Тематическое планирование ПНШ 4 класс русский язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Третьякова Татьяна Владимировна

Тематическое планирование по программе "Перспективная начальная школа" 4 класс русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_1.docx113.1 КБ

Предварительный просмотр:

и Муниципальное казённое образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Утверждена  

Приказ № ___ от __.__.20___г

Директор школы

___________ Саблин В. Н.

Согласована  

 « __ » августа 20___ г.

Зам. директора по УР      ___________________

Рассмотрена

на заседании МО

протокол № ___

« __ » __________ 20___ г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

4  класс.

Программа составлена на основе «Программы по учебным предметам», концепция учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа». (Авторы программы «Русский язык» Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, Н. Г.  Агаркова, К.Л. Каленчук, Т. А. Байкова, Н. М. Лаврова) Москва. Академкнига/Учебник 2012г.

Составитель:                                            

учитель начальных классов

 Третьякова Т. В.

                                                               квалификационная категория: первая

Берёзовка 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативное обеспечение  преподавания  предмета   « Русский язык».

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009 г)
  • Закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г.  Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  •  «Программы по учебным предметам» Москва. Академкнига/Учебник 2012;
  • «Программы по учебным предметам» Москва. Академкнига/Учебник 2012 г, концепция учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа». Авторы программы «Русский язык» Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, Н. Г.  Агаркова, К.Л. Каленчук, Т. А. Байкова, Н. М. Лаврова.
  • Учебный план ступени начального общего образования  МКОУ  «Берёзовская средняя общеобразовательная школа».
  • Локальный акт школы«Положение о рабочей программе педагога начальных классов, работающего по ФГОС НОО»

Данная программа предназначена для 4 класса общеобразовательной школы

Цели и задачи курса:

- формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

 - овладение умениями писать правильно и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку.

Программа учебного предмета «Русский язык. 4 класс» рассчитана на 1 учебный год

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Общая характеристика учебного предмета.

Методический комментарий: на уроках используется личностно – ориентированное обучение, работа в парах, в группах, ИКТ, здоровьесберегающие  технологии. В течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

Разработана программа в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.

Одним из свойств системы работы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний, например интрига. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений курс русского языка представлен в предметной области «Филология», изучается с 1 по 4 класс. Во 2-м, 3-м, 4-м классах – по 170 часов в год

Рабочая программа предмета рассчитана на 170 часов в год,  в неделю – 5 часов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса:

Раздел "Фонетика и орфография"

Выпускник  научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского языка (ударные, безударные; согласные твердые 0- мягкие, парные – непарные твердые и мягкие, согласные звонкие – глухие, парные – непарные звонкие и глухие);

- зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить фонетико – графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико – графического разбора.

- Раздел "Орфоэпия"

Выпускник получит возможность научиться:

- правильно произносить орфоэпические трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

- правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм  в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

-раздел "Морфемика и словообразование"

Выпускник  научится:

-проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

раздел "Лексика"

выпускник научится:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Выпускник получит возможность научиться:

- подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел "Морфология"

Выпускник научится:

-определять части речи: существительное прилагательное . глагол, местоимение, предлог, союз;

- определят три типа склонения существительных;

- определять названия падежей и способы их определения;

- определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как  личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

раздел "Синтаксис"

выпускник научится:

- определять члены предложения: главные ( подлежащее, сказуемое), второстепенные (дополнении, обстоятельство, определение);

- определять однородные члены предложения;

- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

Выпускник получит возможность научиться:

- различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения(по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

- различать простые и сложные предложения.

-

Содержательная линия "Орфография и пунктуация"

Выпускник научится:

- применять общее правило написания; ое после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

- применять правила правописания; безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

- использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).

- определять 9уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

- определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а. и, но.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия "Развитие речи"

Выпускник научится:

-различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

- обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

- составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и  рассуждения;

- доказательно различать художественный и научно – популярный тексты;

- владеть номами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

- составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

- писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

 - создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходными (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

Ожидаемые результаты формирования УУД.

В области познавательных общих учебных действийвыпускник научится,

- свободно работать с учебным текстом: умет выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

- свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

-в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

- свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в идее таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

.

В области коммуникативных учебных действий:

- в рамках коммуникации как сотрудничества:

- освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе и разные социальные роли (ведущего и исполнителя)

- в рамках коммуникации как взаимодействия:

- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

- использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

В области регулятивных учебных действий:

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Контроль предметных результатов:

Контроль предметных результатов предполагает проведение:

Контрольный диктант – 2 ч;

Проверочная работа – 3 ч.

Нормы оценивания достижений учащихся:

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДИКТАНТ

Объем диктанта:

1-й класс- 15 - 25 слов.

2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 45 слова.

3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.

Оценки.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Контрольный диктант

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-25 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-6- слов

4 класс

60-70 слов

70-80 слов

Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Ошибки:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.

4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл  произведения.

5. Употребление слов в несвойственном  значении (в изложении).

Недочеты.

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает  достаточное количество  изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа  всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного  диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8  слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-30 слов

2 класс

30-35 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

-

5-6 слов

2-й класс

8-10 слов

10-12 слов

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

4-й класс

12-15 слов

15-18 слов

Словарные диктанты

        Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в  месяц целью осуществления текущего контроля.

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

Нормы оценки работ творческого характера.

         К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

    Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения.

        Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

        В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  

        Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

За содержание:

-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-         оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-         оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-         оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

-         оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

 Русский язык: 4кл.: учебник: в 3 ч. / Н. А. Чуракова; под редакцией М.Л.Каленчук– М.: Академкнига/Учебник, 2014.

– Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы № 1,: 4 класс / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева; под ред. М. Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2014

- Русский язык: 4кл.: методическое пособие / М.Г. Абрамова, Т. А. Байкова, О.В. Малаховская под редакциейН. А. ЧураковойМ.: Академкнига/Учебник 2012

- Тематическое планирование по русскому языку 4 класс для УМК «Перспективная начальная школа»М. Л. КаленчукО. В. МалаховскаяН. А. Чуракова

Тематический план.

№ п\п

Наименование разделов

Количество часов

Из них

Примечание

Изучение нового и закрепление

Контрольные. Лабораторные…

1

Фонетика и орфография

25

23

2

2

Морфемика и словообразование

15

13

2

3

Морфология

70

70

-

4

Синтаксис и пунктуация

25

24

1

5

Развитие речи с элементами культуры речи

35

35

-

Итого:

170

165

5


Поурочно - тематический план.

№  урока п/п

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во

часов

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид

контроля

Примечание

1

1

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

1

Знать: понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка; что при образовании новых слов от глагола ОСНОВА глагола может усекаться, а может использоваться целиком.

Уметь: подбирать к глаголам родственные существительные; выделять окончание; разбирать слова по составу; писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями

Фронтальный опрос

2

2

Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова

1

Знать, что гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково.

Уметь: работать с орфоэпическим словарем; образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-; делить слова на группы в зависимости от написания; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; выполнять проверку написания слов по образцу

Работа в парах

3

3

Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова

1

Уметь: образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффиксов -ист-, -ов-; работать со словообразовательным словарем; определять родственные слова; писать слова
с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова; писать слова с приставками; ставить знаки препинания при обращении

Фронтальный опрос

4

4

Р/р.  Текст-рассуждение

1

Знать, чем отличается текст-повествование от текста-описания; понятие «цитата».

Уметь: работать с фразеологическим словарем; цитировать текст

Работа в парах

5

5

Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова

1

Знать: правило о написании ударных и безударных гласных, проверяемых ударением, в разных частях слова.

Уметь: сравнивать слова в каждой группе; образовывать от глаголов однокоренные слова с данными приставками и существительные; определять, как образовано слово; образовывать слова с суффиксом -чик-; писать слова с видимым на письме чередованием согласных; разбирать по составу сложные слова

Фронтальный опрос

6

6

Значения суффиксов

1

Знать: суффиксы-синонимы (которые по-разному звучат, но имеют одинаковое значение); суффиксы-омонимы (суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение)

Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать слова в столбиках; определять, какую работу выполняют суффиксы -щик- и -чик- в словах; находить родственные слова; определять значения выделенных слов

Практическая работа

7

7

Значения суффиксов

1

Уметь: выделять в словах суффиксы уменьшительно-ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов; определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы; выполнять работу над ошибками; писать слова с непроизносимыми со-гласными; определять виды чередования звуков в слове; подбирать проверочное слово

Самостоятельная работа, работа в парах

8

8

Р/р.  Текст-рассуждение

1

Знать, что в рассуждении хорошо виден ход мыслей человека.

Уметь: перечитывать отрывки из произведения; доказывать, что это текст-рассуждение

Работа в парах

9

9

Правописание слов с удвоенной буквой согласного

1

Знать, что в русском языке в словах «аплодировать», «аплодисменты» удвоенные согласные не сохранились.

Уметь: писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; называть приставки, последняя буква в которых зависит от первой буквы корня; образовывать новые слова с приставкой ад-; выделять в словах корни; стрелками показывать, какое слово  в каждой паре дало жизнь другому

Фронтальный опрос

10

10

Склонение слов ОБЕ, ОБА

1

Знать, что с существительными мужского и среднего рода употребляется слово «оба», а с существительными женского рода – слово «обе».

Уметь: определять склонения имен существительных; подбирать родственные

слова-существительные разного склонения (ель, елка; конь, лошадь); выделять окончание в словах; изменять по падежам слова «оба» и «обе»; употреблять местоимения «обоих», «обеих»

Фронтальный опрос

11

11

Комплексная работа («Итоговая комплексная работа на основе единого текста»

1

Знать: изученные орфограммы.

Уметь: писать текст под диктовку с изученными орфограммами

Контрольная работа

12

12

Однородные главные члены предложения

1

Знать: понятие «однородные члены предложения».

Уметь: сравнивать схемы предложений; составлять схемы предложений; подчеркивать основу предложения

Практическая работа

13

13

Однородные второстепенные члены предложения

1

Знать, что однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

Уметь: находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку  знаков препинания при однородных членах предложения; писать слова с безударными гласными в корне

Фронтальный опрос

14

14

Р/речи. Работа с картиной.

1

Знать, что размышления и объяснения – это виды рассуждения.

Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст-описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях»

Работа в парах

15

15

Знаки препинания при  однородных членах предложения.

1

Знать: правила постановки запятой при однородных членах предложения.

Уметь: составлять схемы предложений; вставлять пропущенные запятые, соединяющие однородные члены; читать предложение с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления

Практическая работа

16

16

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но

1

Знать правило постановки запятой перед союзами и, а, но.

