Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им.О.Казанского
Разработка урока русского языка в 3 классе
по теме: «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»
по программе «Начальная школа XXI века»
Подготовила:
учитель начальных классов
Антонова Л.Ю.
ст. Егорлыкская, 2012
Слайд 1 (РУССКИЙ ЯЗЫК «Правописание»)
- Организация класса
1. Поприветствуйте гостей
2. Урок хочется начать с такой фразы.
Слайд 2 ( Жить – Родине служить!)
- Объясните смысл этого высказывания.
- А как мы можем служить Родине?
3. Звучит колокольный звон – набат.
- Что это за звуки? Что они обозначают?
- Очень часто приходилось слышать жителям нашей страны звуки, призывающие встать на зашиту своего Отечества.
- Уже в давние времена были воины, которые не боялись сражаться за свою Родину.
4. Слайд 3 (картина – «Три богатыря»)
- Узнаёте, как называли таких людей?
- Как зовут этих защитников русской земли?
- С кем приходилось сражаться богатырям? ( степняками, половцами, в былинах иногда образы врага представлен в виде мифических существ)
- Что помогало победить врага? Какое оружие?
- Пока богатыри зорко охраняют просторы своей Родины, предлагаю и нам поработать.
- Минутка чистописания
Слайд 4 (Ж Ш Ц Щ Ч)
- Перед вами буквы, какая лишняя? ( ц – не обозначает шипящий звук)
- Потренируемся в написании этих букв, рассмотрите образцы в тетради, продолжите ряд так, чтобы получилась закономерность.
- Эти буквы сегодня будут часто встречаться на уроке, не забывайте их правильно писать.
- Актуализация знаний
- –Вспомните орфограмму, которая объединяет эти буквы.
( гласные о, ё после шипящих и ц в корне слова)
– Знаете ли вы, что были времена, когда перед битвой богатыри, не жалея жизни, выходили на битву один на один с противником. По исходу поединка судили, чья сторона победит?
( так начиналась Куликовская битва. Навстречу ордынскому воину выехал русский богатырь Пересвет…)
Слайд 5(поединок на куликовом поле)
Игра « Поединок» ( работа в парах)
А) - Соедини слово с пропущенной буквой.
Слайд 6 (Игра «Поединок»)
(карточки )
пч . лка ш . фёр ш . рох о ж . лтый ч . рный ё ш . рты ш . колад е плащ . м с палиц . й |
Б) Проверка сам. работы (уч – ся читает слово – называет, какую букву
вставил)
- Проблемная ситуация
- Были ли затруднения при выполнении задания?
- Какие слова вызвали затруднения? (плащ . м, с палицей)
Слайд 7 ( плащ . м с палиц . й)
- Почему возникло затруднение? ( эти слова не подходят к орфограмме
«Гласные о, ё после шипящих и ц в корне слова»)
- Открытие новых знаний.
- Наблюдение над отличием слов, вызвавших затруднение, от остальной группы:
- Выпишем эти слова в тетрадь: плащ . м, с палиц . й
- Давайте посмотрим, чем отличаются эти слова от других:
1. К какой части речи относятся эти слова? ( сущ.)
2. В форме какого падежа стоят эти слова? ( Т.п.)
3. Какие звуки обозначают пропущенные буквы? (гласные)
4. После каких букв стоят пропущенные буквы? ( после ч, ц)
5. В какой части слова затруднение? ( окончании)
- Формулировка цели урока
- Какую цель должны поставить перед собой? (узнать, какие гласные пишутся в окончаниях имён существительных в Т.п после шипящих и ц.)
- Формулировка темы урока
Слайд 8 (Тема урока: «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»)
- Предположения уч – ся по разрешению проблемы
- Есть ли у вас какие – нибудь предположения, как разрешить проблему?
- Наблюдение, учебник с. 57, «Подумаем вместе»
- Прочитайте слова парами, что замечаете?
- Какой вывод можно сделать?
- Сверим наш вывод с учебником.
Слайд 9( плащ . м с палиц . й)
- Можем ли мы теперь разрешить проблему? Как? ( поставить ударение в словах и, если окончание ударное, то пишем о...)
- Слайд 10 Сформулируйте правило правописания гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц
- Физминутка
- Скажите, только ли оружие помогало воинам побеждать врага? (сила,
ловкость)
- Что нам поможет стать сильным и ловким? (занятия спортом,
физкультурой)
- Выполним несколько упражнений.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
- Закрепление
- Слайд 11
(Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет ! )
- Прочитайте эти слова, кому они пренадлежат? (А.Невскому)
- Что знаете об А. Невском?
– Что помогло А.Невскому победить европейских рыцарей? (ум, знания)
- А какие новые знания открыли для себя вы?
- Найдите в этом предложении слово на изученную сегодня орфограмму.
Выпишите его и обозначьте орфограмму.
- Упражнение 3, с.58 ( цепочкой)
- Дополнительно: найди слово с непроизносимой согласной ( сердце)
- Что обозначает это слово?
