Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Черепанова Ольга Анатольевна

Конспект урока русского языка по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе ОС «Школа 2100»

Тема:  Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель:

  развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.  Запишите дату и классную работу.

Комментированная запись числа.

  1. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок

Вот и начался урок!

Вы за парты ровно сядьте

И тетради раскрывайте!

  1. Мин. чистописания.

На доске: к,  по,  о,  в,  перед,  ух,  на,  около, за

-Какие слова написаны на доске? (слова, к которым нельзя задать вопрос)

- Какое слово является лишним? (Ух)

- Почему? (это междометие)

Все остальные слова предлоги. Повторим всё, что знаем о предлогах.

(повторяй за мной и продолжай сам)

Предлог- это ….

Предлоги нужны …

Предлоги пишутся …

К предлогам нельзя …..

- Давайте красиво пропишем эти маленькие слова,  которые помогают нам в нашей речи.  

1п   3п  

3.Рассмотрим иллюстрацию

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень?

  • подземная часть растения
  • внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо (корень зуба, волоса, ногтя)
  • часть слова

– Оказывается, у слова корень несколько значений.

Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

1р  3р  

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Какова роль  корня в слове?

3. Как подбирать однокоренные слова?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  3п  5п  3к  1к  4к

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа на доске.

Жил-был много тысяч лет назад корень САД. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»   А корень им и говорит:

- Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.

Посадили люди корень САД, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня САД. Вот какое дерево выросло. Все они на корень похожи, но и своё  в каждом есть.

На доске появляется «дерево» на нём слова: сад, садик, посадить, посадка, садовый, садовник.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться  стало  вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели…  Что увидели?  (у всех у них одна общая часть)   Какая?

И решили тогда люди …Что решили? (общую часть родственных слов назвать корнем) И правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.

- Что же такое корень?

Корень – это общая часть родственных слов.

 - Как будем называть такие слова, с одним корнем? (однокоренные или родственные)

 - Запишите слова в тетрадь. Выделите общую часть (корень)

                 Проведём маленький эксперимент (опыт).

- Прочитайте только корень. Вы поняли, о чём это слово?

А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

2.Постановка целей  через  проблемную ситуацию.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»                        

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

 Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово.

А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение) 

- Какие слова можно называть однокоренными?

Однокоренными словами называются слова с одинаковым корнем  и близкие по смыслу.

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая   часть   в них является общей.

Задание в группах. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты.

Прочитайте слова в 1 столбике.

Подумайте и ответьте, являются ли слова однокоренными:                

пододеяльник                    одеяло

подорожник                        дорога

подосиновик                       осина

подберёзовик                     берёза

Варианты ответа:

- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

- Нет! Эти слова разные по смыслу.

Вопрос: объясните смысл этих слов.

Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберезовик – гриб, растущий под березой.

 После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.

- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень.

Как же отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?

Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.

Игра «Рассели жильцов».

- К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам.

(Два домика, два корня –зим- и –снег-)

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег.

Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье.

- Что такое зимовье? (воспит. момент.)

Место, помещение, где зимуют люди

Место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы.

- Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей?  

- Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму?

- Чем можем помочь мы с вами зверям и птицам?

Работа в парах.      

Землю вьюга белая

Замела снежком.

Мы из снега сделали

Двухэтажный дом.

Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.

-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.

- Запишите однокоренные слова в тетрадь. Выделите общую часть (корень)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

  4п

Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Корень слова» и учились подбирать

однокоренные слова.

Теперь я знаю что:

Корень это –

В корне заключён –

Чтобы правильно выделить корень надо –

Деятельность учеников:

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

V.Рефлексия.

Самооценка.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим. 

Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI.Домашнее задание.

Упр. 100 («Дидактический материал»), правила с.86 - 87

Придумайте сказку про корень. (По желанию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами;  -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...