Рабочая программа по риторике 1-4 классы
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по риторике 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по риторике 1-4 кл | 710 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101
(МОУ СОШ № 101 г. Челябинска)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 101
_________Г.В. Степанова
Решение педагогического совета Протокол № __от «__» ________
Образовательная программа внеурочной деятельности детей
Научно – познавательного направления
«РИТОРИКА»
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Челябинск
2014
Рецензия
на образовательную программу внеурочной деятельности детей научно-познавательного направления «Риторика»
Автор программы: учителя начальных классов МБОУ СОШ №101.
Учреждение, реализующее программу: МБОУ СОШ №101 г. Челябинска.
Общая характеристика программы: направленность, в рамках которой реализуется программа: социально-педагогическая.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: постоянные группы, формируемые на основе свободного набора с учетом возрастных особенностей детей.
Возраст детей: 7- 10 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
Актуальность программы и ее новизна определяется многолетним опытом работы, который убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса кружковой работы по риторике. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки, психологии восприятия и порождения речи. Теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный курс. Эффективное общение – это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Представленный курс риторики носит сугубо практический характер. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т. е такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию, то на занятиях по риторике дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Ведущая концептуальная идея программы, заключается в создании условий для свободного, добровольного выбора участниками кружка информатики, которая бы удовлетворяла потребности и интересы каждого из них. Интеграция основного и дополнительного образования, как равноправных компонентов единого процесса социализации детей, образуют воспитательно-развивающее пространство развития и социализации личности ребенка.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
- стимулированию познавательных процессов;
- развитию коммуникативных навыков;
- созданию социокультурной среды общения;
- развитию творческих способностей личности;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта детей;
- самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.
Для достижения поставленной цели используются следующие средства и методы: деятельностный, минимакса, совместная учебно-познавательная деятельность; риторический анализ устных и письменных текстов; риторические задачи; риторические игры.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Пояснительная записка составлена методически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Тематический план учитывает основные требования к организации процесса дополнительного образования в образовательном учреждении.
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей младшего школьного возраста, достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения образовательных, воспитательных и развивающих результатов.
Данная программа, может использоваться педагогами дополнительного образования, работающими в социально-педагогическом направлении образовательного учреждения.
Зам. директора по ВР Ю.В. Делерайкова
Информационная карта программы
- Тип программы: адаптированная
- Образовательная область: филология
- Направленность деятельности: научно-познавательная
- Способ освоения содержания программы: репродуктивный, практический
- Уровень освоения содержания: общекультурный
- Уровень реализации программы: внеурочная деятельность
- Форма реализации программы: групповая
- Продолжительность реализации: четыре года
Пояснительная записка
Многолетний опыт работы убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса кружковой работы по риторике. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки, психологии восприятия и порождения речи. Теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный курс. У этого курса свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Основная цель курса современной риторики – обучение эффективному общению, человек, который общается.
Задачи:
- Обучение умелой, искусной, эффективной речи;
- Развитие уникального человеческого дара – дара слова;
- Формирование активной речевой деятельности;
- Развитие культуры речевого поведения;
Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка.
Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. (Например: я прошу о чем-то – практическая коммуникативная задача – и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его – коммуникативная задача духовного плана, и мне это удается).
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
Курс риторики – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т. е такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию, то на занятиях по риторике дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Формы работы:
- индивидуальные
- групповые.
Методы работы:
- Деятельностный;
- Минимакса;
- Зона ближайшего развития;
- Беседа;
На занятиях по риторике особое место занимают специфические приемы работы
-риторический анализ устных и письменных текстов;
-риторические задачи;
-риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации.
Риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличии от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагает определение победителя: кто веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого курса.
Общая характеристика
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
1класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
2 класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- различать описания разных стилей – делового и художественного;
- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.
\
Структура и содержание курса
Типовая программа Ладыженской Т.А. предполагает изучение программы за 34 часа в год. Тематическое планирование кружка реализует предлагаемое программой примерное количество часов на изучение данного курса 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Тематическое планирование определяет количество занятий кружка на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепление знаний, а также на изучение общеобразовательной подготовки учащихся.
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 34 часа |
Вид детской группы - класс
Состав группы – постоянный
Особенности набора – свободный.
