Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. автора Игнатьева Виктория Владимировна
Школа МБОУ «Гимназия № 75» Московского района г. Казани
Предмет Русский язык
Класс 3 В класс
Автор УМК «Перспектива» Л. Ф. Климанова
Тема урока Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного
Тип урока Открытие нового (знания, способа действия)
Ресурсы Русский язык. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина
Технологическая карта урока
УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ (ОНЗ) Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. | ||||||||
Цель темы | Сформировать представление о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж. Ввести: - правило написания окончания прилагательного; - алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; - алгоритм разбора имени прилагательного как части речи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | |||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Актуализация знаний о прилагательном: значение части речи, изменение по числам. Изучение форм рода и падежа имени прилагательного, освоение правила написания окончания прилагательного. Освоение морфологического разбора имени прилагательного как части речи. Единственное и множественное число, имя прилагательное, падеж, окончание, признаки имени прилагательного, род, склонение. | |||||||
Планируемый результат | ||||||||
Личностные умения: Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Ване; - творческое отношение к составлению и написанию поздравительного выступления; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение; - определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления. Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его. Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе; - согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления результата. | Предметные умения: • рассказывать: - алгоритм разбора прилагательного как части речи; - правило написания окончания прилагательного; - алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; • склонять прилагательное с существительным; • определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание; • писать: - прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; - текст поздравительного выступления, используя имена прилагательные. | ||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Форма работы | ||||||
Литературное чтение Тема: «Картины родной природы». Окружающий мир Тема: «Плодородная земля и растения в народном творчестве». | Информационный материал Учебник, часть №2, рабочая тетрадь на печатной основе, часть №2, методическое пособие для учителя. Демонстрационный материал Комплект наглядных пособий «Имя прилагательное». Интерактивный материал Карточки с индивидуальными заданиями. CD «Уроки Кирилла и Мефодия». Урок 10 «Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных». | Фронтальная. Другие формы работы: • индивидуальная - • парная - • групповая - | ||||||
Этапы урока | Деятельностьучащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия | |||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Результат: создание эмоционального настроя на урок, ситуации успеха. | Настрой на работу. | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Личностные:самоопределение; с учителем и сверстникам Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | |||||
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Логический диктант. (Проверка усвоения пройденного) Ложное или верное высказывание Имя прилагательное часть речи Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что? Имена прилагательные обозначают признак предмета. Имена прилагательные изменяются по родам. Имена прилагательные бывают только муж., и жен., рода. Имена прил. не изменяются по числам. Имена прил. являются второстепенными членами предложения. Имена прил. связаны в роде, числе и падеже с им. сущ. Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, яя. Имена прил. сред. рода имеют окончания -ое, -ее. Выявляет уровень знаний об изученных орфограммах. - какие орфограммы вы знаете? - В каких частях слова можно встретить орфограмму? - Проверьте свои знания, выполнив упражнение из учебника. - Оцените себя на этом этапе. Создаёт условия для определения темы. -Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. А точнее…(Имя прилагательное). Прочитайте предложение, записанное на доске. - Можно ли это назвать предложением? - Какое задание вы можете предложить? -В какой части слова пропущены безударные гласные? Подберите проверочные слова. - Как вы понимаете это предложение? - ( слушаем высказывание детей) - Что значит - беречь родную природу? - Деятельность людей меняет облик земли. Человек загрязняет воду, воздух, истребляет животных, растения. А ведь все для нас должно быть родное: и ручеек и березка. Человек должен понять, что леса, реки, луга находятся на краю гибели. - Какие части речи вам представлены? - В какой части слова встретилось затруднение? - Чем интересны эти слова? - Откройте тетради, запишите это предложение, вставив и выделив пропущенное окончание, и пусть это будет девизом всей вашей жизни. ─ Какое окончание написали? - Почему? Докажите свой ответ. Что помогло вам правильно выбрать окончание? Что можно определить у имени прилагательного? - Значит, что мы должны сегодня выяснить? (Как правильно определить род, число и падеж имени прилагательного) Определите тему урока. Какие же цели поставим, исходя из темы: 1. На уроке будем исследовать… 2. На уроке узнаем… 3. Повторим | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Работают на карточках в группе Работают с оценочными листами. Выявляют затруднение в написании пропущенных букв. Предлагают свои варианты объяснения (вспоминают правило )
Существительные и прилагательные. В корне, окончании. Непонятные буквы в окончании
Формулируют тему и цели урока
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. | |||||
3.Этап выявления места и причины затруднения. Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Организуем коллективную работу. - Давайте проведем исследование над изменением имени прилагательного по падежам. Просклоняем словосочетание. Выделим окончания имен прилагательных. На карточках. 1 группа родная природа 2 группа день весенний 3группа солнце яркое 4 группа листья зеленые - Что вам помогло выбрать окончания имен прилагательных? - От чего зависит падеж имени прилагательного? -Чтобы разобраться в проблеме, составим алгоритм действий. – Еще раз убедимся в том, как следует поступать, чтобы правильно определить род, число и падеж имени прилагательного. И продолжим исследовать тайны русского языка и родной природы. Прочитайте текст про себя. Прочитаем текст вслух и выполним задание. ( по предложениям) - Вставить окончание. Определить род, число, падеж. Подчеркните грамматическую основу. - От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного? - С чего надо начать определять грамматические признаки прилагательного? - Когда нельзя определить род прилагательного? Организует работу по учебнику. проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает Выясняют, что трудность у сущ. и прилаг.в окончаниях. Объединяются в 4 группы и работают по карточкам. Делают вывод: выяснить, от какого слова зависит имя прилагательное, поставить вопрос, определить род, число, падеж имени существительного Выполняют упр. в тетради. Выполняют упр. с применением алгоритма. На доске и тетради с пояснением. Обобщают полученные сведения в алгоритме действий. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | |||||
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | в коммуникативной форме сформулировали конкретную предложили и согласовали тему урока, которую учитель выбрали способ построения нового знания (как?) - метод выбрали средства дляпостроения нового знания(с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, | Консультирует, проверяет согласовывает, уточняет тему урока | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные :планирование учебной деятельности | |||||
5.Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; при построении нового знания использовать предметные применить новый способ действий для решения задачи, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания | ||||||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д | Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах) | Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познават-е:Логические | |||||
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку по эталону Выявить причины ошибок и их исправление. Организует самостоятельную работу Самостоятельная работа. Работа на карточках в группах. - Применяя алгоритм вставить окончание. Определить падеж. В лесу весной. Ласково светит весенн… солнце. На деревьях надулись пушист… почки. Из коры белоствольн… берёзы закапал сладк… сок. Золот… пуховки украсили кустики плакуч… ивы.
