Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы авторской программы В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» - «Школа России» 2011 г.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
Программа составлена в соответствии с авторским курсом В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» - «Школа России».
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному курсу МБОУ СОШ №8 на изучение русского языка во 2 классе выделяется 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Макси-мальная нагрузка уч-ся | Из них | ||||
Теорити-ческое обучение | Лаб и практ работы | Контрольная работа, | Экскур-сии | Самосто- ятельная работа | |||
1 | Наша речь | 4 | 4 | ||||
2 | Текст | 5 | 4 | 1 диктант | |||
3 | Предложение | 12 | 10 | 1 к/спис 1 сочин. | |||
4 | Слова, слова, слова… | 22 | 20 | 1 излож 1 излож | |||
5 | Звуки и буквы | 34 | 29 | 1 дикт 1 к/.спис 2 сочин. 1 излож | |||
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 | 23 | 2 дикт 1 к/спис 2 сочин 1 излож | |||
6 | Части речи | 47 | 41 | 1 дикт 2 излож 1 к/излож 2 сочин | |||
7 | Повторение | 17 | 13 | 2 дикт 1 к/спис 1 излож | |||
Итого | 170 | 142 | 9 дикт. 4 к.спис 7 сочин. 7 изл. 1 к.изл |
Содержание курса
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слово и его лексическое значение
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Части речи
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко).Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Наша речь | 4 ч. | ||||
1. | 1.1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 ч. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. | 3.09.13 | |
2. | 1.2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 ч. | 4.09 | ||
3. | 1.3 | Как отличить диалог от монолога? | 1 ч. | 5.09 | ||
4. | 1.4 | Проверка знаний | 1 ч. | 6.09 | ||
2 | Текст | 5 ч. | ||||
5. | 2.1 | Что такое текст? | 1 ч. | Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». | 9.09 | |
6. | 2.2 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 ч. | 10.09 | ||
7. | 2.3 | Части текста. Подготовка к диктанту | 1 ч. | 11.09 | ||
8. | 2.4 | Диктант | 1 ч. | 12.09 | ||
9. | 2.5 | Работа над ошибками | 1 ч. | 13.09 | ||
3 | Предложение | 12 ч. | ||||
10. | 3.1 | Что такое предложение? | 1 ч. | Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения. Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Определять границы предложения в деформированном тексте выбирать знак для обозначения конца предложения. Находить главные члены (основу) предложения.. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 16.09 | |
11. | 3.2 | Как из слов составить предложение? | 1 ч. | 17.09 | ||
12. | 3.3 | Контрольное списывание | 1 ч. | 18.09 | ||
13. | 3.4 | Что такое главные члены предложения? | 1 ч. | 19.09 | ||
14. | 3.5 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 ч. | 20.09 | ||
15. | 3.6 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 ч. | 23.09 | ||
16. | 3.7 | Что такое распространённые и нераспространенные предложения? | 1 ч. | 24.09 | ||
17. | 3.8 | Как установить связь слов в предложении? | 1 ч. | 25.09 | ||
18. | 3.9 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 ч. | 26.09 | ||
19. | 3.10 | Анализ сочинений. Подготовка к диктанту. | 1 ч. | 27.09 | ||
20. | 3.11 | Контрольный диктант | 1 ч. | 30.09 | ||
21. | 3.12 | Работа над ошибками | 1 ч. | 1.10 | ||
4 | Слова, слова, слова... | 22ч | ||||
22. | 4.1 | Что такое лексическое значение слова? | 1 ч. | Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю.Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы Знакомиться с этимологией слова синоним Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы Знакомиться с этимологией слова антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова». Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 2.10 | |
23. | 4.2 | Что такое лексическое значение слова? | 1 ч. | 3.10 | ||
24. | 4.3 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 ч. | 4.10 | ||
25. | 4.4 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 ч. | 7.10 | ||
26. | 4.5 | Что такое синонимы? | 1 ч. | 8.10 | ||
27. | 4.6 | Что такое антонимы? | 1 ч. | 9.10 | ||
28. | 4.7 | Что такое антонимы? | 1 ч. | 10.10 | ||
29. | 4.8 | Контрольный диктант | 1 ч. | 11.10 | ||
30. | 4.9 | Работа над ошибками | 1 ч. | 14.10 | ||
31. | 4.10 | Что такое родственные слова? | 1 ч. | 15.10 | ||
32. | 4.11 | Что такое родственные слова? | 1 ч. | 16.10 | ||
33. | 4.12 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 ч. | 17.10 | ||
34. | 4.13 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 ч. | 18.10 | ||
