урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шепетене Ирина Рихардасовна

программа "2100", тема"Буквы непроизносимых согласных в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_konkurs.docx104.59 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВО

БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ

СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Урок 28 (25).

   Тип урока: закрепление, открытие нового.

   Технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения.

   Метод: проблемно- диалогический, словесный, наглядный.

Оборудование: проектор, компьютер, таблицы для детей, номерки.

Тема: Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова

Цель:

 – развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас сегодня видеть.

Придумано кем-то 
Просто и мудро -
При встрече здороваться:
Доброе утро! 
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

      - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

      - Постараемся проверить это правило сегодня на уроке.  

Я хочу открыть вам один секрет. Хотите узнать какой?  

К нам на урок приехали гости, но это гости непростые. Они к нам приехали из другого государства, вы его даже не найдете ни на  одной карте мира.  А раз они из другого государства, то на каком языке они говорят? (На иностранном).

 Поэтому вы, сегодня должны все объяснять так, чтобы нашим гостям было все понятно.

Я предлагаю вам сегодня поработать на уроке под девизом.

Ужас?но интерес?но всё то, что неизвес?но!

Как вы думаете, почему этот девиз я выбрала для нашего сегодняшнего урока?

Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными).

Какие цели на урок каждый перед собой поставит? (Каждый формулирует цель лично для себя).

Я знаю, что это уже не первый урок у вас по данной теме, поэтому я хочу предложить вам заполнить таблички, чтобы определить, что вы уже знаете по этой теме и какие затруднения испытываете, если они у вас есть. Помимо  данной темы нам понадобятся знания предыдущих тем.  В таблице в графе «НАЧАЛО УРОКА» необходимо поставить «+» или « - », если сомневаетесь «-+» или «+-»

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ.

Знания и умения

На начало урока

На конец урока

Знаю, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Знаю правило, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными.

Умею подбирать проверочные слова  к словам с непроизносимыми согласными.

Знаю способы проверки слов с парными согласными в слове.

Умею подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в слове.

Умею правильно употреблять имена прилагательные в речи.

Умею решать другие изученные орфографические задачи.

Поднимите руки у кого возникли затруднения, какие?

 (Если ни у кого не возникло затруднений, то сказать, что мы еще раз поработаем  над этой темой и в конце урока посмотрим, у всех ли получилось выполнить все задания без ошибок, поймут ли нас гости – иностранцы.)

Так над какой темой мы будем сегодня работать?

Какие задачи мы поставим перед собой.   (5 мин)

Научиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

Учиться решать орфографические задачи.

Оценивать свою работу и работу товарищей.

Объяснять так, чтобы нашим гостям все было понятно.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию текста.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Как доказать, нужно или не нужно писать букву непроизносимого согласного? (Подобрать проверочные слова.)

– О написании,  каких букв мы будем говорить на уроке? (О буквах, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки, и буквах непроизносимых согласных.)

– Сформулируйте цель урока. (Научиться разграничивать разные виды орфограмм-букв согласных, правильно писать слова с этими орфограммами.)

ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛА (правила из учебника)

В русском языке много слов, в которых есть подряд  три  согласных звука  [стн], [здн]  и др. Один согласный звук из трёх  (средний) не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук  стал произносимым. Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых: согласный звук произносится на конце слова:

Вестник — весть

Честный — честь

- согласный звук произносится перед гласным звуком:

вестник - вести

устный - уста

Как пользоваться правилом.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной - звуки [сн], гигантский - звуки [нс].

2. Проверь, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной — лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.

Гигантский - гигант. Появился звук [т]. Пишем гигантский.

3. Напиши слово.

4. Проверь написание: обозначь орфограмму.

Гигантский - гигант.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

I. Наблюдение над общей закономерностью написания букв согласных.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

а) Упр. 93. Выборочное списывание. Алгоритм выполнения:

1. Дети устно объясняют написания на месте пропусков, называют орфограмму и вставляют нужную букву простым карандашом.

2. Самостоятельная группировка орфограмм по видам, названным в учебнике.