Содержание курса
1класс
Общение. Значение речи в жизни человека, общества
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
Текст. Речевые жанры
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов
2класс
Общение
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3 класс
Общение
Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
Текст. Речевые жанры Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4класс
Общение
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Текст. Речевые жанры.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Тематическое планирование
1класс
№ | Название блоков и разделов | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
Блок «Общение» | 7 | |||
1 | Раздел «Общение» | 7 | 2 | 5 |
Блок «Речевые жанры» | 26 | |||
2 | Раздел «Речь: устная и письменная». | 11 | 4 | 7 |
3 | Раздел «Текст». | 15 | 5 | 10 |
Всего | 33 | 11 | 22 |
2класс
№ | Название блоков и разделов | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
Блок «Общение» | 18 | 6,3 | 11,7 | |
1 | Раздел «Общение» | 1 | 0,3 | 0,7 |
2 | Раздел: «Наука Риторика» | 3 | 1 | 2 |
3 | Раздел «Как мы говорим» | 5 | 2 | 3 |
4 | Раздел» Учусь слушать» | 5 | 2 | 3 |
5 | Раздел «Вежливая просьба» | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Раздел «Учусь читать и писать» | 2 | 0,5 | 1,5 |
Блок «Речевые жанры» | 16 | 4,6 | 11,4 | |
1 | Раздел «Текст. Тема и основная мысль». | 3 | 1 | 2 |
2 | Раздел «Пересказ» | 3 | 1 | 2 |
3 | Раздел «Вежливый отказ» | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Раздел «Типы текстов» | 1 | 0,3 | 0,7 |
5 | Раздел «Рассуждение» | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Раздел «Описание» | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Раздел «Невыдуманный рассказ» | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Раздел «Обобщение» | 1 | 0,3 | 0,7 |
Всего | 34 | 10,9 | 23,1 |
3класс
№ | Название разделы | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1 | Часть 1 Общение. | |||
Наука риторика. | 4 | 1,2 | 2,8 | |
Учимся говорить | 5 | 1,5 | 3,7 | |
Слушаем, вдумываемся | 2 | 0,6 | 1,4 | |
Учимся читать, писать | 3 | 0,9 | 2,1 | |
Вежливое общение | 2 | 0,6 | 1,4 | |
Итоговые задачи и игры | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2 | Часть 2 Речевые жанры | |||
Текст. Разные тексты | 2 | 0,6 | 1,4 | |
Правильная речь | 2 | 0,6 | 1,4 | |
Правила успешного пересказа | 4 | 1,2 | 2,8 | |
Поздравляю тебя… Вас. | 2 | 0,6 | 1,4 | |
Учимся объяснять и доказывать | 3 | 0,9 | 2,1 | |
Что общего – чем отличаются | 3 | 0,9 | 2,1 | |
Подведём итоги | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3 | Всего | 34 | 10 | 24 |
4класс
№ | Название разделы | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1 | Общение. | 9 | 3 | 7 |
Текст | 13 | 4 | 9 | |
2 | Речевые жанры | 7 | 2 | 5 |
Обобщение | 5 | 1 | 3 | |
3 | Всего | 34 | 10 | 24 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебной программы
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Календарно-тематический план реализации внеурочной деятельности по риторике
1 класс
№ | Название темы | Всего ч. | Кол-во часов теоретических | Кол-во часов практических | Дата | Корректировка |
Часть 1 | 18 | 6 | 12 | |||
Общение | 7 | 2 | 5 | |||
1 | Чему учит риторика. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
2 | Употребление слов вежливости в зависимости от адресата и ситуации общения. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
3 | Приветствие. Ответы на приветствие. Добро пожаловать. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
4 | Значение слова в жизни человека. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
5 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
6 | Удивляемся, огорчаемся, радуемся. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
7 | Давайте договоримся. Поиграем вместе. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Речь: устная и письменная | 11 | 4 | 7 | |||
8 | Сходство и различие двух форм речи. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
9 | Окраска (тембр) голоса. Громко - тихо. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
10 | Быстро – медленно. Узнай по голосу. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
11 | Речевое поведение во время телефонного разговора. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
12 | Мимика и жесты. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
13 | Без слов. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
14 | Прощание. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
15 | Как вести себя во время разговора. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
16 | Давайте жить дружно. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
17 | Благодарность. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
18 | Новогодняя сказка. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Часть 2 | 15 | 5 | 10 | |||
Текст. | 15 | 5 | 10 | |||
19 | Текст – что это такое? | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
20 | О ком? О чем текст? | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
21 | Заголовки – отгадки. Заголовки, названия. Заголовки бывают разные. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
22 | Извинение. Извини, прости за что. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
23 | Очень важные слова. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
24 | Знакомые незнакомцы. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
25 | Ключ к тексту. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
26 | Загадки. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
27 | Знаки в тексте. Рифма. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
28 | Как построен текст. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
29 | Начало – конец. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
30 | Наши считалки. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
31 | Обращение. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
32 | Что лучше и что хуже языка. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
33 | Маленькие тексты. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Всего | 33 | 11 | 22 |
Календарно-тематический план реализации внеурочной деятельности по риторике
2 класс
№ | Название темы | Всего часов | Кол-во часов теоретических | Кол-во часов практических | Дата | Корректировка |
Часть 1 | 18 | 4 | 7 | |||
Общение. | 1 | 0,3 | 0,7 | |||
1 | Повторение изученного о значении речи, о некоторых этикетных средствах. Проверь себя. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
| Наука риторика. | 3 | 0,3 | 0,7 | ||