35. | 4.14 | Какие бывают слоги? | 1 ч. | 21.10 | ||
36. | 4.15 | Как определить ударный слог? | 1 ч. | 22.10 | ||
37. | 4.16 | Как определить ударный слог? | 1 ч. | 23.10 | ||
38. | 4.17 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 ч. | 24.10 | ||
39. | 4.18 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 ч. | 25.10 | ||
40. | 4.19 | Обучающее сочинение по серии картинок | 1 ч. | 28.10 | ||
41. | 4.20 | Анализ сочинений. Подготовка к диктанту. | 1 ч. | 29.10 | ||
42. | 4.21 | Контрольный диктант | 1 ч. | 30.10 | ||
43. | 4.22 | Работа над ошибками | 1 ч. | 31.10 | ||
5. | Звуки и буквы | 34ч | ||||
44. | 5.1 | Как различить звуки и буквы? | 1 ч. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыс-лоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Излагать письменно содержание текста. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Излагать письменно содержание текста Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударными гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непро-веряемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Составлять текст из предложений. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка). Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | 1.11 | |
45. | 5.2 | Как мы используем алфавит? | 1 ч. | 11.11 | ||
46. | 5.3 | Как мы используем алфавит? | 1 ч. | 12.11 | ||
47. | 5.4 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 ч. | 13.11 | ||
48. | 5.5 | Как определить гласные звуки? Подготовка к диктанту | 1 ч. | 14.11 | ||
49. | 5.6 | Контрольный диктант | 1 ч. | 15.11 | ||
50. | 5.7 | Работа над ошибками | 1 ч. | 18.11 | ||
51. | 5.8 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | 19.11 | ||
52. | 5.9 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | 20.11 | ||
53. | 5.10 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | 21.11 | ||
54. | 5.11 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | 22.11 | ||
55. | 5.12 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | 25.11 | ||
56. | 5.13 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 ч. | 26.11 | ||
57. | 5.14 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 ч. | 27.11 | ||
58. | 5.15 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными уками в корне | 1 ч. | 28.11 | ||
59. | 5.16 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 ч. | 29.11 | ||
60. | 5.17 | Проверочная работа | 1 ч. | 2.12 | ||
61. | 5.18 | Работа над ошибками | 1 ч. | 3.12 | ||
62. | 5.19 | Как определить согласные звуки? | 1 ч. | 4.12 | ||
63. | 5.20 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | 1 ч. | 5.12 | ||
64. | 5.21 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | 1 ч. | 6.12 | ||
65. | 5.22 | Слова с удвоенными согласными | 1 ч. | 9.12 | ||
66. | 5.23 | Развитие речи | 1 ч. | 10.12 | ||
67. | 5.24 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз | 1 ч. | 11.12 | ||
68. | 5.25 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 ч. | 12.12 | ||
69. | 5.26 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 ч. | 13.12 | ||
70. | 5.27 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 ч. | 16.12 | ||
71. | 5.28 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 1 ч. | 17.12 | ||
72. | 5.29 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Подготовка к диктанту. | 1 ч. | 18.12 | ||
73. | 5.30 | Контрольный диктант | 1 ч. | 19.12 | ||
74. | 5.31 | Проверочная работа | 1 ч. | 20.12 | ||
75. | 5.32 | Работа над ошибками | 1 ч. | 23.12 | ||
76. | 5.33 | Наши проекты. Пишем письмо | 1 ч. | 24.12 | ||
77. | 5.34 | Обобщающий урок | 1 ч. | 25.12 | ||
6. | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 ч. | ||||
78 | 6.1 | Буквосочетание ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 1 ч. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь). Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | 26.12 | |
79 | 6.2 | Развитие речи. Обучающие изложения | 1 ч. | 27.12 | ||
80 | 6.3 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 ч. | |||
81 | 6.4 | Контрольный диктант | 1 ч. | |||
82 | 6.5 | Закрепление знаний. Работа над ошибками | 1 ч. | |||
83 | 6.6 | Наши проекты. Рифма | 1 ч. | |||
84 | 6.7 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 ч. | |||
85 | 6.8 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 ч. | |||
86 | 6.9 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя | 1 ч. | |||
87 | 6.10 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 ч. | |||
88 | 6.11 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 ч. | |||
89 | 6.12 | Проверка парных согласных в корне слова | 1 ч. | |||