Уметь: определять однородные члены; работать со словообразовательным словарем; находить предложения с однородными сказуемыми и однородными дополнениями; соотносить предложение с его схемой

Фронтальный опрос

17

17

Знаки препинания при однородных членах предложения  связанных союзами

1

Уметь: показывать, как образованы слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне, с парными согласными, с безударными гласными; объяснять постановку запятых при однородных членах предложения

Фронтальный опрос

18

18

Знаки препинания при однородных членах предложения  связанных союзами

1

Уметь: показывать, как образованы слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне, с парными согласными, с безударными гласными; объяснять постановку запятых при однородных членах предложения

Фронтальный опрос

19

19

Знаки препинания при  однородных членах предложения.

1

Знать: правила постановки запятой при однородных членах предложения.

Уметь: составлять схемы предложений; вставлять пропущенные запятые, соединяющие однородные члены; читать предложение с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления

Практическая работа

20

20

Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания

1

Знать, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам; глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

Уметь: определять вид орфограммы; называть основу в предложении; определять, какой частью речи выражены однородные дополнения

Практическая работа

21

21

Р/речи. Работа с картиной.

1

Знать, что размышления и объяснения – это виды рассуждения.

Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст-описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях»

Работа в парах

22

22

Личные окончания глаголов

  разных спряжений

1

Знать, чем отличается написание окончаний в форме 3-го лица множественного числа у глаголов I и II спряжений; понятие «личные окончания».

Уметь: сравнивать личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; делать вывод о написании личных окончаний глаголов

Работа в группах

23

23

Определение спряжения глагола по ударным личным окончаниям

1

Знать, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково

Фронтальный опрос

24

24

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

Знать, как определить спряжение глагола.

Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией;  правильно писать безударные личные окончания глаголов

Фронтальный опрос

25

25

Р/речи. Учимся рассуждать

1

Знать, что рассуждение – это объяснение какого-либо явления.

Уметь: объяснять, что изображено на фотографии; рассуждать с опорой на наблюдение

Работа в парах

26

26

Правописание  безударных личных окончаний глаголов

1

Знать, как определить спряжение глагола.

Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов; разбирать по составу глаголы; объяснять написание орфограмм; пользоваться словообразовательным словарем

Фронтальный опрос

27

27

Правило употребления предлогов ои об

1

Знать, что если слово начинается с согласного звука, то оно употребляется с предлогом о, а если с гласного – с предлогом об.

Уметь: формулировать правило; записывать текст, выбирая нужный предлог; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами

Работа в парах

28

28

Определение спряжения глагола по  начальной форме

1

Знать, что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей».

Уметь: работать с обратным словарем; письменно спрягать глаголы в единственном и во множественном числе

Практическая работа

29

29

Определение спряжения глагола по  начальной форме. Глаголы – исключения 2-го спряжения.

1

Знать написание глаголов с возвратным суффиксом -ся.

Уметь: работать с обратным словарем; записывать слова парами и указывать, какое слово в каждой паре дало жизнь другому; находить чередование гласного звука с нулевым в корне слова; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; работать со словообразовательным словарем

Самостоятельная
работа

30

30

Р/ р.  Учимся делать научное сообщение

1

Знать: понятие «тезис»; что в тезисах кратко излагаются основные мысли каждой части доклада.

Уметь: делать научное сообщение по плану о животных Арктики; делать сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать доклады товарищей

Фронтальный опрос

31

31

Определение спряжения глагола по его начальной форме.

1

Уметь: пользоваться обратным словарем; спрягать глаголы; образовывать формы глагола 3-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа; записывать текст, вставляя нужные буквы; чередовать согласные звуки в корне

Фронтальный опрос

32

32

Определение спряжения глагола по его начальной форме

1

Знать: понятие «глаголы-исключения»; что глаголы «гнать», «держать», «дышать», «слышать» относятся ко II спряжению.

Уметь: пользоваться обратным словарем; спрягать глаголы; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; объяснять орфограммы; выделять окончания глаголов

Работа в парах

33

33

Р/Р.  Текст-рассуждение

1

Уметь: работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста
(рассуждение и повествование)

Фронтальный опрос

34

34

Характеристика предложения и разбор слова как части речи

1

Знать алгоритм  морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола.

Уметь: выполнять схему предложения; давать характеристику предложению; выполнять разбор слова как части речи; выделять основы предложения

Работа с текстом в парах

35

35

Разбор слова как части речи

2

Знать основные части речи.

Уметь выполнять разбор слова как части речи.

Работа в парах

36

36

Взаимоконтроль

37

37

Письменное изложение

1

Знать изученные орфограммы

Уметь применять их при письме.

Изложение

38

38

Учимся делать научное сообщение.

1

Знать, как делать научное сообщение

Уметь:составлять сообщение на небольшие темы, применяя лексику.

Практическая работа

39

39

Спряжение глаголов «брить»,
«стелить»

1

Знать, спряжения глаголов брить и стелить

Уметь:правильно спрягать глаголы; правильно писать окончания глаголов; находить в тексте глаголы-исключения

Самостоятельная
работа

40

40

Глаголы с суффиксом –я- в начальной форме.

1

Знать, что глаголы с суффиксом -я-, -а-, -е-, -о-, -у-  в начальной форме относятся к I спряжению.

Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; подбирать родственные глаголы с приставкой; находить в тексте глаголы-исключения

Фронтальный опрос

41

41

Правописание  безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

1

Знать, что у глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы.

Уметь: выполнять работу над ошибками; определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени

Работа в парах

42

42

Правописание  безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

1

Знать, что у глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы.