- А знаете ли вы, почему оно получилотакое название? Прочитаем материал из истории языка, с.58.
- Составьте предложение со словом сердце ( Москва – сердце нашей Родины.)(Можно его записать и разобратьпо членам предложениия)
- Запишем под диктовку предложение:
Сердце с перцем, а нрав с горчицей.
- Найди слова с изученной орфограммой, обозначь её.
- Как понимаете эту пословицу?
- А каким должно быть сердце настоящего защитника Отечества? (храбрым)
- Детская писательница Александра Ишимова очень точно сказала о русских людях.
Слайд 12
Храбрость – врождённое качество народа русского.
- Как понимаете это высказывание?
- Да, храбрость помогала русскому народу побеждать врага в самых страшных войнах. Одной из таких войн была Великая Отечественная война.
- Слайд 13 ( 1941 – 1945 Великая Отечественная война)
Слайд 14 ( Наши дедушки – защитники Отечества
( фото дедушек)
-Узнаёте, это ваши дедушки – славные защитники нашей Родины, герои, благодаря которым и многим другим дедушкам мы можем спокойно жить, восхищаться всем прекрасным и, конечно же, хорошо учиться.
Предлагаю выполнить упражнение 2:
– спишите 1 и 2 предложение
- найди слова на изучаемую орфограмму, обозначьте её
- разбор по членам предложения
Слайд 15(кипарисы)
- Самостоятельная работа
– Давно окончилась война, и время дальше мчится, и вот уже солдаты – ваши папы.
Слайд 16 ( Наши папы – защитники Отечества)
Рассказы о папах (если есть время)
–Папам очень хочется, чтобы вы хорошо учились и стали достойными гражданами своей страны.
- Не подведём?
- Выполним самостоятельную работу, выберите задание для себя сами.
Самостоятельная работа
- Соедини основу слова с нужным окончанием.
карандаш крыш
ландыш туч
зайц ом лапш ой
огурц ем дач ей
конц овц
ключ мельниц
- Найди и исправь ошибки в словах.
Кожой, задачей, борщём, гаражом , бойцём, душем,
обручем, мечём, лучём, маршем, ключём, товарищом.
- Вставь пропущенные буквы.
Подчеркни слова с орфограммой « Гласные в кончаниях имён существительных после шипящих и ц»
Меч . м, ш . потом, плащ . м, ш . рохом, ш . рсткой, циркач . м,
еж . м, ж . лудем, чертеж . м, крыж . вником, свеч . й.
- Итог урока. Рефлексия
- Ребята, урок подходит к концу
-Какое открытие вы сегодня сделали?
-Как же надо действовать, чтобы написать гасные в окончаниях имён существительных после шипящих и ц?
Слайд 17 - Д/з – у. с 57, упр 1.
-Понравился урок? Какое задание было самым интересным? А самым трудным?
- У вас всё получилось
-Какое должно быть настроение?
-Урок хочется закончить фразой
Слайд 18 (Храбрость и уменье рождают победу)
-Желаю вам развивать эти качества и стать настоящими Защитниками Отечества.
Слайд 19 (Благодарю за урок)
Тема урока: «Правописание гласных
в окончаниях имён существительных
после шипящих и ц»
Цель урока: создать на уроке проблемную ситуацию,
которая поможет открыть причины
написания о и е в окончаниях имён
существительных после шипящих и ц
Задачи урока:
- способствовать развитию умения: писать слова с данной орфограммой; разбирать предложения по членам; определять склонение и падеж имён существительных;
- способствовать развитию: навыка грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, речи, моторики руки, коммуникативных умений, самостоятельности, умения выполнять самопроверку и самооценку; интерес к истории своей Родины; интерес к русскому языку;
- воспитывать любовь к своей Родине, гордость за подвиги русских людей, защищавших своё Отечество.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями, карточки для работы в парах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жить – Родине служить!
ч ж ш щ ц
Игра «Поединок» пч . лка ш . фёр ш . рох о ж . лтый ч . рный ш . рты ё ш . колад плащ .м е с палиц . й
плащ . м с палиц . й
Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц
плащ . м с палиц . й
-о. -е.
Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!
Храбрость – врождённое качество народа русского. А. Ишимова
Великая Отечественная война 1941 - 1945
Наши дедушки – Защитники Отечества
Наши папы – Защитники Отечества
Домашнее задание: Учебник, с.57, упр.1
Храбрость и уменье рождают победу.
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс
Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс...
урок русского языка по теме «Правописание гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц», 3 класс
1. Предметная область: русский язык, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».2. Тема: «Правописание гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»3. Цель: Освоени...
Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова)
Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова).Оборудование: Компьютерная презентация, раздаточны...
Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.
Урок русского языка 3 класс.УМК школа 21 века. Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц....
Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях существительных после шипящих и Ц."...
Методическая разработка урок по русскому языку "Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"
Цель познакомить учащихся с темой по русскому языку«Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"...