КВН по русскому языку.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему
КВН по русскому языку в 4 классе «Его Величество - Русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КВН по русскому языку в 4 классе «Его Величество - Русский язык». | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку в 4 классе «Его Величество - Русский язык». (слайд 1)
Цели: (слайд 2)
- прививать любовь и интерес к русскому языку;
- расширить их представления о русском языке;
- развивать интеллектуальные способности учащихся;
- развивать устную речь детей, логическое мышление;
- совершенствовать навыки коллективной работы;
- воспитывать дружбу, взаимовыручку;
- развивать любознательность, познавательные способности.
Оборудование: презентация, экран, сигнальные флажки.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Сегодня у нас необычное занятие – КВН. Попробуйте узнать его тему, послушав стихотворение «Два языка».
Два языка Т. 3умакулова.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не. боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне...
Текут две речки в сердце, не мелея.
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык —
Я онемею.
Утратив русский —
Стану я глухой.
Учитель: Почему стихотворение так называется? (Ответы детей).
- В школах России изучают родной и русский языки.
-Могут ли слова стихотворения
Забыв родной язык —
Я онемею.
Утратив русский —
Стану я глухой.
определить тему КВН? (Ответы детей).
.
Учитель: Сегодня тема КВН: «Его Величество - Русский язык» (слайд 3)
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
Михаил Шолохов
Учитель: Сегодня, мы будем находиться в царстве великого, могучего властелина – русского языка. Вы сможете рассказать о русском языке всё, что узнали за 4 года обучения в начальной школе, проявить эрудицию и смекалку. (слайд 4) - Итак, начинаем КВН. - В игре принимают участие три команды.
Представление команд. Каждый капитан представляет свою команду, а соперники угадывают её название
1 команда: Есть одно такое имя, Без него никак нельзя. Это главная часть речи, Обозначает всё на свете, Назовёт любой предмет. И на всё нам даст ответ.
2 команда:
Вместо имени предмета
Говорим мы слово: ЭТО,
ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
3 команда:
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Командам даются карточки с названием. (слайд 5)
Учитель: Победителей определит жюри …(Представление членов жюри)
Учитель: Напоминаю правила игры. (слайд 6)
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Команда может заработать ещё балл, выполняя дополнительное задание.
- Желаю командам удачи.
II. Конкурсная программа
Учитель: Как всегда КВН начинается с разминки. 1.Разминка команд (слайд 7)
Задача: продемонстрировать знание правил русского языка
- Слова, противоположные по смыслу. (Антонимы)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Часть слова, стоящая перед корнем? ( Приставка)
- Главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?» (Сказуемое)
- Как пишутся предлоги с другими словами? (Раздельно)
- Слова, близкие по смыслу. (Синонимы)
- Часть слова, которая изменяет его форму? (Окончание)
- Изменяется ли существительное по родам (Нет).
- Название падежа, отвечающего на вопросы «кем? чем?» ( Творительный)
- Что изучает фонетика? (Звуки)
- Слова, имеющие одинаковое звучание, но различные по значению. (Омонимы)
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)
- Главный член предложения, который отвечает на вопрос «Кто?», «Что?».( Подлежащее)
- Изменяется ли прилагательное по числам? (Да).
- Слова, близкие по значению и имеющие общую часть. (Однокоренные)
Максимальная оценка- 5 б. (1балл за правильный ответ)
- Но прежде чем командам снова
Дадим мы слово,
Жюри придется попросить
Нам результаты огласить!
2. Лексическое ассорти
Учитель: Внимание на экран. (слайд 8)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Учитель: Кто автор этих строк? Из какого произведения отрывок? (Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». ... И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением.)
Учитель: Какие слова противоположные по смыслу в этом отрывке?
- Каким одним словом назвать такие слова?
Учитель: Наше следующее задание с антонимами. ( Всем командам) (слайд 9)
-Подберите и выпишите антонимы, обозначающие: 1) цвет, 2)размер, 3)температуру.
Слова: широкий, узкий, белый, яркий, короткий, черный, высокий, тусклый, низкий, жара, нагреть, длинный, холодный, холод, горячий, остудить.
Максимальная оценка- 2б.
- «Когда так говорят». (слайд 10)
Учитель: Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Задача учащихся – объясните значение фразеологизма одним словом. (Дополнительный балл за устный ответ)
Брать себя в руки - успокоиться. (слайд 10) Ломать голову – думать. Зарубить себе на носу - запомнить. Повесить нос - грустить.
Развесить уши - не слушать. Бить баклуши – бездельничать. Клевать носом – спать. Обвести вокруг пальца – обмануть.
Держать язык за зубами – молчать. Не ударить в грязь лицом - не опозориться. Вылететь из головы - забыть Не сомкнуть глаз – не спать
а) Какой частью речи являются слова, объясняющие смысл? (слайд 11) б) В какой форме употреблены глаголы? в) Составить предложение с фразеологизмом.
