Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оценки собственной деятельности. Урок может быть применён в любой системе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.zip | 418.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по теме: « Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков»
2 класс
Цели:
- Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.
- Работать над каллиграфией.
- Развивать умения работать в парах.
- Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.
- Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.
Оборудование:
- Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
- Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
- Карточки- ребусы.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (вспоминаем героев сказки В.Бианки «Приключение Муравьишки», которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)
2. Минутка чистописания.
Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.
Ученики: Гора Чистописания.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?
Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.
Оформление на доске.
-а о у э ы ла мо ты сэ ру
-я е ю е и ля ме ти се рю
жизнь шест цифра щука чудо
Учитель: Кто напишет, оцените свою работу. Красный кружочек - вам все понравилось, как написали, синий - вы не очень довольны своей работой, коричневый - вы считаете, что вам еще много надо трудиться, чтоб все буквы были красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.
3. Изучение нового материала.
Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?
Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами второй строчки - мягко.
Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?
Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.
а) Работа с правилом.
Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.
б) Выполняем упражнение 140 (устно).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом диванчике и на синем? Почему?
Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.
Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не взяли себе гласных букв?
Ученики: Потому что твердость и мягкость звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч. Щ - обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц - всегда твердый согласный.
Учитель: Давайте в минутке чистописания в словах отметим твердые согласные - синей точкой, мягкие согласные - зеленой точкой.
Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.
4. Упражнения на закрепление нового материала.
а) Работа в парах.
Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?
Ученики: город Слов.
Учитель: С чем же здесь нам нужно будет справиться?
Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.
Учитель: Я вам по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант - слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работы своего соседа по парте. Если находите ошибки, то исправляете их карандашом. (Приложение 2)
Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ- топ,
Мы руками хлоп- хлоп!
Мы глазами миг- миг,
Мы плечами чик- чик.
Повернулись вокруг себя
Влево, вправо - раз и два!
Раз - присели, два - привстали.
Руки вверх мы все подняли.
б) Индивидуальная работа.
Учитель: Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?
Ученики: Мы будем работать с предложениями.
Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.
Осуществляется взаимопроверка работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.
в) Творческое задание.
Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?
Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.
Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием. (Приложение 3)
Подведение итогов данного задания.
6. Итог урока.
Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.
7. Рефлексия.
- Что понравилось вам на уроке?
- Что было трудным и непонятным?
- Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....
Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".
Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся....
Разработка урока русского языка 2 класс "Школа России" по теме "Способы обозначения мягкости согласного на письме"
Урок разработа в форме монопроекта. Дети открывают новые знания,через работу с природоведческим материалом, выполняя в группах странички коллективного проекта о северных животных....
Урок русского языка 2 класс Мягкий знак - показатель мягкости
Урок закрепления умения смягчать согласный звук мягким знаком в конце и в середине слова....
Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")
Данный урок разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...
Твёрдость и мягкость согласных. Гласные - показатели твёрдости и мягкости.
Конспект логопедического фронтального занятия для младших школьников с недостатками чтения и письма, обусловленных ОНР 3 уровня....