Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мяновская Ирина Викторовна

Урок русского языка по системе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку по теме:

 « Правописание О - Е после шипящих  и Ц

в окончаниях имён существительных».

Учитель начальных классов:    

 Мяновская И.В.

 

 

Тема: Правописание О - Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имён

существительных.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.

 Развивающие:

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)

Воспитательные

Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

 Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

 

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Эпиграф.

     

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил»

         А.П. Сумароков

1. Чистописание.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

На доске слова:

ш..пот

неуч…м

нож…м

свинц…м

бельч…нок

-Прочитайте слова.

- Что у них общего?

- Распределите на группы.

- Сформулируйте тему урока, цель.

- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е  после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

       

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД! 

 

3.Работа по теме урока.

Поиск решений.

   

Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую  работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих  и Ц в окончаниях  пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь знак ударения.
  3. Выдели окончание.
  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

Запишите вывод на карточке  - правило.

 за ландыш…м

пейзаж…м

над рощ…й

свеч…й

с птиц…й

мудрец…м

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после  букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

 

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?

И вот наш научный консультант советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.57). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)

А  теперь  предлагаю составить  схему к этому правилу.  

Давайте мы её запишем в тетрадь, как маячок, который будет сигналить нам.  

4.Первичное закрепление.        

Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске

        О                             Е

 Мячом,  товарищем,  птенцом,  чижом,     глупцом,  шалашом,  душем, ландышем,  душой, врачом,   страницей, свечой.

По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

 

5.Вторичное закрепление.

 по выбору

1 группа – работа по учебнику с. 57(1)

2 группа – выборочный диктант

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

     3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.

с (орлица) –

перед (Сережа) -

с (борщ) –

за (рубеж) –

под (кожа) –

за (плащ) –

за (больница) –

с (меч) –

перед (малыш)-

Ребята открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо выполнить  небольшой тест.

6.Экспресс-тест

 

о

е

1

пляж..м

2

рощ…й

3

плеч..м

4

синиц…й

5

невеж…й

 

 7. Итог урока.

Так какое открытие мы сегодня сделали?

Вам всем присуждается звание грамматиков.            

 Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь - на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.

 

8. Домашнее задание.

с.57 (2), правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных

Презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века"...

Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

- создать на уроке проблемную ситуацию, помогающую сделать вывод о написании о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц;- развивать орфографическую зоркость;- умение строить предложени...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.

На уроках  русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе,   важную роль играет  системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных".

Правописание О - Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имён существительных. Урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"....