Предложение.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Комарова Валентина Ивановна

Учить различать предложения по цели высказывания; ставить знаки в конце предложений; находить, произносить и составлять восклицательные и невосклицательные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie.odt26.04 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема: Предложение                

Мы любим наш город

Задачи урока.  

Учить различать предложения по цели высказывания; ставить знаки в конце предложений; находить, произносить и составлять восклицательные и невосклицательные предложения.

Ход урока.

I дидактический этап.    Организационный момент.

Цель: настроить на активную работу   на уроке.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке,

Книги, ручки и тетрадки?

     А теперь, когда вы готовы к уроку, улыбнитесь друг другу и пожелайте что-нибудь хорошее.

II дидактический этап.    Формулирование заголовка урока.

Учитель обращается к детям: «Попробуйте ответить на вопрос: кто вы?» Ученики дают ответ: «Люди, дети, мальчики, девочки…» Учитель обобщает высказывания детей:

- А ещё вы граждане одной страны. В какой республике, в каком государстве мы с вами  живём?

- Как зовут президента нашей республики?

- Какой город является столицей нашего государства?

Страна, государство – это огромный дом, в котором живут миллионы людей. У каждого человека есть своя маленькая родина, где он родился и вырос. А как называется наш город? Составьте предложение о нашем городе.

Используется  видеозапись.

III дидактический этап. Словарная работа.

Цель: повторить написание слов из словаря на тему «Родина».

Даётся задание всему классу: вспомнить и записать слова на тему «Родина».

Во время беседы  называются слова из словаря: Казахстан, Алматы, Астана, столица, республика.

Ученики работают в парах, называют слова и   записывают их в тетради, затем проводится проверка.

IV дидактический этап. Работа со словосочетанием.

Цель: подготовить к восприятию нового материала.

Учитель даёт задание всему классу:

-Найдите словосочетание. Для этого давайте повторим, что называется словосочетанием?  Запишите это словосочетание. Выделите главное и подчеркните зависимое слово.

На экране появляется запись:

                 Х

казахский язык

V дидактический этап. Сообщение темы и целей урока.

Цель: сформулировать тему и цели урока.

- Составьте предложение с этим словосочетанием.

Учитель помогает детям составить разные предложения, например:

В школе мы изучаем казахский язык.

Вы говорите на казахском языке?

Чем предложение отличается от словосочетания? Какие знаки препинания вы встречали в конце предложений? Как вы думаете, от чего это зависит?

В результате беседы ученики подводятся к выводу, что предложения произносятся с различной целью, т.е. могут быть различными по цели высказывания.

Сформулируйте тему нашего урока. С какой целью мы будем изучать эту тему?

На экране появляется тема и задачи  урока (после выслушивания ответов учащихся).

Учитель знакомит детей с дальнейшим ходом урока:

- Сегодня на уроке вы самостоятельно познакомитесь с предложениями, различными по цели высказывания, будете учиться их различать, ставить знаки в конце предложения, узнаете, какие предложения являются восклицательными, затем  самостоятельно выполните  разноуровневую работу.

VI дидактический этап. Самостоятельное изучение теоретического материала.

Цель: познакомить с новым материалом.

Ученики самостоятельно читают определения в рамке на 171-й странице учебника.

Можно использовать компьютер (дать определения на экране):

При помощи       предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами.

В конце предложений  обычно ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Предложения, в которых мы сообщаем или повествуем о чём-либо, называются повествовательными.

     Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.

    Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

VII дидактический этап. Закрепление изученного материала.

Цель: учить различать предложения по цели высказывания и по интонации.

1 - Какое предложение называется повествовательным?  Приведите пример.

- Какое предложение называется вопросительным?  Приведите пример.

- Какое предложение называется побудительным?  Приведите пример.

Для составления предложений используются фотографии родного города (на экране).

2  Даётся задание:

-Прочитайте, что написано на экране:

И в радости, и в грусти,

Во сне и наяву,

Родной язык казахский

Как Родину люблю!

-  Сколько здесь предложений? Какое это предложение по цели высказывания? О чём сообщается, повествуется в этом предложении? Какой язык является государственным в нашей республике?

- А почему в конце повествовательного предложения  поставили восклицательный знак?

- Как вы думаете, можно ли поставить восклицательный знак в конце  побудительного, вопросительного предложения? Составьте такие предложения.  

Если ученики затрудняются в составлении таких предложений, учитель произносит  предложения с соответствующей интонацией, например:

Костанай – красивый город!

Костанай – красивый город?!

Украшайте наш родной город!

VIII дидактический этап.  Самостоятельная работа.

Цель: закрепить умение ставить  знаки в конце предложений, различать предложения по цели высказывания и по интонации.

Форма: групповая.  Метод: частично-поисковый.

На экране появляется текст:

Вы видели белых лебедей они плавают в бассейне какие это гордые и красивые птицы

Даётся задание: найти границы предложений и расставить знаки.

Во время проверки используется компьютер, даётся характеристика каждому предложению.

Обращается внимание учеников на то, что в этом тексте два повествовательных предложения, одно из которых восклицательное, и  нет побудительных предложений.

- Придумайте побудительное предложение с просьбой к жителям нашего города. Записывается одно из предложений. (Охраняйте и защищайте лебедей).

IХ дидактический этап.  Разноуровневая работа.

Цель: проверить умение ставить  знаки в конце предложений, различать предложения по цели высказывания и по интонации.

Даются задания различных уровней сложности.

1 уровень. Определить, какое это предложение по цели высказывания:

Берегите природу родного края!

А) Повествовательное;

Б) Вопросительное;

В) Побудительное.

Выполнение задания 1-го уровня проверяется у всех учеников. Если задание выполнено неверно, ученик вновь обращается к правилу, и ему оказывается помощь.  

2 уровень.

Выписать предложения в следующем порядке:

А) Повествовательное;

Б)  Вопросительное;

В)  Побудительное.

Украшайте и прославляйте наш родной город! Костанай стоит на берегу реки Тобол.  Любите ли вы свой город?

3 уровень. Написать  (по выбору) эссе, пятистишие или письмо жителям нашего города на тему «Река Тобол» или «Город Костанай».

После отведённого времени проводится взаимопроверка  задания второго уровня и с использованием экрана.

Затем  несколько учеников читают свои творческие работы.

IХ дидактический этап.  Подведение итогов урока.

Цель: подвести итоги работы на уроке.

Подводятся итоги работы по «Экрану выполнения разноуровневых заданий». Дети дают оценку своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе...