Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка по системе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку по теме:
« Правописание О - Е после шипящих и Ц
в окончаниях имён существительных».
Учитель начальных классов:
Мяновская И.В.
Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён
существительных.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)
Воспитательные
Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент (приветствие).
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
- Активизация мыслительной деятельности.
Эпиграф.
«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает свойств и правил»
А.П. Сумароков
1. Чистописание.
На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.
У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.
Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.
Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.
2.Введение в тему урока.
На доске слова:
ш..пот
неуч…м
нож…м
свинц…м
бельч…нок
-Прочитайте слова.
- Что у них общего?
- Распределите на группы.
- Сформулируйте тему урока, цель.
- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.
Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).
Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.
Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!
3.Работа по теме урока.
Поиск решений.
Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР
- Прочитай слово.
- Поставь знак ударения.
- Выдели окончание.
- Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
Запишите вывод на карточке - правило.
за ландыш…м
пейзаж…м
над рощ…й
свеч…й
с птиц…й
мудрец…м
Карточка-правило
В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.
Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?
И вот наш научный консультант советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.57). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)
А теперь предлагаю составить схему к этому правилу.
Давайте мы её запишем в тетрадь, как маячок, который будет сигналить нам.
4.Первичное закрепление.
Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске
О Е
Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой.
По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
5.Вторичное закрепление.
по выбору
1 группа – работа по учебнику с. 57(1)
2 группа – выборочный диктант
Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.
с (орлица) –
перед (Сережа) -
с (борщ) –
за (рубеж) –
под (кожа) –
за (плащ) –
за (больница) –
с (меч) –
перед (малыш)-
Ребята открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо выполнить небольшой тест.
6.Экспресс-тест
о | е | ||
1 | пляж..м | ||
2 | рощ…й | ||
3 | плеч..м | ||
4 | синиц…й | ||
5 | невеж…й |
7. Итог урока.
Так какое открытие мы сегодня сделали?
Вам всем присуждается звание грамматиков.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперёд иди сквозь годы,
Оставь - на этой лучшей из планет
Свой яркий след, живые всходы.
8. Домашнее задание.
с.57 (2), правило
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных
Презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века"...
Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
- создать на уроке проблемную ситуацию, помогающую сделать вывод о написании о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц;- развивать орфографическую зоркость;- умение строить предложени...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.
На уроках русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе, важную роль играет системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания ...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных".
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Урок открытия новых знаний....
Презентация к уроку русского языка 4 класс. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"
Презентация...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"....