урок русского языка в 4 классе по теме "именительный и винительный падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Познакомить со способами отличия винительного падежа от именительного через отределение главных и второстепенных членов предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_imenitelnyy_i_vinitelnyy_padezhi_imen_sushchestvitelnyh.docx | 52.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Хор – Тагнинская СОШ
Открытый урок русского языка
4 класс
Выполнила: учитель
Начальных классов
Тоцкая С.Н.
2014-2015 г
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных.
Цель: формировать навыки определения падежей имен существительных, умение различать имена существительные в именительном и винительном падежах.
Задачи: уметь анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);
развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, память; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Предметные УУД: познакомиться со способами отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания.
Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, самостоятельно оценивать себя и своих товарищей, сличение способов действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
Личностные УУД: владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, понимать, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
Планируемые результаты: ученик научится различать имена существительные именительного и винительного падежей, наблюдать, анализировать, классифицировать, регулировать свою деятельность, получит возможность научиться вести диалог в группе, паре.
Тип урока: освоение нового материала, урок – практикум.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, дидактический материал, карточки самоконтроля, презентация.
Ход урока
И. п. | В.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Окончание | ||
Предлоги | ||
Роль в предложении |
И. п. | В.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Окончание | ||
Предлоги | ||
Роль в предложении |
И. п. | В.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Окончание | ||
Предлоги | ||
Роль в предложении |
И. п. | В.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Окончание | ||
Предлоги | ||
Роль в предложении |
И. п. | В.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Окончание | ||
Предлоги | ||
Роль в предложении |
И. п. | В.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Окончание | ||
Предлоги | ||
Роль в предложении |
Заполни таблицу. Поставь в соответствующей колонке знак «+»
№ п/п | Предложение | Выделенное имя существительное стоит в | |
Им. п. | В. п. | ||
1. | Мороз чудными узорами разрисовал окно. | ||
2. | Красные пятна костра освещали ряд сосен и елей. | ||
3. | Ночью летучие мыши покидают своё убежище и выходят на охоту. | ||
4. | Среди лёгкой зелени цвёл яркий подснежник. | ||
5. | На полотне был изображён зимний лес. |
|
Заполни таблицу. Поставь в соответствующей колонке знак «+»
№ п/п | Предложение | Выделенное имя существительное стоит в | |
Им. п. | В. п. | ||
1. | Мороз чудными узорами разрисовал окно. | ||
2. | Красные пятна костра освещали ряд сосен и елей. | ||
3. | Ночью летучие мыши покидают своё убежище и выходят на охоту. | ||
4. | Среди лёгкой зелени цвёл яркий подснежник. | ||
5. | На полотне был изображён зимний лес. |
Заполни таблицу. Поставь в соответствующей колонке знак «+»
№ п/п | Предложение | Выделенное имя существительное стоит в | |
Им. п. | В. п. | ||
1. | Мороз чудными узорами разрисовал окно. | ||
2. | Красные пятна костра освещали ряд сосен и елей. | ||
3. | Ночью летучие мыши покидают своё убежище и выходят на охоту. | ||
4. | Среди лёгкой зелени цвёл яркий подснежник. | ||
5. | На полотне был изображён зимний лес. |
И.п. В.п.
Р.п. Т.п.
Д.п. П.п.
Кто? Что?
Есть Нет
ДатьВижу
Доволен
Думаю
Лист самоконтроля. | |||||
Фамилия, имя _______________________________________________ | |||||
1.Минутка чистописания | 2.Работа в парах | 3.Работа в группах | 4. Первичное закрепление | 5.Самостоятельная работа | 6. Итог урока |
Я доволен своей работой - + | |||||
Мне было трудно - V | |||||
У меня есть еще пробелы в знаниях - ? |
Лист самоконтроля. | |||||
Фамилия, имя _______________________________________________ | |||||
1.Минутка чистописания | 2.Работа в парах | 3.Работа в группах | 4. Первичное закрепление | 5.Самостоятельная работа | 6. Итог урока |
Я доволен своей работой - + | |||||
Мне было трудно - V | |||||
У меня есть еще пробелы в знаниях - ? |
Лист самоконтроля. | |||||
Фамилия, имя _______________________________________________ | |||||
1.Минутка чистописания | 2.Работа в парах | 3.Работа в группах | 4. Первичное закрепление | 5.Самостоятельная работа | 6. Итог урока |
Я доволен своей работой - + | |||||
Мне было трудно - V | |||||
У меня есть еще пробелы в знаниях - ? |
Прочитайте слова. Распределите и запишите слова в два столбика.
Островной, остров, острову, островом, островитяне, у острова, об острове,
островок, остров.
Прочитайте слова. Распределите и запишите слова в два столбика.
Островной, остров, острову, островом, островитяне, у острова, об острове,
островок, остров.
Прочитайте слова. Распределите и запишите слова в два столбика.
Островной, остров, острову, островом, островитяне, у острова, об острове,
островок, остров.
Прочитайте слова. Распределите и запишите слова в два столбика.
Островной, остров, острову, островом, островитяне, у острова, об острове,
островок, остров.
Прочитайте слова. Распределите и запишите слова в два столбика.
Островной, остров, острову, островом, островитяне, у острова, об острове,
островок, остров.
Прочитайте слова. Распределите и запишите слова в два столбика.
Островной, остров, острову, островом, островитяне, у острова, об острове,
островок, остров.
Прочитайте слова. Распределите и запишите слова в два столбика.
Островной, остров, острову, островом, островитяне, у острова, об острове,
островок, остров.
Самоанализ урока
Предмет: русский язык.
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных.
Тип урока: освоение нового материала, урок – практикум.
Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника Валентина Павловна Канакина, Всеволод Гаврилович Горецкий.
