Определение числа и рода имени прилагательного. ( 2 класс система Л.В.Занкова)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Нагайцева Ирина Викторовна

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Определение числа и рода имени прилагательного", система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka._russkiy_yazyk.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Нагайцева И.В.

Предмет:  Русский язык

Класс: 2 класс, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34», Дидактическая система Л.В.Занкова

Тема: Определение числа и рода имени прилагательного

Цель: Создание условий для определения числа и рода имен прилагательных в единственном числе        

Задачи:

Образовательные:   Формировать умение изменять имена прилагательные по числам и определять род в единственном числе

Развивающие: Способствовать развитию речи обучающихся; навыкам рефлексии учебных действий

Воспитательные: Содействовать воспитанию культуры учебного труда.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: компьютер; презентация к уроку; карточки для работы в группе

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Мотивирование учебной деятельности

Цель: положительный психологический и эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу на уроке.

(1 мин)

Приветствует ребят

Настраивает на предстоящую работу.

- Нас ждет на уроке много нового и необычного. Начнем нашу работу

Приветствуют учителя

Личностные  УУД:

Проявлять интерес к уроку

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Цель: создание условий для  выявления затруднения через каллиграфическую минутку

(6 мин)

Организовывает работу над каллиграфией.

- Для минутки красивого письма составьте цепочку из гласных букв в имени прилагательном

- Почему не подошли другие слова?

- Проверим себя, откроем тетради

- Пропишите, обращая внимание на наклон, высоту и соединение букв

- Оцените свою работу

Уточняет критерии оценивания

Подводит ребят к созданию проблемной ситуации.

- Что можете сказать о слове белые?

- Затрудняетесь определить род?

Учащиеся объединяются в группы, рассуждают, аргументируют собственное мнение.

Прописывают соединение еые, белые

Оценивают свою работу по выбранным критериям (наклон, высота букв и правильность соединений)

Звуко-буквенный разбор, указывают часть речи, называют грамматические признаки (число)

Затрудняются определить род

Карточка для работы в группе:

белить,  берёза, белые, белка

Оформление работы

Коммуникативные УУД:

Умение  работать в группе, аргументировать

Предметные УУД:

Умение находить имя прилагательное

Личностные  УУД:

Способность к самооценке

Предметные УУД:

Умение проводить звуко-буквенный разбор; определять грамматические признаки прилагательного

3.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на знания учащихся о прилагательном

(3 мин)

Ведет проблемный диалог.

- Есть какие-то варианты?

- Получается, что мы не все еще знаем

- Ставим учебную задачу

- Обратимся к копилке знаний

- Как определить род имени прилагательного?

Участвуют в обсуждении, формулируют цели и тему урока:

- определять род имен прилагательных

- Число и род прилагательного зависят от числа и рода имени существительного; можно определить по вопросу, по окончанию

Тема: определение числа и рода имени прилагательного

Регулятивные УУД:

Целеполагание, планирование

4.

Реализация построенного проекта

Цель: создание условий для осознания, что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются

(2 мин)

Работа в группе

(3 мин)

Работа с учебником

Фиксирование выводов

Рефлексия (1 мин)

Физкультминутка

(2 мин)

Подводит к осознанию того, что прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам

- Посмотрите на окончание

- Задайте вопрос

- Остается существительное, с которым связано наше прилагательное

- Я подобрала несколько существительных и составила словосочетания. Объединитесь в группы и попробуйте определить род прилагательного по существительному

- Что получилось? Поделитесь своими выводами

- Сверим свои выводы

- Предлагаю дополнить нашу копилку знаний

Предлагает учащимся оценить свою работу в группе по оговоренным критериям

Предлагает выполнить двигательную физминутку

Совместно с учителем пытаются определить род по плану

В совместной работе приходят к выводу, что в единственном числе род определить можно, а во множественном числе нет

Читают правило на стр. 47

Совместно с учителем дополняют памятку

Оценивают свою активность при работе в группе (был активным и выдвигал идеи; правильно выполнял задание)

Выполняют движения

белые облака,

белые березы,

белые грибы

Слайды 1 - 4

Презентации

числ

род

?

ед

м

какой?

ой, ый, ий

имя сущ

ед

ж

     какая?

ая,

яя

имя

прил

ед

ср

      какое?

ое,

ее

мн

--

     какие?

ые,

ие


Коммуникативные УУД:

Умение  работать в группе, аргументировать

Предметные УУД:

Формулирование несложных выводов

Личностные  УУД:

Способность к самооценке

5.

Первичное закрепление

Цель: определение числа имен прилагательных и в единственном числе рода

(3 мин)

Организует устную работу со словосочетаниями

Сочная трава, прозрачное стекло, душистые ландыши, новый дом, широкие реки

Учащиеся рассуждают, аргументируют собственное мнение, формулируют вывод: род прилагательных можно определить только в единственном числе

Предметные УУД:

Умение определять грамматические признаки прилагательного

Коммуникативные УУД:

Умение  отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

6.

Первичный контроль.

Самостоятельная работа

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

(3мин)

Рефлексия (1 м)

Организует самостоятельную работу учащихся.

Осуществляет индивидуальный контроль, организует помощь; самоконтроль по эталону.

Предлагает учащимся оценить свою работу.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Проводят самоконтроль по эталону

Делают выводы

Проводят самооценку (выполнил задание правильно; допустил ошибку)

ранняя весна,

яркое солнце,

рыхлый снег,

чёрные проталины

Слайд 5

  1.  ед.ч.  ж.р.
  2.  ед.ч.  ср.р.
  3.  ед.ч.  м.р.
  4.  мн.ч.

Предметные УУД:

Определять число имен прилагательных, а в единственном числе - род

Регулятивные УУД:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 

7.

Включение в систему знаний и повторений

Творческая работа

Цель: развитие речи,  применение полученных знаний

(5 мин)

Предлагает выполнить творческую работу

- На какую тему словосочетания?

- Какую работу можно выполнить?

- Кто хотел бы поделиться?

Предлагают варианты, обсуждают, выбирают вид работы

Самостоятельно составляют и записывают текст

       

  Слайд с фото, муз. фрагмент «Весна» Фр.Шопена

Предметные УУД:

Составлять и записывать текст

Коммуникативные УУД:

Воспринимать мнения других людей

8.

Рефлексия деятельности

(итог урока):

Цель: рефлексия учебных действий

 (3 мин)

Предлагает учащимся оценить свою работу.

- Вернемся к слову белые 

- Оценим нашу работу: что удалось? Что нового узнали? Над чем ещё нужно поработать?

Делают вывод: во множественном числе у имен прилагательных род не определяется

Проводят самооценку, исходя из результатов, дают оценку работы класса.

Личностные  УУД:

Способность к самооценке

Регулятивные УУД:

Определение успешности своей работы и работы класса

9.

Внеурочное  задание

Цель:  активизация познавательной деятельности через творческое домашнее задание.

(1 мин)

Благодарит за работу на уроке и нацеливает на внеурочную работу по выбору

  1. Упр.  из учебника  (выписать словосочетания, определить у прилагательных число и, если возможно, род)
  2. Составить и записать текст по группе словосочетаний. У имен прилагательных указать число и род.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж Планируемые результатыПредметные:-  правило написания...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...

Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматическ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...