Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.03 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им.О.Казанского

Разработка урока русского языка в 3 классе

по теме: «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»

по программе «Начальная школа XXI века»

Подготовила:

учитель начальных классов

 Антонова Л.Ю.

ст. Егорлыкская, 2012

Слайд 1 (РУССКИЙ ЯЗЫК «Правописание»)

  1. Организация класса

1.  Поприветствуйте гостей

2.  Урок хочется начать с такой фразы.

Слайд 2 ( Жить – Родине  служить!)

- Объясните смысл этого высказывания.

- А как мы можем служить Родине?

3.  Звучит колокольный звон – набат.

 - Что это за звуки? Что они обозначают?

 - Очень часто приходилось слышать жителям нашей страны звуки, призывающие встать на зашиту своего Отечества.

 - Уже в давние времена были воины, которые не боялись сражаться за свою Родину.

4. Слайд 3 (картина – «Три богатыря»)

 - Узнаёте, как называли таких людей?

 - Как зовут этих защитников русской земли?

 - С кем приходилось сражаться богатырям? ( степняками, половцами, в былинах иногда образы врага представлен в виде мифических существ)

 - Что помогало победить врага?  Какое оружие?

-  Пока богатыри зорко охраняют просторы своей Родины, предлагаю и нам поработать.

 

  1. Минутка чистописания

 Слайд 4 (Ж Ш Ц Щ Ч)

- Перед вами буквы, какая лишняя? ( ц – не обозначает шипящий звук)

- Потренируемся в написании этих букв, рассмотрите образцы в тетради, продолжите ряд так, чтобы получилась закономерность.

- Эти буквы сегодня будут часто встречаться на уроке, не забывайте их правильно писать.

  1. Актуализация знаний

 

  1. –Вспомните орфограмму, которая объединяет эти буквы.

           ( гласные о, ё после шипящих и ц в корне  слова)

– Знаете ли вы,  что были времена, когда  перед битвой  богатыри, не жалея жизни, выходили на битву один на один с противником. По исходу поединка судили, чья сторона победит?

 ( так начиналась Куликовская битва. Навстречу ордынскому воину выехал русский богатырь Пересвет…)

Слайд 5(поединок на куликовом поле)

Игра « Поединок» ( работа в парах)

А)   - Соедини слово с пропущенной буквой.

Слайд 6 (Игра «Поединок»)

(карточки )

пч . лка

ш . фёр

ш . рох                            о

ж . лтый

ч . рный                          ё

ш . рты

ш . колад                        е

плащ . м

с  палиц . й

 Б) Проверка сам. работы (уч – ся читает слово – называет, какую букву  

                                                 вставил)

  1. Проблемная ситуация

- Были  ли затруднения при выполнении задания?

- Какие слова вызвали затруднения? (плащ . м, с палицей)

Слайд 7 ( плащ . м         с  палиц . й)

 - Почему возникло затруднение? ( эти слова не подходят к орфограмме  

                                             «Гласные о, ё после шипящих и ц в корне слова»)

  1. Открытие новых знаний.

  1. Наблюдение над отличием слов, вызвавших затруднение, от остальной группы:

- Выпишем эти слова в тетрадь:   плащ . м,     с палиц . й

- Давайте посмотрим, чем отличаются эти слова от других:

1.  К какой части речи относятся эти слова? ( сущ.)

2.  В форме какого падежа стоят эти слова? ( Т.п.)

3.   Какие звуки обозначают пропущенные буквы? (гласные)

4.   После каких букв стоят пропущенные буквы? ( после ч, ц)

5.   В какой части слова затруднение? ( окончании)

  1. Формулировка цели урока

- Какую цель должны поставить перед собой? (узнать, какие гласные пишутся в окончаниях имён существительных в Т.п после шипящих и ц.)

  1. Формулировка темы урока

Слайд 8 (Тема урока: «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»)

  1. Предположения уч – ся по разрешению проблемы

- Есть ли у вас какие – нибудь предположения, как разрешить проблему?

  1. Наблюдение, учебник с. 57, «Подумаем вместе»

- Прочитайте слова парами, что замечаете?

- Какой вывод можно сделать?

  1. Сверим наш вывод с учебником.

Слайд 9( плащ . м         с  палиц . й)

  1. Можем ли мы теперь разрешить проблему? Как? ( поставить ударение в словах и, если окончание  ударное, то пишем о...)
  2. Слайд 10   Сформулируйте правило правописания гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

  1. Физминутка

- Скажите, только ли оружие помогало воинам побеждать врага? (сила,  

                                                                                                               ловкость)

- Что нам поможет стать сильным и ловким? (занятия спортом,

                                                                                    физкультурой)

- Выполним несколько упражнений.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

  1. Закрепление

  1. Слайд 11

(Кто с  мечом  к нам придёт, от меча и погибнет ! )

-  Прочитайте эти слова, кому они пренадлежат?  (А.Невскому)

-  Что знаете об  А. Невском?

Что помогло А.Невскому победить европейских рыцарей? (ум, знания)

-  А какие новые знания открыли для себя вы?

-  Найдите в этом предложении слово на изученную сегодня  орфограмму.  

   Выпишите его и обозначьте орфограмму.

  1. Упражнение 3, с.58 ( цепочкой)
  2. Дополнительно: найди слово с непроизносимой согласной   ( сердце)

-  Что обозначает это слово?