2 | Кто – что – кому. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
3 | Кому – кто. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
4 | Адресат - адресант | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
| Как мы говорим | 5 | 1 | |||
5 | Темп. Тон речи | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
6 | То же слово, да не так бы молвить. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
7 | Настроение, тон и чувства говорящего. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
8 | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
9 | Подведем итоги. | 1 | 4 | 7 | ||
Учусь слушать. | 5 | 0,3 | 0,7 | |||
10 | Значение умения слушать. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
11 | Развитие умения слушать: выделять непонятные слова, понимать, о чем и как говорится в услышанном тексте. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
12 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! | 1 | 1 | |||
13 | Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
14 | Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке. Слушаем целый день. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Вежливая просьба. | 2 | 0,3 | 0,7 | |||
15 | Словесные и несловесные средства выражения просьбы. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
16 | Прошу вас. Скрытая просьба. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Учусь читать и писать. | 2 | 0,3 | 0,7 | |||
17 | О чем нам говорит шрифт? | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
18 | Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы. | 1 | 3 | 9 | ||
| Часть 2 | 16 | 0,3 | 0,7 | ||
Текст. Тема и основная мысль. | 3 | 0,3 | 0,7 | |||
19 | Тема и основная мысль. | 1 | 1 | |||
20 | Опорные слова. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
21 | Тема и основная мысль. Опорные слова. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
| Пересказ | 3 | 0,3 | 0,7 | ||
22 | Создание текста на основе исходного. Два приема сжатия текста. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
23 | Составление плана к тексту. Подробный пересказ. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
24 | Краткий пересказ. План. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Вежливый отказ | 2 | 1 | ||||
25 | Выражение согласия или вежливого отказа. Согласие или отказ | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
26 | Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Типы текстов | 1 | |||||
27 | Типы текстов | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Рассуждение | 2 | |||||
28 | Требования к аргументам. Рассуждение. Примеры в рассуждении. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
29 | Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. Подведем итоги. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Описание | 2 | |||||
30 | Описание в объявлениях, загадках. Признаки предмета. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
31 | Описание в объявлении. Загадки описания. Сочини загадку. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Невыдуманный рассказ | 2 | |||||
32 | Рассказ о случаях их жизни. Было или придумано? | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
33 | Части рассказа. Хочу вам рассказать. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Обобщение | 1 | |||||
34 | Советы Владимира Мономаха. | 0,3 | 0,7 |
Календарно-тематический план реализации внеурочной деятельности по риторике
3 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Теоритические | Практические | Дата | Коррек- тировка |
Часть 1 Общение. Наука риторика. | 17 4 | |||||
1 | Повторение. Чему учит риторика, её основные разделы, компоненты речевой ситуации, речевые роли | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
2 | Коммуникативная задача как один из важнейших компонентов речевой ситуации. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
3 | Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
4 | С какой целью? Зачем? | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Учимся говорить. | 5 | |||||
5 | Понятие о неподготовленной и подготовленной речи. Приёмы подготовки. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
6 | Неподготовленная речь. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
7 | Подготовленная речь, приемы подготовки. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
8 | Говорим подробно, кратко. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
9 | Похвала (комплимент). Особенности похвалы(комплимента)как речевого жанра. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Слушаем, вдумываемся | 2 | |||||
10 | Значение слушания. Правила активного слушания. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
11 | Слушаем, вдумываемся. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Учимся читать, писать. | 3 | |||||
12 | Правила чтения учебных текстов. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
13 | Приёмы ознакомительного чтения. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
14 | Приёмы правки текста, условные знаки для редактирования. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Вежливое общение. | 2 | |||||
15 | Понятие о вежливости. Вежливые слова и добрые поступки. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
16 | Проверь себя. Что такое вежливость. Добрые слова. Вежливо. Невежливо. Грубо. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Итоговые задачи и игры | 1 | |||||
17 | Итоговые задачи и игры | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Часть 2 Текст Разные тексты. | 17 2 | |||||
18 | Повторение. Разновидности текстов. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
19 | Диалог и монолог. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Правильная речь. | 2 | |||||
20 | Правильная речь способствует успешному общению. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
21 | Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Правила успешного пересказа | 4 | |||||
22 | Создание вторичного текста с сохранением стилевых особенностей исходного. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
23 | Выборочный пересказ. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
24 | Аннотация как речевой жанр- разновидность вторичного текста. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
25 | Пересказ. Выбери нужное. Цитата в пересказе. Кратко о книге. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Поздравляю тебя… Вас… | 2 | |||||
26 | Поздравление как этикетный речевой жанр, его особенности, структура. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