Данный урок находится в разделе « Имя существительное». Это 57 урок по плану и 1 - й урок по данной теме.
Цель: формировать навыки определения падежей имен существительных, умение различать имена существительные в именительном и винительном падежах.
Задачи: уметь анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);
развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, память; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Предметные УУД: познакомиться со способами отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания.
Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, самостоятельно оценивать себя и своих товарищей, сличение способов действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
Личностные УУД: владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, понимать, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
Планируемые результаты: ученик научится различать имена существительные именительного и винительного падежей, наблюдать, анализировать, классифицировать, регулировать свою деятельность, получит возможность научиться вести диалог в группе, паре. Оборудование: проектор, интерактивная доска, дидактический материал, карточки самоконтроля, презентация.
При реализации поставленных целей решались:
предметных УУД: обучающиеся познакомились со способами отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения.
При выполнении метапредметных УУД обучающиеся научились определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания, выдвигать гипотезы.
Коммуникативные: формулирование собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
Регулятивные: овладение способностью понимать, принимать и сохранять учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, самостоятельно оценивать себя и своих товарищей, сличение способов действия и его результата с заданным эталоном.
Личностные УУД: овладение навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
Оборудование: проектор, магнитно – маркерная доска, стилус, дидактический материал.
Класс: 4, средний.
В классе 11 обучающихся: 6 мальчиков и 5 девочек, из них 7 обучающихся сельские дети и 4 воспитанника детского дома. На «5» обучается 1 человек, на «4» и «5» обучаются ... человека. Отношение к учебе положительное, дети на уроке активны.
Психологическая ситуация в классе комфортная, доброжелательная.
Уровень развития учеников соответствует возрасту.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Актуализация знаний.
- Самоопределение к деятельности.
- Постановка проблемы. Открытие нового.
- Первичное закрепление.
- Закрепление изученного.
- Итог.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Одной их основных форм работы на уроке являлось проблемное обучение. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и способствовали развитию внимания, интересу к предмету, связи с окружающим миром.
На данном уроке использовала словесный, наглядный, метод проблемного, дифференцированного обучения, метод стимулирования (поощрение, похвала, отметочное оценивание), фронтальную и самостоятельную работу, работу в парах и группах с проверкой по эталону и взаимопроверкой, здоровьесберегающие технологии.
Урок начался с организационного момента, с приветствия класса и гостей, психологического дружеского настроя с целью настрой на учебную деятельность, создание благоприятной атмосферы сотрудничества. Использовала психологический метод, здоровьесберегающую технологию.
Минутки чистописания. Цель данного этапа: повторить написание букв, формировать каллиграфические навыки, развивать моторику рук. Формы работы: самостоятельная работа в тетради.
Актуализация знаний прошла в виде фронтального опроса. Дети вспомнили полученные знания о имени существительном. Выстроили лесенку знаний. Следующий этап «Самоопределение к деятельности» проходит через работу в парах с самопроверкой. Перед детьми ставится проблема, через которую они выводят цели и тему урока. Одновременно, двое обучающихся работают у доски, соотносят падежи, вопросы и вспомогательные слова. Сверстники оценивают их деятельность. Использую стихотворение о винительном и именительном падежах.
В основном этапе «Освоение нового материала. Постановка проблемы» перед детьми поставлена проблема, которую они решают в группе, использовалась компьютерная презентация (проверка). Дети вместе с учителем выводят алгоритм определения именительного и винительного падежей у имен существительных. Самостоятельная работа и фронтальный опрос.
Присутствовала самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Дети по окончании работы высказывали свои мнения, слушали и оценивали друг друга. Совместно с детьми делали выводы по данной теме. Использовалось упражнение «Распредели на группы». По подобному принципу проведена индивидуальная самостоятельная работа, где дети распределяли слова на группы по падежам, обозначив знаком «+» в соответствующей колонке.
Проведена физминутка с целью снятия напряжения и усталости у обучающихся. Здоровьесберегающая технология.
На этапе «Закрепление изученного материала» преследовались такие цели, как проверка понимания учащимися изученного материала, самостоятельное распознавание имен существительных по падежам.
Самостоятельная форма работы с последующей проверкой по эталону. На этапе закрепления убедилась в том, что материал детьми изучен, усвоен.
При работе с учебником присутствовал фронтальный опрос, самостоятельная работа с проверкой по эталону, работа запланирована с целью развития мышления, первичного закрепления полученных знаний, осуществления самопроверки.
На этапе «Рефлексия» обучающиеся оценили себя и свои успехи на уроке с помощью «Дерева успеха».
Домашнее задание дано дифференцированно.
Время на уроке использовалось рационально. Дети работали слаженно, конфликтных ситуаций и утомляемости детей не наблюдалось. На протяжении всего урока перед детьми ставились проблемы, которые они удачно разрешали, доказывая свое мнение. Использовались разные виды работ (работа в парах, группах, фронтальный опрос, самостоятельная и индивидуальная работа, работа с учебником), здоровьесберегающие технологии, присутствовал словесный метод, метод самопроверки, взаимопроверки. Применение информационно – коммуникационных технологий (мультимедиа, проектор, стилус, магнитно – маркерная доска) способствовали повышению эффективности урока и обогащению учебного процесса, при этом растет познавательный интерес к предмету. Цели урока достигнуты. Этапы выдержаны. Дети на уроке активны, заинтересованы.
Учитель начальных классов: _______/С.Н. Тоцкая/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».
Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...
Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»
Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного
данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...
Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Изменение имен существительных по падежам»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Изменение имён существительных по падежам" УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".
В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...
Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»
Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...
Презентация к уроку русского языка 3 класс. Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»
Презентация к открытому урокупо русскому языку 3 класс Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...