 - А знаете ли вы, почему оно получилотакое название? Прочитаем материал из истории языка, с.58.

  1. Составьте предложение со словом сердце ( Москва – сердце нашей Родины.)(Можно его записать и разобратьпо членам предложениия)

  1. Запишем под диктовку предложение:

Сердце с перцем, а нрав с горчицей.

- Найди слова с изученной орфограммой, обозначь её.

-  Как понимаете эту пословицу?

- А каким должно быть сердце настоящего защитника Отечества? (храбрым)

  1. Детская писательница Александра Ишимова очень точно сказала о русских людях.

Слайд 12

Храбрость – врождённое качество народа русского.

- Как понимаете это высказывание?

- Да, храбрость помогала русскому народу побеждать врага в самых страшных войнах. Одной из таких войн была Великая Отечественная война.

  1. Слайд 13  ( 1941 – 1945 Великая Отечественная война)

   Слайд 14 ( Наши дедушки – защитники Отечества

                                                                                               ( фото дедушек)

-Узнаёте, это ваши дедушки – славные защитники нашей Родины, герои, благодаря которым  и многим другим дедушкам мы можем спокойно жить, восхищаться всем прекрасным  и, конечно же,  хорошо учиться.

 Предлагаю выполнить упражнение 2:

 – спишите 1 и 2 предложение

 - найди слова на изучаемую орфограмму, обозначьте её

 -  разбор по членам предложения

Слайд 15(кипарисы)

  1. Самостоятельная работа

– Давно окончилась война, и время дальше мчится, и вот уже солдаты – ваши папы.

Слайд 16 ( Наши папы – защитники Отечества)

Рассказы о папах (если есть время)

–Папам очень хочется, чтобы вы хорошо учились и стали достойными гражданами своей страны.

- Не подведём?

- Выполним самостоятельную работу, выберите задание для себя сами.

Самостоятельная работа

  1. Соедини  основу слова с нужным окончанием.

карандаш                                                     крыш

ландыш                                                        туч

зайц                        ом                                  лапш                        ой

огурц                      ем                                  дач                            ей

конц                                                              овц

ключ                                                             мельниц

  1. Найди и исправь ошибки в словах.

Кожой,  задачей,  борщём,  гаражом ,  бойцём,  душем,

 

обручем, мечём, лучём, маршем, ключём, товарищом.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Подчеркни  слова с орфограммой « Гласные в кончаниях имён существительных после шипящих и ц»

Меч . м,   ш . потом,   плащ . м,   ш . рохом,  ш . рсткой,    циркач . м,  

еж . м,     ж . лудем,     чертеж . м,    крыж . вником,     свеч . й.

  1. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, урок подходит к концу

-Какое открытие вы сегодня сделали?

-Как же надо действовать, чтобы написать гасные в окончаниях имён существительных после шипящих и ц?

Слайд 17 -       Д/з – у. с 57, упр 1.

-Понравился урок? Какое задание было самым интересным? А самым трудным?

- У вас всё получилось

-Какое должно быть настроение?

-Урок хочется закончить фразой

Слайд 18 (Храбрость и уменье рождают победу)

-Желаю вам развивать эти качества и стать настоящими Защитниками Отечества.

Слайд 19 (Благодарю за урок)

Тема урока: «Правописание гласных

                            в окончаниях  имён существительных    

                           после шипящих и ц»

Цель урока: создать на уроке проблемную ситуацию,

                       которая поможет открыть причины

                       написания о и е в окончаниях имён

                       существительных после шипящих и ц

Задачи урока:

-  способствовать развитию умения:  писать слова с данной орфограммой; разбирать предложения по членам; определять склонение и падеж имён существительных; 

- способствовать развитию: навыка грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, речи, моторики руки, коммуникативных умений, самостоятельности, умения выполнять самопроверку и самооценку; интерес к истории своей Родины; интерес к русскому языку;

- воспитывать любовь к своей Родине, гордость за подвиги русских людей, защищавших  своё Отечество.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями, карточки для работы в парах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Правописание

Слайд 2

Жить – Родине служить!

Слайд 4

ч ж ш щ ц

Слайд 6

Игра «Поединок» пч . лка ш . фёр ш . рох о ж . лтый ч . рный ш . рты ё ш . колад плащ .м е с палиц . й

Слайд 7

плащ . м с палиц . й

Слайд 8

Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц

Слайд 9

плащ . м с палиц . й

Слайд 10

-о. -е.

Слайд 11

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!

Слайд 12

Храбрость – врождённое качество народа русского. А. Ишимова

Слайд 13

Великая Отечественная война 1941 - 1945

Слайд 14

Наши дедушки – Защитники Отечества

Слайд 16

Наши папы – Защитники Отечества

Слайд 17

Домашнее задание: Учебник, с.57, упр.1

Слайд 18

Храбрость и уменье рождают победу.

Слайд 19

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е»  в окончаниях имён существительных  после шипящих и «Ц» 3  класс...

урок русского языка по теме «Правописание гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц», 3 класс

1. Предметная область: русский язык, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».2. Тема: «Правописание гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»3. Цель: Освоени...

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова)

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова).Оборудование: Компьютерная презентация, раздаточны...

Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

Урок русского языка 3 класс.УМК школа 21 века. Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц....

Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях существительных после шипящих и Ц."...

Методическая разработка урок по русскому языку "Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"

Цель познакомить учащихся с темой по русскому языку«Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"...