Перенос слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Батыршина Миляуша Рубисовна

формировать у учащихся умение правильно переносить слова с одной строки на другую;

закрепить умение делить слова на слоги;

тренировать способности к умению учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.perenos_slova_1_klass.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе. УМК "Перспектива"

                                   Перенос слова

Основные цели:

формировать у учащихся умение правильно переносить слова с одной строки на другую;

закрепить умение делить слова на слоги;

тренировать способности к умению учиться.

Демонстрационный материал:

презентация к уроку (урок проводится с использованием интерактивной доски);

тема урока: "Перенос слов".

Раздаточный материал:

тетради, учебники;

карточки для самоконтроля и самопроверки;

cмайлики для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Звенит звонок для нас, ребята.

 Мы все должны красиво встать.

 Все готовы - вижу я.

 Прошу вас сесть, мои друзья!

- Напомните тему прошлого урока. Чему учились? ("Слоги", мы учились делить слова на слоги.)

- Кто вам сообщил новые знания? (Новые знания открыли самостоятельно.)

- А все ли мы уже знаем? (Нет, есть еще много того, что мы не знаем.)

- Что вы предлагаете? (Продолжить работу.)

- Прочитайте девиз нашего урока.

1 слайд:

С радостью утром

 Мы в школу бежим.

 Новое в школе

 Открыть мы хотим.

- Как будем открывать новые знания?

 (Определим, что мы не знаем и сами найдем способ.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

- С чего начнем? (Начнем с повторения.)

У детей на столах лежат карточки с написанными цифрами:

Предлагаю игру.

Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточку, на которой указано, сколько слогов в этом слове.

Снег, река, городской, снежок, речной, пенал, подснежник, заречный, сарафанчик, снежинка, городок, дождь, снежный, город, учительница.

- Что мы сейчас повторили? ( потренировались в делении слов на слоги.)

Скажите, ребята, зачем нужно уметь делить слова на слоги?

-У нас возникла проблема. Будем её решать.

( Надо уметь делить слова на слоги для того, чтобы знать, как их правильно переносить.)

III. Пробное действие. Постановка проблемы.

 Слайд 2.

Первая ласточка, говорят, весны не делает. Может, и не делает, но объявляет. Уж коли появилась ласточка, значит, утвердилась весна!

- Прочитайте рассказ Н.Сладкова.

- О ком говорится в этом рассказе?

(В этом рассказе говорится о первой ласточке.)

-Придумайте заголовок.

-Какие слова не уместились на первой и третьей строках целиком? (делает, утвердилась)

- Обратите внимание, как автор написал слова, которые не уместились на строке.

-Как Сладков разделил для переноса слова делает и утвердилась?

( Сладков разделил слова для переноса по слогам .В слове делает он оставил на строке первый слог д е-, а второй и третий слоги -л ае т перенёс на следующую строку.

В слове утвердилась он первые три слога оставил на строке, а последний слог перенёс на следующую строку.)

- Можно ли по-другому разделить для переноса слова делает и утвердилась?

(Слово делает можно разделить для переноса так: д ел а-ет, а слово утвердилась–утвер- дилась или утверди-лась.) Слайд 3.

-Как узнать, каким способом переноса следует воспользоваться?

(Это зависит от того, сколько слогов уместится на строке.)

- Получается, неважно, сколько слогов на строке может уместиться: один, два или три; но всегда надо помнить, что слово переносится с одной строки на другую по слогам.

- Как можно перенести слова? (По слогам.)

Учитывая данный текст, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Тема урока «Перенос слов».)

Слайд 4.

Тема «Перенос слов»

Цель:

- узнать правила… слов;

- учиться правильно переносить слова по …

Зная тему урока и используя опорную запись на доске, определите цель урока.

( Цель урока:        

- узнать правила переноса слов;

- учиться правильно переносить слова по слогам.)

Видеофрагмент №1(1)

- Попробуйте разделить для переноса следующие слова:

 Слайд 5.

весна

ёжик

лужайка

ельник

подъезд

- Проверим. (В результате проверки выясняется, что каждый выполнил задание по-своему, ответы разные, есть среди них и правильные.)

- Правильные ответы есть, но есть и неправильные. Что это означает? (Возникло затруднение.)

- Какое задание выполняли? Что не смогли сделать правильно? (Разделить слова для переноса.)

- Почему возникло затруднение? (Мы не сталкивались раньше с этим.)

IV. Проектирование и фиксация нового знания.

- Как определить, кто прав? (Необходимо обратиться к учебнику.)

С. 67 "Узелки на память".

- Прочитайте внимательно информацию в рамочке, проанализируйте, что мы сделали не так. (Анализируются все ошибки и причина их появления.)

- Какие правила переноса вы узнали?

Видеофрагмент №1 (2,3).

V. Первичное закрепление.

- Подобное задание выполняли Аня и Ваня. Проверьте, правильно ли они разделили слова для переноса. Работу выполните в парах. (на листочках)

Слайд 6.

вес - на         я - зык                 сон

конь - ки         уче - ник                 до-ждь

ча - йка         об - ъявление

- Исправьте ошибки, которые допустили Аня и Ваня при переносе слов. Запишите слова, правильно разделив их для переноса.

- Какое слово нельзя переносить? (язык)

- В русском языке встречаются слова, которые нельзя переносить.

Слайд 7.

Это слова, в которых один слог: дом, дождь, снег.                                                        

- Напомните еще раз правила переноса.

- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, что вы должны выполнить теперь? (Самостоятельную работу.)

VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Запишите слова, разделив их для переноса.

Карточка: отъезд, коньки, майка, лейка, зайка, петельки, уклейка, змейка.

- Что необходимо для проверки своей работы? (Образец.)

Видеофрагмент №5

- Оцените себя используя "волшебные" сигналы .

Слайд 8.

(зеленый –все правильно, желтый – были ошибки, красный – неверно)

VII. Итог урока.

-Какая была цель урока? (Научиться правильно переносить слова с одной строки на другую.)

- Достигли мы её? (Мы узнали правило, а самостоятельная работа показала, что мы научились его применять.)

VIII.Обобщение  и закрепление материала.

- Обобщите всё, что вы сейчас узнали о переносе слов.

( Слова переносятся по слогам. Нельзя оставлять одну букву на строке или переносить одну букву на другую строку. Буквы ь ъ и й при переносе слова остаются на строке с тем слогом, после которого следуют, нельзя переносить слова, в которых один слог, или другие слова, один слог которых состоит из одной буквы.)

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке. (Оценивание проводится с помощью веселых и грустных Смайликов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Перенос слов. Правила переноса слов.

Конспект урока русского языка....