Уметь: выполнять работу над ошибками; определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени

Фронтальный опрос

43

43

Р/р. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением

1

Уметь: работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста (рассуждение и повествование)

Фронтальный опрос

44

44

Суффиксы повелительной формы глагола.

2

Знать: понятия «усечение основы глагола», «неусеченная форма глагола», «повелительная форма глагола».

Уметь: выделять глагольные суффиксы; сравнивать повелительные формы единственного и множественного числа; показывать письменно, как образована повелительная форма единственного числа глагола

Фронтальный опрос

45

45

Работа в парах

46

46

 Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа

1

Уметь: находить глаголы в повелительной форме; выделять суффиксы повелительной формы и глагольные суффиксы; объяснять образование повелительной формы глагола

Работа в парах

47

47

Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа

1

Уметь: записывать повелительные формы единственного и множественного числа данных глаголов; показывать письменно, как образуется повелительная форма единственного числа; сравнивать по составу глагольные формы

Практическая работа

48

48

Р/речи. Работа с картиной.

1

Знать, что размышления и объяснения – это виды рассуждения.

Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст-описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях»

Работа в парах

49

49

Написание  глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и прошедшем времени

1

Знать, что в форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы.

Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и  прошедшем времени; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола

Фронтальный опрос

50

50

Написание  глаголов на -ять в  прошедшем времени

2

Уметь: выписывать родственные глаголы парами и разбирать их по составу; пользоваться обратным словарем; правильно писать глаголы на -ятьв настоящем (или будущем) и прошедшем времени

Работа в парах

51

51

Взаимоконтроль

52

52

Р/р Монолог  и диалог

1

Знать: монолог – это разговор, который человек ведет сам с собой, а диалог – разговор между двумя людьми; как оформляется диалог на письме.

Уметь: читать и анализировать диалог; читать диалог по ролям; пользоваться библиотекой

Работа в парах

53

53

Спряжение глаголов,имеющих в начальной форме суффикс -чь

1

Знать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь.

Уметь: пользоваться обратным словарем; находить чередования согласных в корне; сравнивать спряжение глаголов «лечь» и «жечь»

Практическая работа

54

54

Спряжение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь

1

Уметь спрягать глаголы, имеющие в начальной форме суффикс-чь

Фронтальный опрос

55

55

Правописание слов с удвоенной буквой согласного.

2

Знать: понятия «аббревиатура»,  «аллитерация»; слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из латинского языка.

Уметь: работать с этимологическим словарем; писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; находить аббревиатуры

Работа в парах

56

56

Взаимоконтроль

57

57

Р/ р. Письменное изложение

1

Уметь: определять жанр произведения; анализировать средства художественной выразительности; цитировать строчки из текста; делить текст на части; составлять план текста; объяснять знаки препинания; письменно пересказывать сказку, пользуясь планом

Взаимоконтроль

58

58

Усекаемая и неусекаемая основа глаголов

1

Уметь: образовывать глаголы настоящего времени 3-го лица множественного числа; выделять окончания глаголов; указывать спряжение глаголов; объяснять орфограммы; определять тип основы

Фронтальный опрос

59

59

Определение спряжения глагола по виду основы

1

Знать, что спряжение глагола определяется по основе глагола.

Уметь: выделять основу глагола; указывать спряжение глагола; находить глаголы-исключения; разбирать глаголы по составу

Фронтальный опрос

60

60

Спряжение  глаголов «бежать» и «хотеть»

1

Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению.

Уметь: работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы

Работа в парах

61

61

Учимся делать научное сообщение.

1

Знать, как делать научное сообщение

Уметь: составлять сообщение на небольшие темы, применяя лексику.

Практическая работа

62

62

Написание о и ё после шипящих всуффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных

1

Знать написание о и ё после шипящих
(в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных).

Уметь: объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах

Фронтальный опрос

63

63

Написание о и ё после шипящих в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных

1

Знать, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – е, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о – под ударением, е – без ударения.

Уметь: пользоваться обратным словарем; писать буквы о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)

Взаимопроверка

64

64

Написание о и ё после шипящих в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных

1

Знать: написание букв о, ё после шипящих в корне существительных.

Уметь: объяснять написание слова с изученной орфограммой; выделять чередование гласных в корне слова

Фронтальный опрос

65

65

Написание о и ё после шипящих  в корнях существительных.

1

Уметь: определять значение суффикса; писать буквы о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных); объяснять расстановку знаков препинания в предложении с однородными членами

Работа в парах

66

66

Написание о и ё после шипящих  в корнях существительных.

1

Знать понятие «краткие прилагательные»; что в полных формах прилагательного ударение всегда подвижное, а в кратких прилагательных ударение часто бывает подвижным, меняет свое место при изменении слова по числам и родам.

Уметь: пользоваться обратным словарем; показывать письменно, как образована краткая форма прилагательных; выписывать краткие прилагательные; ставить ударения; пользоваться орфоэпическим словарем

Фронтальный опрос

67

67

Р/ речи. Учимся отстаивать свое мнение в споре

1

Знать: советы, как вести себя в споре, если ты не смог отстоять свою точку зрения в споре.

Уметь: высказывать свою точку зрения; отстаивать свое мнение

Самоконтроль по орфографическому словарю

68

68

Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий

1

Знать, что краткие формы прилагательных мужского рода единственного числа с основой на шипящий пишутся без ь.

Уметь писать буквы о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)

Фронтальный опрос

69

69

Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание

1

Знать: часть речи «наречие»; что в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е.