27 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С Днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 марта! | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Учись объяснять и доказывать | 3 | |||||
28 | Правила и цитата в рассуждении, способы их ввода в рассуждение. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
29 | Рассуждение. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
30 | Правила в доказательстве. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Что общего – чем отличаются. | 3 | |||||
31 | Сравнительная характеристика. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
32 | Правила сравнения | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
33 | Как строятся сравнительные тексты. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Подведём итоги. | 1 | |||||
34 | Обобщение. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Всего | 34 | 10 | 24 |
Календарно-тематический план реализации внеурочной деятельности по риторике
4 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Теорити ческие | Практи ческие | Дата | Коррек- ция |
ОБЩЕНИЕ | 9 | |||||
1 | Повторение и обобщение | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
2 | Речевая ситуация, её компоненты | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
3 | Улыбка как важное средство несловесного общения | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
4 | Особенности говорения. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
5 | Сочетание словесных и несловесных средств при говорении. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
6 | Паузы, их значение. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
7 | Утешение | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
8 | Слушание- необходимое коммуникативное умение для эффективного общения | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
9 | Чтение, его роль | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
ТЕКСТ | 13 | |||||
10 | Систематизация знаний о тексте | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
11 | Значение абзацных отступов | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
12 | Типы текстов | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
13 | Запрет, его особенности как речевого жанра | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
14 | Знак как средство передачи информации, его значение в учебной деятельности. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
15 | Разнообразие знаковых систем | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
16 | Знаки вокруг нас. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
17 | Описание в различных текстах | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
18 | Вежливая оценка. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
19 | Правила вежливой оценки | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
20 | Рассуждение | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
21 | Виды и структура аргументов. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
22 | Разнообразие аргументов | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ | 7 | |||||
23 | Словарная статья как информативный речевой жанр, её структура. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
24 | Рассказ, его особенности как речевого жанра, структура, основные части. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
25 | Создание и исполнение рассказа с учётом речевой ситуации | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
26 2 | Газетные речевые жанры | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
27 | Газетные речевые жанры | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
28 | Фотография и подпись в газете | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
29 | Фотография и подпись в газете | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
ОБОБЩЕНИЕ | 5 | |||||
30 | Обобщение и систематизация изученного: виды речевой деятельности | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
31 | Обобщение и систематизация изученного: речевые жанры. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
32 | Обобщение и систематизация изученного: словесная вежливость | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
33 | Обобщение и систематизация изученного: приёмы обучения красноречию. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
34 | Обобщение и систематизация изученного: майская газета. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Всего | 34 | 10 | 24 |
Мониторинг достижений учащихся внеурочной деятельности детей по «Риторике»
№ | Ф.И. учащегося | Критерии достижений | |||||||||||||||
Усвоение понятий | Сформированность умений | Формирование личностных качеств | Психологическая комфортность | ||||||||||||||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Список литературы для учителя:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2 книгах. Книга 1.начальная школа. Дошкольное образование./Под. науч. ред. Д. И. Фельдштейна – М.: Баласс, 2011. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы./Под. науч. ред. Д. И. Фельдштейна – М.: Баласс, 2011.
- Методическое пособие: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 1 класс; Методические рекомендации. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.
- Методическое пособие: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 2 класс; Методические рекомендации. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.
- Методическое пособие: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс; Методические рекомендации. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.
- Методическое пособие: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 4 класс; Методические рекомендации. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.
Список литературы для учащихся:
- Учебное пособие: Ладыженской Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 1 класса. В 2ч. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента» 2014.
- Учебное пособие: Ладыженской Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2класса. В 2ч. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента» 2014.
- Учебное пособие: Ладыженской Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3класса. В 2ч. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента» 2014.
- Учебное пособие: Ладыженской Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 4 класса. В 2ч. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента» 2014.
Материально-техническое обеспечение курса
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютеры (с выходом в Интернет) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....