90 | 6.13 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 ч. | |||
91 | 6.14 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | 1 ч. | |||
92 | 6.15 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | 1 ч. | |||
93 | 6.16 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | 1 ч. | |||
94 | 6.17 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | 1 ч. | |||
95 | 6.18 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 1 ч. | |||
96 | 6.19 | Проверка знаний. Подготовка к диктанту. | 1 ч. | |||
97 | 6.20 | Диктант | 1 ч. | |||
98 | 6.21 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | 1 ч. | |||
99 | 6.22 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 ч. | |||
100 | 6.23 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 ч. | |||
101 | 6.24 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 ч. | |||
102 | 6.25 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 1 ч. | |||
103 | 6.26 | Контрольное списывание | 1 ч. | |||
104 | 6.27 | Обучающие сочинение «Зимние забавы» | 1 ч. | |||
105 | 6.28 | Проверка знаний | 1 ч. | |||
106 | 6.29 | Обобщение изученного материала | 1 ч. | |||
7. | Части речи | 47ч | ||||
107 | 7.1 | Что такое часть речи? | 1 ч. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-темати-ческих групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). Писать с заглавной буквы имена собственные. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с определённым признаком. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст. Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: Ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.Самостоятельная проверочная работа. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Применять умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его. Оценивать свои достижения при выполнении заданий | ||
108 | 7.2 | Что такое часть речи? | 1 ч. | |||
109 | 7.3 | Что такое имя существительное? | 1 ч. | |||
110 | 7.4 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 ч. | |||
111 | 7.5 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных | 1 ч. | |||
112 | 7.6 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 1 ч. | |||
113 | 7.7 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 1 ч. | |||
114 | 7.8 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1 ч. | |||
115 | 7.9 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 ч. | |||
116 | 7.10 | Обучающее изложение | 1 ч. | |||
117 | 7.11 | Обобщение знаний о написании словс заглавной буквы | 1 ч. | |||
118 | 7.12 | Диктант | 1 ч. | |||
119 | 7.13 | Работа над ошибками | 1 ч. | |||
120 | 7.14 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 ч. | |||
121 | 7.15 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 ч. | |||
122 | 7.16 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 ч. | |||
123 | 7.17 | Обучающее изложений | 1 ч. | |||
124 | 7.18 | Проверка знаний | 1 ч. | |||
125 | 7.19 | Диктант | 1 ч. | |||
126 | 7.20 | Работа над ошибками | 1 ч. | |||
127 | 7.21 | Что такое глагол? | 1 ч. | |||
128 | 7.22 | Что такое глагол? | 1 ч. | |||
129 | 7.23 | Что такое глагол? | 1 ч. | |||
130 | 7.24 | Единственное и множественное число глаголов | 1 ч. | |||
131 | 7.25 | Единственное и множественное число глаголов | 1 ч. | |||
132 | 7.26 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 ч. | |||
134 | 7.27 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 ч. | |||
135 | 7.28 | Что такое текст-повествование? | 1 ч. | |||
136 | 7.29 | Проверка знаний | 1 ч. | |||
137 | 7.30 | Что такое имя прилагательное? | 1 ч. | |||
138 | 7.31 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | 1 ч. | |||
139 | 7.32 | Единственное и множественное число имен прилагательных | 1 ч. | |||
140 | 7.33 | Что такое текст-описание? | 1 ч. | |||
141 | 7.3 | Проверка знаний | 1 ч. | |||
142 | 7.3 | Общее понятие о предлоге | 1 ч. | |||
143 | 7.3 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 ч. | |||
144 | 7.3 | Восстановление предложений | 1 ч. | |||
145 | 7.3 | Проверка знаний | 1 ч. | |||
146 | 7.3 | Диктант | 1 ч. | |||
147 | 7.4 | Работа над ошибками | 1 ч. | |||
148 | 7.4 | Что такое местоимение? | 1 ч. | |||
149 | 7.4 | Что такое местоимение? | 1 ч. | |||
150 | 7.4 | Что текст-рассуждение? | 1 ч. | |||
151 | 7.4 | Проверка знаний | 1 ч. | |||
152 | 7.4 | Контрольный диктант | 1 ч. | |||
153 | 7.4 | Работа над ошибками | 1 ч. | |||
8. | Повторение | 17ч | ||||
