Урок русского языка. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема: «Слова с удвоенными согласными» (1 класс).
Цели:
Обучающие: организовать работу по изучению двойных согласных в корне слова; познакомить с правилами переноса слов; способствовать овладению способом проверки по словарю;
Развивающие: содействовать развитию умения проводить звуко – буквенный анализ слов с двойными согласными; развитию наблюдения за правописанием слов с двойными согласными в корне слова;
Воспитывающие: вовлечь в совместную учебную деятельность, учить диалоговому общению в группе.
Ход урока:
- Мотивационно – целевой блок.
- Организационный момент.
В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс. (С.Маршак)
- Мотивация. Блиц – опрос.
У. – Что изучаем на уроках русского языка? Работаем по «Карте мыслей».
Русский язык
Речь слова – предметы буквы- алфавит
Устная и письменная слова – признаки звуки
Текст слова – действия гласные согласные
Предложение слова – антонимы ударные твердые
Слово слова – синонимы безударные мягкие
Многозначные слова звонкие
Глухие
У. - Уроки русского языка еще называют грамматикой. Соберите из слов пословицу: Без букв и грамматики не научиться и математике. Как вы ее понимаете?
У. - Мы продолжаем открывать новое в стране Русского языка, или Грамматики.
2. Актуализация знаний.
У. – Как называется раздел, который мы изучаем? («Звуки и буквы»)
У.- Какие ключи нам уже известны? (1.Звуки и буквы. 2. Гласные звуки. 3. Согласные звуки).
Что мы знаем о согласных звуках? Как отличить согласный звук от гласного?
( Согласные произносятся с преградами, произносятся с шумом, они не образуют слог).
У. – Все ли мы знаем о согласных? Что – то предстоит узнать.
У.- Рассмотрите данные записи:
рр дк жж сс лл вк мм чт бб нн кк
- Как вы их назовёте? Это слоги? (Это буквосочетания).
Выберите и запишите только те буквосочетания в которых есть буквы – близнецы. (По алфавиту).
Эти буквы – близнецы,
Удалые молодцы.
У. – Почему сегодня мы работаем с буквами – близнецами?
(потому что они встречаются в словах).
У. –Какое они получили название в русском языке?
Два двойные
Удвоить удвоенные
3. Целеполагание.
У. – Определите тему урока. Постройте логическое рассуждение:
Если есть буквосочетания с двойными согласными, вероятно, есть и слова с двойными согласными.
У. – Какие задачи поставим?
Узнать: о правописании слов с двойными согласными, о правилах переноса;
Научиться: писать данные слова; переносить их, проверять по словарю, составлять с ними предложения.
- Исполнительский компонент.
- Словарный диктант. Запишите слова, отгадав загадки.
Где доска и парта есть, Вдоль дороги по бокам
Чтоб всем детям сразу сесть? Липы, клены тут и там,
Это в школе есть у нас, Всем идти здесь веселее,
Это наш просторный (класс). Этот путь зовут (аллея).
В понедельник и в четверг
Мы ходим на работу,
После пятницы приходит
День шестой – (суббота).
У. – Попробуем разобраться. Сравните 2 столбика слов.
квас класс
Аля аллея
боты суббота
У. – Сложно объяснить, почему в одних словах пишется 2 согласных, а в других один. Эти слова надо проверять и запоминать. Потому что большинство из них пришли в русский язык из других языков. Т.е. имеют иноязычное происхождение.
У. – Куда обратимся?
( К словарям – орфографический, толковый, этимологический. Этимология – наука о происхождении слов. Удвоенные согласные - один из опознавательных признаков слов иноязычного происхождения).
Найдите в словарях данные слова ( работа в паре).
Задание: составим предложение, используя слова – класс, суббота, аллея.
В субботу наш класс отправился на прогулку по аллее. (устно)
У. – Давайте прогуляемся по нашему городу. Слов с двойными согласными много. Их, наверняка, мы встретим по дороге.
Вышли мы из школы и увидели, как группа ребят играла в увлекательную игру с клюшками. Называется эта игра – хоккей. Переходим через дорогу. В каком месте? По пешеходному переходу. На остановке стоит автобус. В автобусе едут пассажиры. Далее мы прошли по Весеннему переулку. Затем направились к Дворцу спорта, в котором есть бассейн.
У. – Какие слова с двойными согласными нам встретились? Какие запомнили?
У. – После прогулки мы вернулись в класс на уроки. Какие предметы вы любите? Проведем парад наук.
Разберите 6 конвертов по группам. Выполнить задание:
- Определить тему, название предмета.
- Разделить слова для переноса. Повторить правила переноса.
- Самое интересное, незнакомое, трудное слово показать на доске.
(Учащиеся разбирают конверты и приступают к выполнению задания).
1 группа – математика. 2 группа – русский язык
сумма грамматика
масса русский язык
миллион классная работа
килограмм каллиграфия
грамм орфограмма
3 группа – литературное чтение 4 группа – окружающий мир
рассказ саванна
иллюстрация оттепель
поэтесса весенние приметы
рассуждение юннат
кроссворд коралл
5 группа – технология + ИЗО 6 группа – физкультура
аппликация теннис
панно кросс
искусство брасс
оттенок бассейн
пресс хоккей
После выполнения задания проводится проверка. Как можно перенести слова с двойной согласной буквой? (Варианты переноса слов появляются на доске).
Эти буквы близнецы,
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни.
У. – Определите , в каком ряду предложен неверный перенос:
Рас – свет, с – сора, грам –м.
От – тепель, Ал – ла, весен – ний.
А – ллея, ван – на, групп - па.
- Контрольно – оценочный компонент.
У. – Какие задачи удалось решить? (возврат к целеполаганию).
Какие новые знания получили? Что узнали?
Какой этап самый интересный? Самый сложный?
Дополним кластер правил. С какой темой познакомились?
Жи – ши, ча-ща, чу-щу безударные гласные
Правила, которые
мы знаем
двойные согласные
Оцените свое самочувствие на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...