Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русского языка по ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 42.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе ОС «Школа 2100»
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. Запишите дату и классную работу. Комментированная запись числа.
Прозвенел уже звонок Вот и начался урок! Вы за парты ровно сядьте И тетради раскрывайте!
На доске: к, по, о, в, перед, ух, на, около, за -Какие слова написаны на доске? (слова, к которым нельзя задать вопрос) - Какое слово является лишним? (Ух) - Почему? (это междометие) Все остальные слова предлоги. Повторим всё, что знаем о предлогах. (повторяй за мной и продолжай сам) Предлог- это …. Предлоги нужны … Предлоги пишутся … К предлогам нельзя ….. - Давайте красиво пропишем эти маленькие слова, которые помогают нам в нашей речи. 1п 3п 3л 3.Рассмотрим иллюстрацию – Чему удивился Петя Зайцев? – Что такое корень?
– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.) – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | 1р 3р 3л – Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план: 1. Что такое корень слова? 2. Какова роль корня в слове? 3. Как подбирать однокоренные слова? | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 3п 5п 3к 1к 4к 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Жил-был много тысяч лет назад корень САД. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень им и говорит: - Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили люди корень САД, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня САД. Вот какое дерево выросло. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть. На доске появляется «дерево» на нём слова: сад, садик, посадить, посадка, садовый, садовник. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло- Стало много новых слов Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели… Что увидели? (у всех у них одна общая часть) Какая? И решили тогда люди …Что решили? (общую часть родственных слов назвать корнем) И правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова. - Что же такое корень? Корень – это общая часть родственных слов. - Как будем называть такие слова, с одним корнем? (однокоренные или родственные) - Запишите слова в тетрадь. Выделите общую часть (корень) Проведём маленький эксперимент (опыт). - Прочитайте только корень. Вы поняли, о чём это слово? А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? (Без корня.) – Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.) – Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.) – Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.) – У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. – В корне заключён общий смысл однокоренных слов. – От него образуются («растут») другие слова. 2.Постановка целей через проблемную ситуацию. Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка – гусеница. Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»? Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово» Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение) - Какие слова можно называть однокоренными? Однокоренными словами называются слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу. - Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове? Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей. Задание в группах. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли слова однокоренными: пододеяльник одеяло подорожник дорога подосиновик осина подберёзовик берёза Варианты ответа: - Да, они имеют одинаковый корень: «подо» - Нет! Эти слова разные по смыслу. Вопрос: объясните смысл этих слов. Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло. Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог. Подосиновик – гриб, растущий под осиной. Подберезовик – гриб, растущий под березой. После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты. - Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень. Как же отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем? Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл. Игра «Рассели жильцов». - К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам. (Два домика, два корня –зим- и –снег-) - Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег. Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье. - Что такое зимовье? (воспит. момент.) Место, помещение, где зимуют люди Место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы. - Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей? - Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму? - Чем можем помочь мы с вами зверям и птицам? Работа в парах. Землю вьюга белая Замела снежком. Мы из снега сделали Двухэтажный дом. Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень. -В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. - Запишите однокоренные слова в тетрадь. Выделите общую часть (корень) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | 4р 4п Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Корень слова» и учились подбирать однокоренные слова. Теперь я знаю что: Корень это – В корне заключён – Чтобы правильно выделить корень надо – | Деятельность учеников: – Наблюдать над однокоренными словами. – Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. – Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. – Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). |
V.Рефлексия. | Самооценка. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
VI.Домашнее задание. | Упр. 100 («Дидактический материал»), правила с.86 - 87 Придумайте сказку про корень. (По желанию.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....
Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...
План-конспект урока "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Урок "Русского языка" с использованием ЭОР (2 класс)...