Образец записи в тетрадях:

Я думаю, чтобы хватило времени на уроке на работу, в начале урока всем раздать номерки от 1 до 5, чтобы каждый сделал только одно задание, а потом провести проверку. Запись на доске.

3. Беседа после выполнения упражнения.

– Какие слова не выписали? (День, январь, календарь, семь.)

– Какая орфограмма в конце слова? (Буква ь для обозначения мягкости согласных звуков.)

– Какое слово выписали два раза? (Ночлег.)

– Какие в нём орфограммы? (Проверяемая буква безударного гласного в корне и буква проверяемого согласного в конце слова.)

– Как мы действовали, когда проверяли орфограммы в словах 1-й и 2-й группы? (Подбирали проверочные слова.)

– Одинаковые или разные действия нам нужно было выполнять? (Одинаковые.)

– Сформулируйте общее правило, закономерность, на которую

можно опираться при написании слов с орфограммами-буквами

согласных в корне слова. (Для написания букв проверяемых и непроизносимых согласных можно пользоваться одним и тем же правилом – подбирать однокоренные проверочные слова, в которых согласный будет произноситься ясно, отчётливо.)  (7 мин.)

II. Работа над выводом (с. 83).

  1. Прочитайте вывод на с. 83 и сравните с тем, который вы сделали самостоятельно.

Правило из учебника.

Когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в корне и непроизносимые согласные звуки в корне слова, мы действуем одинаково.

  1. Групповая работа.

Я теперь, я предлагаю вам поработать в группах.  Вам необходимо составить инструкцию по написанию слов с парными согласными и непроизносимыми согласными в слове так, чтобы уже никто не мог ошибиться в написании слов на эти правила.

Но прежде, давайте вспомним правила работы в группе:

1.В группе должен быть организатор обсуждения.

2.Каждый может высказать свою версию решения,
3.Один говорит, а остальные слушают,
4.Каждая версия обсуждается в группе,
5.В группе согласуется общее решение,
6.Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Защита групп,  выбор наиболее удачных. Сравнение с оригиналом.

Составление инструкции (задание после вывода).

а) Произнесите слово. Определите, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук в конце слова или середине слова в стечении согласных или непроизносимый согласный звук.

б) Подберите однокоренное проверочное слово или измените форму

слова.

в) Напишите слово.

г) Обозначьте орфограмму. (5 мин)

ФИЗМИНУТКА (интерактивная)  (1 мин)

III. Развитие орфографических умений.

Упр. 94 – совершенствуется умение проверять разные виды орфограмм-букв согласных, опираясь на одно и то же правило.

Выполняется самостоятельно.

Запись в тетрадях:

Здравствуйте – здравие, вокруг – округа, друг – друга, телятки – телята, гладки – гладок, грядка – гряда, пичужки – пичужек, избушки – избушек.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звуко-буквенный анализ.)

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

( 3 мин)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

Рефлексия

– При написании слов, с какими орфограммами мы действуем одинаково? Как именно?

– Уточните цель урока. (Выявить общую закономерность при написании слов с проверяемыми согласными и непроизносимыми согласными в корне.)

Давайте вернемся к нашим сегодняшним таблицам и заполним второй столбик. Что у вас получилось, сравните столбики.

Выводы (все понятно, необходимо еще поработать).

Перед вами лежат листы с предложениями,  закончите их.

-У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

Ребята, вспомните, под каким девизом проходил у нас урок?

Ужас?но интерес?но всё то, что неизвес?но!

Какие вопросы  остались на уроке.

Так давай,  все вместе определим, какие буквы необходимо писать в этих словах?

 

Вот теперь вы молодцы, вы решили все задачи. Спасибо за урок. С вами интересно было работать.

 (5 мин)

V. Домашнее задание.

Сегодня домашнее задание  вы можете выбрать по желанию и по уровню сложности.

  1. Составить и записать 6-8 словосочетаний, чтобы одно из слов было с непроизносимыми согласными.
  2. Составить кроссворд из слов с непроизносимыми согласными.
  3. Составить интересную историю о нашем сегодняшнем уроке с использованием  слов с непроизносимыми согласными.

Деятельность учеников:

  • Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...