| организовывает самостоятельное выполнение учащимися организовывает самопроверку учащимися своих решений по создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления Работают самостоятельно на карточках Проверка. - Каждая группа читает по предложению. Обоснуйте свой ответ. Выслушать мнение представителя каждой пары. Какой сделаем вывод? ВЫВОД: · Имена прилагательные склоняются по падежам. · Имя прилагательное находится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится. Работают с оценочными листами
| Регулятивные контроль, оценка Познават-е:формулирование проблемы | |||||
8.Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; | Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; организовать тренировку ранее сформированных умений, при необходимости организовать подготовку к изучению | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению | |||||
9. Рефлексия учебной деятельности. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы Организует рефлексию. - Чему научились на уроке? - Каким алгоритмом пользовались? - Где эти знания можно применить? 2 группа и 3 группа Игра «Я учитель». Найдите и исправьте ошибки своего ученика. 1группа и 4 группа Электронное приложение. - На обратной стороне оценочного листа продолжите высказывания: На уроке я узнал … Урок помог мне … Своей работой на уроке я … (доволен; не совсем доволен; недоволен, потому что...) Оцените свою работу за урок - Ребята, представьте, что наш класс - весенняя полянка. Украсим её цветами. Если вы получили радость от урока, прикрепите к доске красный цвет, если у вас спокойное состояние, но ошибались – зеленый цвет, если у вас немного грустное настроение и много трудностей - жёлтый. - Посмотрите, какая у нас получилась красивая полянка! Я желаю, чтобы все полянки земли, оставались такими же красивыми как наша. Д/з: учебник с.118. Алгоритм. Творческое задание. Стихотворение о природе. Выписать словосочетания прил. + сущ. Определить род, число, падеж. | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) Отвечают на вопросы, повторяют изученное правило Проводят игру «Я учитель» . Находят и исправляют ошибки своего ученика.1группа и 4 группа. Выполняют задание на компьютере. Электронное приложение к учебнику. Работают с оценочными листами. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.(на магнитной доске рисунок лесной опушки, у учащихся цветы из цветной бумаги с магнитами).Несколько человек произносят вслух свои предложения. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные:умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода
Самоанализ урока (проекта) в инновационном режиме (памятка).
- Характеристика класса (коротко).
- УМК; предметная область; тип урока (проекта); тема урока (проекта) (место данной темы в тематическом планировании).
- Цель, учебные задачи урока, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в рамках ФГОС (выход на тему, цель, задачи в сотворчестве с учащимися).
- Отбор развивающего содержания; опора на опыт учащихся (виды заданий, упражнений, грамотно ли отобраны, соответствуют ли теме, цели, учебным задачам ; на развитие каких УУД направлены?).
- Использование активных, интерактивных методов, приемов на уроке (в проекте).
- Присутствие различных видов активности (познавательная, социальная, физическая).
- Формы организации (традиционные или интерактивные).
- Использование образовательных технологий ( ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности и.т.д.)
- Учет принципов безотметочного обучения, использование приемов КОД.
- Позиции и роли учащихся.
- Позиции учителя. Стиль общения.
- Создание подготовленной, информационной предметно-развивающей среды. Организация выбора (партнеров, центров, видов деятельности, источников информации, карточек- посредников, материалов, инструментов, видов проектов, форм презентации и.т.д.)
- Присутствие индивидуализации, дифференциации обучения.
- Обратная связь на основе вербальных и невербальных реакций.
- Подведение итога урока (в академическом, личностном, эмоциональном плане; соотнесение результата с целью и учебными задачами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3-4 класс. Интерактивный тест "Определение рода, склонения и падежа имени существительного"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3188694","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"318869...
Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"
Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте, ставить к ним вопросы: активизировать поз...
Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс
Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...
Раздаточный материал по теме "Род, число и падеж имен прилагательных". 3 класс.
Материал содержит карточки для проверки умений учащихся определять род, число и падеж имен прилагательных. Подходит для любого УМК....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: сформировать представление о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж Планируемые результатыПредметные:- правило написания...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...
Определение рода, числа и падежа имени существительного
Определение рода, числа и падежа имени существительного ...