Максимальная оценка - 2б. + дополнительные баллы
Итог конкурса «Лексическое ассорти»
3. «Дерево слов» (слайд 12)
Учитель: Давно это было. Нашли люди корень -сад- и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит:“Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня -сад-.. Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов росли новые слова.
Учитель: Какая часть для растения самая главная?
-Почему?
-У слов тоже самая важная, самая главная часть – корень.
-Как называются слова этого дерева?
-Что общего у всех слов?
Задача: Составьте слово из частей и определите способ образования.
1 команда:
Корень из слова сказать, Суффикс из слова извозчик, Приставка из слова расход, Окончание из слова дом. (Рассказчик) 2 команда:
Корень из слова снежинка, Приставка из слова подъехал, Суффикс из слова лесник, Окончание из слова стол. (Подснежник)
3 команда:
Корень – из слова море Окончание –из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. (Приморский)
Учитель: Вырастите «Дерево слов», используя корень ваших слов. Помните, что на дереве растут только однокоренные слова. (слайд 13)
Максимальная оценка – 2 б. (за каждый этап -1 балл)
4. «Звуки и буквы»
Учитель: Каждая команда смогла вырастить своё Чудо-дерево. А знаете ли вы ребята, что дерево –это символ Жизни, символ знания. У всех народов существуют легенды, сказки, связанные с образом дерева. Какие вам известны сказания нашего осетинского народа? (слайд 14)
Учитель: Согласно сказаниям нартов – легендарных предков осетин, росла у них в саду яблоня. Небесной лазурью сияли цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало. Достать яблоко мог только самый ловкий, умелый и талантливый человек.
Учитель: Каждая команда получает яблоко с предложением, записанным звуками - транскрипцией. Ваша задача.
- Запишите предложение буквами по правилам русского языка. (слайд 15) Напишите, какой частью речи являются все слова предложения.
Подчеркните грамматическую основу.
- В саду нартов росла чудесная яблоня.
- Яблоко нартов созревало за один день.
- Решили нарты зорко стеречь свою яблоню.
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
-Назовите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
Максимальная оценка – 4 б. (за каждый этап -1 балл)
5. «Пословица недаром молвится» (слайд 16)
Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением, что русский язык самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в нашей речи поможет сделать её более яркой, интересной.
Задача – замени пословицей.
Учись всю жизнь. (Век живи – век учись). Беречь время. (Делу время – потехе час). Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь). Беречь время. (Делу – время, потехе – час. Разумно жить, минутой дорожить)
Максимальная оценка – 4 б.
Отгадайте пословицы по двум ключевым словам. (слайд 17)
Свет – тьма; (Ученье – свет, а неученье – тьма)
Труд – лень; (Труд кормит, а лень портит)
Встречают – провожают; (Встречают по одёжке, провожают по уму)
Погибай – выручай. (Сам погибай, а товарища выручай) Максимальная оценка – 4 б.
6. Капитанский мостик (слайд 18)
Учитель: Мы обратимся к тем, кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них во многом зависит успех команды. Не будем от правил и мы отступать,
Пора в бой капитанов вызывать.
Шарада – это загадка, в которой зашифрованное слово состоит из несколько составных частей, но при этом каждая часть является самостоятельным словом. Нужно разгадать каждую часть, сложить их и легко определиться с зашифрованных словом.
1 капитан. Три буквы облаками реют, (слайд 19)
Две видны на лице мужском.
А целое порой белеет
“В тумане моря голубом” (Пар-ус)
2 капитан. Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За – дача)
3 капитан. Мое начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш – мель)
1. Какие два местоимения мешают дорогам? я мы 2. Какие местоимения всегда чистые? вы мы ты 3. К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? мы ло 4. Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. ? ты ква 5. В каком местоимении два звука, одна буква? Я 6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй и третий - синоним к слову «горе». Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. ? я беда
Максимальная оценка – 3б.
7. Грамотеи (слайд 20)
Учитель: Русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. Н.А.Добролюбов
Работа над текстом.
- Вставить правильно буквы.
- Собрать предложения в текст и озаглавить.
- Выделенное предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
- Найти в тексте сложное предложение.
- Определить тип текста.
- В 6 предложении указать падеж имён существительных.
Росла в саду яблоня. Осенью упало с неё яблоко.
Птицы склевали это яблоко, и только зёрнышко спряталось в землю.
Весной из зёрнышка выросло маленькое деревце.
А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные яблоки.
Расти, яблонька, на радость людям!
Максимальная оценка – 5 б.
III. Итог игры.
Учитель: Подошло время подвести окончательные результаты нашего КВН. Пока жюри совещается, вспомним слова писателей о русском языке.
Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости, любви. Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или уничтожить (унизить) других. Его роль – поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшемуся в пути».
(О.М. Айванхов. Золотые правила ежедневной жизни)
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В. Шефнер.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....