Уметь: пользоваться обратным словарем; образовывать с помощью суффик-са–о- наречия от прилагательных с основой на шипящий; выделять суффикс в наречиях; ставить ударение

Фронтальный опрос

70

70

Итоговый диктант

1

Знать: изученные орфограммы.

Уметь: писать текст под диктовку с изученными орфограммами

Контрольный диктант

71

71

Правописание глаголов

1

Уметь: определять время, лицо, число, род (в прошедшем времени) глагола; выполнять звукобуквенный разбор слова; пользоваться словообразовательным словарем; разбирать слово по составу; объяснять значение приставок

Фронтальный опрос

72

72

Правописание глаголов

1

Уметь: образовывать начальную форму глагола; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; находить глаголы, образованные от основ прилагательных; находить однокоренные глаголы; писать глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа; подчеркивать личные местоимения; определять прямое и переносное значения слова; выделять чередование со-гласных в корне

Работа в парах

73

73

Обращение. Правописание окончаний разных частей речи.

1

Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов

Практическая работа

74

74

Повторение пройденного.

1

Уметь: ставить ударение; различать разные формы одного и того же слова; работать с орфоэпическим словарем; сравнивать слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному

Работа в парах

75

75

Сочинение  – рассуждение по картине

1

Уметь: рассматривать репродукцию картины; обсуждать вопросы; составлять план сочинения; писать сочинение по картине, используя план; приводить цитаты

Работа в группах

76

76

Предложения с однородными членами

2

Уметь: работать с орфоэпическим словарем; объяснять значение приставок; подбирать однокоренные глаголы; определять спряжение глагола; находить глаголы-синонимы

Практическая работа

77

77

Взаимоконтроль

78

78

Р/р. Сочинение о родных местах

1

Уметь: пользоваться библиотекой; делать научное сообщение; определять вид текста (описание, рассуждение, размышление); обсуждать доклады друг друга, опираясь на известные правила вежливости

Фронтальный опрос

79

79

Правописание глаголов

2

Знать понятие «контекстные антонимы».

Уметь: пользоваться  толковым словарем; находить антонимы в пословицах и поговорках

Работа в парах

80

80

Практическая работа

81

81

Правописание глаголов

1

Уметь выделять контекстные антонимы

Взаимоконтроль

82

82

Предложения с однородными членами

1

Знать: понятия «однородные» и  «неоднородные определения».

Уметь: пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения

Практическая работа

83

83

Предложения с однородными членами

1

Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; придумывать предложения с однородными членами для учебника по окружающему миру

Самостоятельная работа

84

84

Р/ речи. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре

1

Знать: советы, как вести себя в споре, если ты не смог отстоять свою точку зрения в споре.

Уметь: высказывать свою точку зрения; отстаивать свое мнение

Самоконтроль по орфографическому словарю

85

85

Предложения с однородными членами

1

Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; называть основу предложения; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; пользоваться толковым словарем

Фронтальный опрос

86

86

Существительное. Олимпиадное задание

1

Знать: признаки имен существительных.

Уметь: объяснять, почему в одинаковых формах окончания пишутся по-разному; ставить существительные в начальную форму; указывать число и род существительных; находить несклоняемое существительное; работать по обратному словарю

Работа в парах

87

87

Существительное

1

Уметь: пользоваться обратным словарем; делить существительные на одушевленные и неодушевленные; объяснять орфограммы; подбирать синонимы; определять склонение существительных; выделять основу предложения

Самостоятельная работа по образцу

88

88

Прилагательное

1

Знать: признаки имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного.

Уметь: выписывать словосочетания
с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных

Практическая работа

89

89

Р/р. Работа с картиной

1

Уметь: рассматривать репродукцию картины; обсуждать вопросы; составлять план сочинения; писать сочинение по картине, используя план; приводить цитаты

Работа в группах

90

90

Краткая форма прилагательных

1

Знать понятие «краткая форма «прилагательного».

Уметь: работать с обратным словарем; находить слова с подвижным ударением; объяснять орфограммы

Фронтальный опрос

91

91

Повторение по теме «Синонимы»

1

Знать: понятие «синонимы»; что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования.

Уметь: находить устаревшие слова; сравнивать значения слов, образующих пары синонимов

Работа в парах

92

92

Глагол

1

Знать, что повелительная форма глаголов образуется  с помощью суффиксов -и-, -й-.

Уметь: определять форму глагола в предложении;  образовывать повелительную форму глагола; разбирать глаголы по составу

Взаимоконтроль

93

93

Глагол

1

Знать, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени.

Уметь: находить в тексте глаголы; указывать время глаголов; выделять окончания глаголов прошедшего времени; объяснять орфограммы

Практическая работа

94

94

Р/ р. Учимся писать сочинение

1

Уметь: описывать в сочинении уголок природы так, чтобы все, кто прочитает сочинение, смогли представить его; составлять план сочинения

Самостоятельная работа по таблице

95

95

Глагол

1

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени.

Иметь представление о глаголах совершенного вида и несовершенного вида.

Уметь: определять вид глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; образовывать форму глагола 2-го лица единственного числа

Фронтальный опрос

96

96

Устойчивые выражения

1

Иметь представление о фразеологизмах.

Уметь: работать с фразеологическим словарем; заменять словосочетания устойчивыми выражениями; находить антонимы; объяснять значения устойчивых выражений

Работа в парах

97

97

Устойчивые выражения

1

Уметь заканчивать устойчивые выражения, используя слова-антонимы; находить в тексте устойчивые выражения

Фронтальный опрос

98

98

Простая и сложная формы будущего времени глагола

1

Знать, что форма глагола – это время, число, лицо или род.

Уметь: определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола

Работа в парах

99

99

Р/ р.Как устроена книга

1

Знать понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация».

Уметь: находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарем происхождения слов

Практическая работа

100

100

Простая и сложная формы будущего времени глагола

1

Знать, как спрягаются глаголы в простой и сложной формах будущего времени.

Уметь: сравнивать пары глаголов; подчеркивать основу предложения; работать со словообразовательным словарем; выделять у глаголов окончания; работать с обратным словарем

Самопроверка по образцу

101

101

Простая и сложная формы будущего времени глагола

1

Знать, что глаголы «победить», «убедить», «ощутить» не образуют форму 1-го лица единственного числа будущего времени; глаголы «дудеть», «чудить», «дерзить» не образуют форму 1-го лица единственного числа настоящего времени.

Уметь: записывать предложения, поставив глаголы в нужную форму будущего времени; подчеркивать основы предложения; различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола

Фронтальный опрос

102

102

Простая и сложная формы будущего времени глагола

1

Уметь: работать с орфоэпическим словарем; записывать начальную форму глагола; разбирать глаголы по составу; указывать лицо и число глагола; образовывать повелительную форму глагола

Работа в парах

103

103

Личные местоимения

1

Знать, как личные местоимения изменяются по падежам.

Уметь: склонять личные местоимения; называть формы местоимений 3-го лица; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять, какими членами предложения являются в предложении личные местоимения

Самостоятельная работа по образцу

104

104

Р/ р. Рассуждаем о нашем прошлом

1

Уметь: работать с толковым словарем и словарем происхождения слов; находить в тексте рассуждения; цитировать текст; письменно описывать старинные украшения; составлять план описания

Практическая работа

105

105

Личные местоимения

1

Знать, что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н.

Уметь: ставить местоимения 3-го лица в нужную падежную форму; работать со словообразовательным словарем; находить в тексте личные местоимения; находить словарные слова в тексте; выполнять звукобуквенный разбор слова; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте

Фронтальный опрос

106

106

Личные местоимения

1

Уметь: определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; образовывать от основы глагола прилагательное с суффиксом -лив-; разбирать предложение по членам

Работа в парах

107

107

Разбор слова по составу

1

Знать порядок разбора слова по составу.

Уметь выполнять разбор слова по составу

Фронтальный опрос

108

108

Разбор по составу глаголов

1

Знать: порядок разбора глаголов по составу; что в основу глагола не входят суффиксы начальной формы (-ть-, -ти-, -чь-), суффикс прошедшего времени (-л-), в глаголах с частицей -ся(-сь) частицу помечать не нужно.

Уметь: пользоваться инструкцией при разборе глагола по составу; разбирать глаголы по составу; находить обращения в тексте

Работа в парах

109

109

Р/ р. Что такое аннотация и как ее составить

1

Знать понятие «аннотация»; где располагается аннотация.

Уметь: находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов; пользоваться библиотекой

Практическая работа

110

110

Орфограммы в корнях слов

1

Знать понятие «орфограмма».

Уметь: работать со словообразовательным словарем; записывать родственные слова; разбирать слова по составу; определять место нахождения орфограммы в слове; подбирать проверочные слова; находить слова с орфограммой ча-ща под ударением; выписывать из текста прилагательные и существительные с безударной гласной в корне

Взаимопроверка

111

111

Орфограммы в корнях слов

1

Уметь: работать с обратным словарем; выписывать слова с орфограммой «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова»; подбирать проверочные слова; работать со словообразовательным словарем; определять место нахождения орфограммы в слове

Самостоятельная работа по образцу

112

112

Орфограммы в корнях слов

1

Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить слова-антонимы; выписывать существительные по склонениям; строить схему предложения; выполнять звукобуквенный разбор слова; выделять корень в слове

Работа в парах

113

113

Орфограммы в корнях слов

1

Уметь: работать с обратным словарем; находить в тексте орфограммы; работать с орфографическим словарем; находить в тексте словарные слова; сравнивать написание и произношение слов

Фронтальный опрос

114

114

Орфограммы в суффиксах слов

1

Знать, что с помощью суффикса -ник- существительные могут называть: территорию, ёмкость, лиц мужского рода.

Уметь: работать с толковым словарем; находить орфограммы «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»; записывать слова, называющие детенышей животных в форме множественного числа именительного падежа; выделять суффикс; разбирать слова по составу; находить сложное слово в тексте

Практическая работа

115

115

Существительные. Беглый гласный

1

Уметь: работать с обратным словарем; образовывать существительные с суффиксами -чик-, -щик-; образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -ек-

Фронтальная проверка

116

116

Существительные. Беглый гласный

1

Знать, что в суффиксах существительных с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный.

Уметь: работать с обратным словарем; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; находить беглый гласный в корне и в суффиксе

Самостоятельная работа по образцу

117

117

Существительные. Буквы о
и е после шипящих

1

Знать: правило написания букв о, е после шипящих.

Уметь: при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением -ок- и -ек- образовывать родственные слова; подчеркивать чередование согласных в корне, видимое на письме

Фронтальный опрос

118

118

Р/ р. Письменное изложение

1

Уметь: работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану

Работа в парах

119

119

Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением

1

Знать правило написания безударного гласного, проверяемого ударением.

Уметь: работать с обратным словарем; образовывать от основ существительных новые слова – существительные     с помощью суффикса -ищ-

Практическая работа

120

120

Прилагательные. Буквы о
и е после шипящих и ц

1

Знать, что в прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, под ударением пишется о, без ударения – е; когда прилагательные, образованные от основ существительных – названий стран, краев, городов, пишутся с большой буквы.

Уметь: от основ данных существительных образовывать с помощью суффиксов -ов- и -ев- прилагательные; подчеркивать беглые гласные в корне или суффиксе; работать с обратным словарем; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -н- прилагательные; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -ск- прилагательные; ставить прилагательные в начальную форму

Фронтальный опрос

121

121

Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц

1

Уметь: выполнять работу над ошибками; от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -ист- прилагательные; разбирать прилагательные по составу; работать со словообразовательным словарем; от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -лив- прилагательные

Фронтальный опрос

122

122

Р/ р. Что такое монолог и диалог

1

Знать:  понятия «диалог» и «монолог».

Уметь: пользоваться библиотекой; составлять диалог и монолог

Работа в парах

123

123

Прилагательные. Безударный гласный
в суффиксе, который надо запомнить

1

Знать, что написание суффикса -чив-надо запомнить.

Уметь: находить слова с разделительным ъ и разделительным ь; выделять суффиксы прилагательного

Практическая работа

124

124

Глагольные суффиксы

1

Уметь: различать разные формы одного и того же слова; определять форму глагола; от данных слов образовывать глаголы; выделять суффиксы; объяснять расстановку знаков препинания

в предложении с однородными членами

Самостоятельная
работа

125

125

Глагольные суффиксы

1

Знать, что перед суффиксом прошедшего времени пишется глагольный суффикс начальной формы глагола.

Уметь: ставить глаголы в форму прошедшего времени; выделять глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени; объяснять орфограммы

Самостоятельная работа, подбор к схемам слов

126

126

Орфограммы в окончаниях существительных

1

Уметь: определять место нахождения орфограммы в слове; разбирать предложение по членам предложения; определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем

Фронтальный опрос

127

127

Р/ р. Учимся составлять аннотации

1

Знать, какую информацию можно извлечь из аннотации к сборнику сказок.

Уметь: составлять аннотации; писать названия произведений в тексте в кавычках, а фамилии авторов – без кавычек; письменно давать характеристику своему сборнику; перечислять названия произведений; перечислять фамилии авторов; сравнивать свою аннотацию с авторской

Работа в парах

128

128

Орфограммы в окончаниях существительных

1

Знать, что у существительных в форме творительного падежа единственного числа после шипящих под ударением в окончании пишется буква о, без ударения – буква е.

Уметь: записывать существительные во множественном числе; находить существительные с орфограммой «беглый гласный в части слова»; работать с орфографическим и обратным словарями

Работа в парах

129

129

Орфограммы в окончаниях прилагательных

1

Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного

Практическая работа

130

130

Орфограммы в окончаниях глаголов

1

Уметь: образовывать начальную форму глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки

Проверка по цепочке

131

131

Орфограммы в окончаниях глаголов

1

Уметь: объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы

Фронтальная проверка

132

132

Р/ р. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением

1

Уметь: цитировать нужные фрагменты текста; находить в тексте рассуждение

Фронтальный опрос

133

133

Орфограммы в окончаниях глаголов

1

Уметь: объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и -тся

Работа в парах

134

134

Орфограммы в окончаниях глаголов

1

Уметь: определять спряжение глагола по глагольным суффиксам; образовывать повелительную форму глагола множественного числа, форму будущего времени 2-го лица множественного числа; разбирать глаголы по составу

Практическая работа

135

135

Учимся различать форму

2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола

1

Уметь: выделять глагольный суффикс и суффикс повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола

Фронтальный опрос

136

136

Учимся различать форму

2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола

1

Знать, что к глаголам-исключениям, кроме известных десяти, относятся все образованные от них с помощью приставок.

Уметь: объяснять, какой глагол стоит в повелительной форме множественного числа, а какой – в форме 2-го лица множественного числа; разбирать глаголы по составу и ставить ударение; указывать спряжение глаголов; находить в тексте личные местоимения; определять лицо, число и падеж местоимений; определять форму глаголов в тексте; показывать, как образованы глаголы повелительной формы; выписывать из текста сложное слово; находить в тексте разноспрягаемые глаголы и глаголы-исключения

Фронтальный опрос

137

137

Р/ р. Работа с картиной Н. Богданова-Бельского

«Дети»

1

Уметь: анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану

Работа в парах

138

138

Орфограммы в приставках

1

Знать, что перед глаголами предлогов не бывает.

Уметь: объяснять орфограммы; отличать предлоги от приставок; работать с обратным словарем; ставить в словах ударение; выделять приставки; с данными словосочетаниями составлять предложения

Фронтальный опрос

139

139

Орфограммы в приставках

1

Знать, что если корень слова начинается с буквы и и пишется после приставки, которая оканчивается на согласный, то на месте и нужно писать ы.

Уметь: подбирать проверочные слова; писать слова с приставками на з/с; правильно писать слова с разделительным твердым знаком

Практическая работа

140

140

Орфограммы в приставках

1

Знать, когда после приставок пишется разделительныйъ, а когда – буква ы.

Уметь: образовывать новые слова с помощью приставок; работать с обратным словарем

Самостоятельная
работа

141

141

Работа разделительногоь

1

Знать, перед какими буквами пишется разделительныйь.

Уметь: писать слова с разделительным мягким знаком

Фронтальный опрос

142- 143

142-143

Р/ р. Письменное изложение

2

Уметь: цитировать текст; делить текст на смысловые части; составлять план; письменно пересказывать историю, пользуясь планом

Фронтальный опрос

144

144

Работа разделительногоь
в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1

Уметь: записывать словосочетания из двух слов: существительного и зависимого от него прилагательного, отвечающего на вопрос чей?; различать прилагательные, отвечающие на вопросы какой? и  чей?; показывать, как образованы прилагательные; образовывать краткую форму прилагательного

Фронтальный опрос

145

145

Работа разделительногоь
в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1

Уметь: выполнять разбор прилагательного по составу; склонять прилагательные; сравнивать формы родительного падежа прилагательных, отвечающих на вопрос какой?  и чей?

Самостоятельная
работа

146

146

Работа разделительногоь
в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1

Уметь: делить прилагательные на группы, образованные с помощью разных суффиксов

(-ин-и -ий-); работать с обратным словарем; разбирать по составу прилагательные; находить ошибки в тексте; записывать данные прилагательные в формах дательного и творительного падежей единственного числа

Практическая работа

147

147

Слова, которые легко перепутать

1

Уметь: выбирать из пары слов в скобках нужное и записывать предложения; разбирать слова по составу

Фронтальный опрос

148-149

148-149

Р/р. Учимся составлять аннотации

2

Уметь: составлять аннотации, используя план; пользоваться разделом «Сведения о писателях»

Работа в парах

150

150

Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные

1

Знать, что существительные с основой на шипящий в форме родительного падежа множественного числа пишутся без ьна конце.

Уметь: работать с обратным словарем; делить существительные по родам; писать существительные с основой на шипящий

Работа в парах

151

151

Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма

1

Знать, на какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме.

Уметь: работать с толковым словарем; записывать прилагательные в краткой форме

Практическая работа

152

152

Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы

1

Знать, на какие вопросы отвечает начальная форма глагола и повелительная форма глагола; что во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется ь.

Уметь: определять начальную форму глагола и форму 2-го лица единственного числа; работать с фразеологическим словарем; объяснять устойчивые выражения

Работа в группах по образцу

153

153

Написание -ться и -тся

в глаголах

1

Уметь: работать с обратным словарем; писать слова на -тьсяи -тся; объяснять орфограммы

Фронтальный опрос

154

154

Р/ р. Рассматриваем старые фотографии

1

Уметь: рассматривать старые фотографии; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение

Фронтальный опрос

155

155

Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены

1

Знать понятия «распространенные»
и «нераспространенные» предложения.

Уметь: подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем

Работа в парах

156

156

Учимся давать характеристику предложению

1

Знать:  алгоритм разбора предложения.

Уметь:  давать характеристику предложению

Практическая работа

157

157

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях

1

Знать:  понятия «простое» и «сложное» предложения.

Уметь: находить сложные слова в тексте; выделять основу предложения

Самостоятельная работа

158

158

Р/ р. Учимся писать сочинение.

1

Уметь:  писать сочинения, используя данный план

Сочинение-описание и рассуждение

159

159

Итоговый диктант

1

Уметь:  писать под диктовку текст с изученными орфограммами

Контрольный диктант

160

160

Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

1

Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения

Работа в парах. Проверочная работа

161

161

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

1

Знать, что сложное предложение отличается от простого предложения с однородными членами; в сложном предложении несколько основ, а в простом предложении с однородными членами – одна основа.

Уметь: объяснять знаки препинания; объяснять орфограммы

Практическая работа

162

162

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

1

Уметь: подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами

Фронтальный опрос

163

163

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

1

Уметь: объяснять знаки препинания; объяснять орфограммы

Работа в парах

164

164

Р/ р. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта

1

Уметь: приводить некоторые сведения из биографии автора; перечислять произведения автора; коротко рассказывать о главных или любимых героях его произведений; делиться своими впечатлениями о произведении автора; пользоваться разделом «Сведения о писателях»; подготовить сообщение о творчестве писателя или поэта

Фронтальный опрос

165-166

165–166

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

2

Уметь: подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами

Работа в парах

167

167

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

1

Уметь: объяснять знаки препинания; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; объяснять орфограммы

Фронтальный опрос

168

168

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

1

Уметь: подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами

Работа в парах

169

169

Р/ р. Учимся писать сочинение

1

Уметь: рассказывать о родном крае (о памятниках, музеях, культурных ценностях или об интересных людях) по данному плану; составлять свой план; выражать тему и основную мысль сочинения

Самостоятельная
работа

170

170

Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

1

Уметь: разбирать предложение по членам; выписывать из текста существительные, образованные с помощью суффиксов -к-; разбирать слова по составу

Самостоятельная работа с конвертами. Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование 3 класс Русский язык

1четверть – 45 часов (9 недель)№п/п Тема урокаКол-вочасовТип урокаЭлементысодержанияТребования к уровнюподготовки обучающихся (результат)ВидконтроляЭлементыДополнительного (необязательного)...

Календарно-тематическое планирование. 1 класс.Русский язык.

Календарно-тематическое планирование по системе "Школа России".Русский язык. Пояснительная записка....

Тематическое планирование 2 класс русский язык

Тематическое планирование 2 класс русский язык "Школа России"...

календарно-тематическое планирование 3 класс русский язык УМК Школа 2100

календарно-тематическое планирование 3 класс русский язык УМК Школа 2100...