Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Комарова Валентина Ивановна

 - создать на уроке проблемную ситуацию, помогающую сделать вывод о написании о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц;

- развивать орфографическую зоркость;

- умение строить предложения, высказываться;

- выявить степень первичного усвоения орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie.odt31.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Правописание о – е после шипящих и ц      

в окончаниях имён существительных.

Цели:

- создать на уроке проблемную ситуацию, помогающую сделать вывод  о написании о  и  е  в окончаниях существительных   после шипящих и ц;

- развивать орфографическую зоркость;

- умение строить предложения, высказываться;

- выявить степень первичного усвоения орфограммы.

Оборудование: мультимедийные слайды, сказка, карточки.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Наш урок проходит в преддверии Нового года, а на Новый год принято дарить подарки. Какой подарок ждут от вас ваши родители? Я вам приготовила «Карту успеха», которую вы можете подарить своим близким.

     На уроке мы познакомимся  со сказкой. С её помощью мы легко усвоим новую тему урока и заполним «Карту успеха». А чтобы попасть в сказку, надо выполнить задания.

2.  Орфографическая пятиминутка.

Словарные слова.

Добыча, карандаш,  овощ, огурец, месяц.

  • Что общего у этих существительных?
  • Чем они отличаются?

3. Подготовка к усвоению нового материала.

1) Назовите буквы, на которые оканчивается основа.

Какая буква лишняя? Почему? Что общего у остальных букв?

Какой шипящей не достаёт? (Жж)

 Жж   Шш   Чч   Щщ  Цц

Шипящие живут в каждой части речи по определённым законам орфографии.

Какие правила, связанные с этими согласными, знаете?

Сегодня мы познакомимся с правилом, объединяющим все эти буквы.

2) Поставьте существительные из орфографической пятиминутки в форму Т.п.

  • Что знаете о творительном  падеже?
  • Вопросы и предлоги Т.п. (СЛАЙД)

Добыч.й, карандаш.м,  овощ.м, огурц.м, месяц.м.

  • Какую  гласную можем написать в окончаниях данных существительных?
  • Как вы думаете, на что надо обратить внимание? (в какой части слова, куда падает ударение и после какой буквы находится окончание)

3) Тема: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Цели: Знать: правило о правописании о и е после шипящих и ц в окончаниях сущ.

Уметь: писать в окончаниях имён существительных гласные о и е после шипящих и ц,

РАЗВИВАТЬ: ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ, СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, УМЕНИЕ  НАБЛЮДАТЬ, СРАВНИВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ,  ВОСПИТЫВАТЬ: НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА.

4) Игра «Составь слово».

ПРИСТАВКА  прячется в слове «польёшь»,

СУФФИКС у «курицы» найдёшь.

КОРЕНЬ из самого слова «слово»,

ОКОНЧАНИЕ у «дома».

             Пословица

5) А девизом нашего урока будет следующая пословица, составьте её.

-Не спеши языком, торопись делом!

  • В каком падеже стоят существительные языком, делом?
  • Надо ли проверять окончание в этих словах? Почему?
  • Как узнать, какую гласную надо писать в безударном окончании существительного?

3. Повторение. «Игра в кости».

Кто знает казахские народные игры  с асыками? Как они называются?

Хан «алчи» и «Омпы».

4. Проверка знаний.  Игра «Крестики – нолики».

  • Ответьте на вопросы, подчеркните правильный ответ в каждой строчке.

Т.п.

Д.п.

Р. п.

- ю

- и

- е

2

1

3

1. У существительного сетка гласная и в окончании пишется в форме какого падежа?

2. Какую гласную пишем в окончании существительного тетрадь в Дательном падеже?

3. Определите склонение существительного картофель.

  • А теперь соедините линией свои ответы.
  • Кто хочет проверить себя на компьютере?

Отметьте свой результат в «Карте успеха».1з

4. Усвоение нового материала.

      1) Вот мы  и попали в сказку. Внимательно её прослушайте и подумайте, в каком падеже  существительных больше всего в этом тексте.

Прослушивание сказки. Просмотр на страницах флипчарта.

Однажды в сказочном лесу солнце скрылось за тучей. Медведь с ежом и зайцем решили отправиться в путешествие  за солнцем. Но тут полил дождь. Друзья спрятались под крышей домика, выложенного кирпичом. Чей это домик?  

Из домика вышел Нуф-Нуф и предложил угоститься борщом. После обеда друзья отправились в путь. Перед шалашом Ниф-Нифа они долго любовались ландышем. И вдруг заметили, что над рощей сияет яркое солнце. Они  решили устроить весёлые игры с мячом и пригласили своих друзей.

5. Физминутки.

2) Возьмите карточки с текстом сказки.

  • В каком падеже  существительных больше всего в этом тексте? Назовите их.
  • После каких согласных написано окончание?
  • На какие группы их можно разделить по написанию гласной в окончании?
  • Выпишите эти существительные в два столбика: с гласной о и гласной е в окончании.
  • Внимательно прочитайте  эти существительные и сделайте вывод о написании букв о  и  е  в окончаниях существительных   после шипящих и ц.
  • Обсудите в группах.
  • Допишите существительные, чтобы их количество в столбиках стало одинаковым.

Проверка. Чтение слов столбиках. Сверка с экраном.

Отметьте свой результат в «Карте успеха».2з

Давайте повторим правило. Выполняя упражнения, надо помнить, что писать в окончаниях существительных, стоящих в форме творительного падежа после шипящих и Ц.

Под ударением? - (гласную О)  слайды

Без ударения - (гласную Е)

6. Составление алгоритма определения гласной в окончаниях существительных, стоящих в форме творительного падежа после шипящих и Ц.

1 шаг. Есть ли шипящий или ц  перед окончанием?

2 шаг. Если есть шипящий или ц  перед окончанием, ставим ударение.

3 шаг. Если окончание ударное, пишем – о, безударное – е.

7. Оперативный контроль.

Тест.

Найти существительные 1 вариант - с гласной о и 2 вариант - с гласной е в  окончаниях имён существительных.

  1. уж . м
  2. свеч . й
  3. задач . й
  4. сердц . м
  5. молодц . м
  6. умниц . й

Проверка. На экране.

Отметьте свой результат в «Карте успеха».4з

7. Диагностическая работа 5.      

1 уровень. Тест.

1) Найти существительные  с гласной о  в  окончаниях:

  1. уж . м    
  2. свеч . й
  3. задач . й

2) Найти существительные  с гласной е в  окончаниях:

  1. сердц . м
  2. молодц . м
  3. умниц . й

Проверка. На экране.

2 уровень.

Используя предлоги,  составь словосочетания с данными существительными в форме Т.п.:

Обруч -                     , плащ -                  .

3 уровень.

Луч, циркач, мяч, кольцо, обруч, плащ, медведица, гостинец.

Составьте  предложения, используя эти существительные.

Отметьте свой результат в «Карте успеха».3з

4 уровень.

Работа в группах.

Прочитайте предложения  в группах. Если у вас получится текст, озаглавьте его.

8. Проверка.

1 уровень.  Сверка с экраном.

2 уровень и 3 уровень. Чтение с объяснением.

Отметьте свой результат в «Карте успеха».4з

9. Подведение итогов.

Заполнение и показ карты успеха.

10. Домашнее задание.

Стр. 105, упр. 352


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Урок русского языка по системе "Начальная школа 21 века"...

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных

Презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.

На уроках  русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе,   важную роль играет  системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных".

Правописание О - Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имён существительных. Урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"....