154 | 8.1 | Повторение по теме «Текст» | 1 ч. | Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи. Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов. Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме. Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова. Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений. | ||
155 | 8.2 | Сочинение по картине | 1 ч. | |||
156 | 8.3 | Повторение по теме «Предложение» | 1 ч. | |||
157 | 8.4 | Повторение по теме «Предложение» | 1 ч. | |||
158 | 8.5 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 ч. | |||
159 | 8.6 | Повторение по теме «Части речи» | 1 ч. | |||
160 | 8.7 | Повторение по теме «Части речи» | 1 ч. | |||
161 | 8.8 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 ч. | |||
162 | 8.9 | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 ч. | |||
163 | 8.10 | Контрольное списывание | 1 ч. | |||
164169 | 8.11-8.16 | Повторение и закрепление изученного материала | 6 ч. | |||
170 | 8.17 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 1 ч. |
Содержание практической деятельности
(контрольно-измерительный материал)
Диктант.
На даче.
Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркните гласные буквы.
2. Выпишите 3 слова с сочетаниями ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Диктант.
Пушок.
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматические задания
1. В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.
2. Допишите одно – два предложения в конце текста.
Диктант.
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания
1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I – четвёртое предложение; вариант II – пятое предложение.
2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Диктант.
Зимой в лесу.
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматические задания
1. спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
2. Напишите однокоренные слова к слову белка.
3. Напишите антонимы.
Тепло – …
Сытно – …
Диктант.
Друзья.
Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим принёс мальчику палку.
Грамматические задания
1. Подчеркните основу в первом предложении.
2. Разделите для переноса слова второго предложения.
Диктант.
В роще.
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Диктант.
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания
1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
2. Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
Диктант.
В лесу.
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пёс Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под ёлкой серые ёжики.
Грамматические задания
1. В словах ветки и белочки подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.
3. Укажите количество слогов в словах ёжики, серые, рядом.
Диктант.
Зяблик.
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
Слова для справок: много, целый.
Грамматические задания
1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов ( вариант I – снег, вариант II – лёд).
Изложение.
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.
Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.
(По Л.Толстому)
Изложение.
Люлька.
Дядя Володя привёз из поездки в Африку маленькую обезьянку Люльку. Андрей был очень рад подарку.
Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг падал столик и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появилась большая дыра.
Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать Люльку в цирк.
Текст для контрольного списывания.
Кораблик.
Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеёк. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.
Материально-техническое обеспечение образовательного предмета.
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс. 2. Канакина В.П., Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс | К К К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ | |
Печатные пособия | |||
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных ) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) | Д Д К/Ф Д | ||
Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор Компьютер Фотокамера цифровая (по возможности). | Д Д Д Д Д | С диагональю не менее 72 см Размер не менее 150x150 см | |
Экранно-звуковые пособия | |||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку | Д Д Д | ||
Оборудование класса | |||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | К Д Д Д |
Литература
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс.
2. Канакина В.П., Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс.
3. Бондаренко А.А. Рабочий словарик: 2 класс.
4. Русский язык: правила и упражнения: 1 – 5-й кл./ О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 271, [1]с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...