
4 | Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. | 1 | 25.10 |
5 | Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | 1 | 01.11 |
6 | Число и цифра 1. | 1 | 15.11 |
7 | Число и цифра 2. Пара. | 1 | 22.11 |
8 | Число и цифра 3. | 1 | 29.11 |
9 | Равенство. | 1 | 06.12 |
10 | Число и цифра 4.Вверху. Внизу. | 1 | 13.12 |
11 | Число и цифра 0. | 1 | 20.12 |
12 | Сложение. | 1 | 27.12 |
13-14 | Число и цифра 5. Состав числа | 2 | 10.01 17.01 |
15 | Вычитание. | 1 | 24.01 |
16 | Запись выражений на вычитание и сложение. | 1 | 31.01 |
17 | Запись и решение равенств. | 1 | 07.02 |
18 | Число и цифра 6. | 1 | 14.02 |
19 | Число и цифра 7. | 1 | 21.02 |
20 | Число и цифра 8. Весёлый счёт. | 1 | 28.02 |
21 | Число и цифра 9. Найди общие элементы. | 1 | 07.03 |
22 | Решение задач с помощью рисунков. | 1 | 14.03 |
23 | Число 10. | 1 | 21.03 |
24 | Счёт предметов в прямом и обратном порядке. | 1 | 04.04 |
25 | Части суток, их последовательность. | 1 | 11.04 |
26 | Значение понятий вчера, сегодня, завтра. | 1 | 18.04 |
27 | Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. | 1 | 25.04 |
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Пояснительная записка
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Содержание курса «Зелёная тропинка»
№ | Основные разделы курса |
1. | Наши друзья – животные |
Обитатели живого уголка. | |
Домашние животные. | |
Животные нашей местности. | |
Наблюдение за поведением животных. | |
Сравнение животных. | |
Распознавание животных на рисунках и в природе. | |
2. | Зеленое чудо — растение |
Растения нашей местности. -выращивание -рисование | |
Декоративные растения. -лепка -аппликация | |
Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование | |
3. | Круглый год |
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна -лето |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Зелёная тропинка»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Человек и природа. | 1 | 04.10 |
2 | Неживая природа осенью. | 1 | 11.10 |
3 | Растительный мир осенью. | 1 | 18.10 |
4 | Животный мир осенью. | 1 | 25.10 |
5 | Птицы нашего двора. | 1 | 01.11 |
6 | Насекомые и рыбы. | 1 | 15.11 |
7 | Домашние животные. Обитатели живого уголка. | 1 | 22.11 |
8 | Наши друзья-животные. | 1 | 29.11 |
9 | Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица. | 1 | 06.12 |
10 | Неживая природа зимой. | 1 | 13.12 |
11 | Растения зимой. | 1 | 20.12 |
12 | Животный мир зимой. | 1 | 27.12 |
13-14 | Зелёное чудо - растения. Части растений. | 2 | 10.01 17.01 |
15 | Овощи и фрукты. | 1 | 24.01 |
16 | Травянистые растения. | 1 | 31.01 |
17 | Кустарники. | 1 | 07.02 |
18 | Разнообразие деревьев. | 1 | 14.02 |
19 | Съедобные и несъедобные ягоды. | 1 | 21.02 |
20 | Мхи и Папоротники. | 1 | 28.02 |
21 | Грибы. | 1 | 07.03 |
22 | Неживая природа весной. | 1 | 14.03 |
23 | Растения весной. | 1 | 21.03 |
24 | Животный мир весной. | 1 | 04.04 |
25 | Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга? | 1 | 11.04 |
26 | Неживая природа летом | 1 | 18.04 |
27 | Растения летом. Животный мир летом | 1 | 25.04 |
Планируемые результаты:
Неживая природа:
Дети должны:
-иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Живая природа:
Дети должны иметь представление:
-о домашних животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
-об условиях необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Формы и виды контроля
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы .
Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик.
Методические рекомендации
В первую очередь важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Если ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее.
Для успешного овладения учебной программой должна быть налажена тесная связь с родителями учеников. Для них также проводятся один раз в месяц лектории определённой тематики.
Для школьника уровень развитие мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от ребенка значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.
Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Психологи делят её на личностную , волевую, интеллектуальную и мотивационную готовность.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями.
Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
Интеллектуальная готовность
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Мотивационная готовность. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.
Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Печатные пособия | ||
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв. Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме). | Д Д Ф Д | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности). Аудиоцентр / магнитофон. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). | Д Д Д Д Д Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы. | Д Д Д Д | При наличии технических средств |
Игры и игрушки | ||
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др). Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др. | П Ф | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбою. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | К Д Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ « СОШ № 7» от 27.08.2014 № 1 ___________ Чекранова Л.И. подпись руководителя МО Ф.И.О.
Приложение №1 Список тем для бесед с родителями. 1.Ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. 2. Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? 3. Почему трудно первокласснику? 4. Секреты первых неудач. 5.Как узнать готов ли Ваш ребенок к школе? 6."Мудрость родительской любви" 7.Введение родителей в школьную жизнь. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №7» ________ Логвиненко А.А. подпись Ф.И.О. « » 2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357570-1385745961.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-517683-1421846730.jpg)
Программа кружка платных образовательных услуг
Программа творческого театрального объединения "Сказка" для обучающихся начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-447821-1447227132.jpg)
Программа дополнительной платной образовательной услуги Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем
Данная программа по дополнительной платной образовательной услуге Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем необходима тем преподавателям в образовательных учре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-77601-1476805677.jpg)
Программа дополнительной платной образовательной услуги "Школа будущего первоклассника"
Цель данной программы:Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качест...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/13/picture-676230-1647186276.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
Программы по платным образовательным услугам по русскому языку и математике "Подготовка к ВПР"
Программы по подготовке к ВПР в 4 классе по русскому языку и математике....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-1115550-1554575797.jpg)
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...