урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок по русскому языку по программе "Школа 21 века" 2 класс. Тема: "Учимся писать безударные гласные и сомнительные согласные в корне слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
неполная презентация, т.к. не сжимается | 2.88 МБ |
Учимся писать гласные и согласные в корне слов | 9.65 КБ |
Подписи к слайдам:
«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова »2 класс Учитель начальных классов Кутырева В.А. МБОУ СОШ №69
Прозвенелзвонок – начался
Минутка чистописания
Найдите лишнее слово и объясните почему оно лишнее?
воробей, ворона, Петрушка, сорока
Тема урока:Сомнительные согласные и гласныев корне слова
Цель урока: Научиться проверять орфограммы слабых позиций по сильной с помощью однокоренных слов.
Зимующие птицы
Вопросы от Петрушки:Отчего погибают птицы зимой? И как им помочь?
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» Мы в ответе за тех, кого приручили.
Открываем минутку чистописания
Какие согласные буквы в слове «Петрушка»?
П, Т, Р, Ш, К
Какая буква лишняя и почему ?
п
р
ш
т
к
Орфографическая зарядка
.
..
.
.
.
=
=
=
Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение!
Парный сразу проверяй, рядом гласный подставляй
.
б/ж Способы проверки орфограмм
Изменяю форму слова Отметка
1.Один–много: зуб-зубы; волна-волны
2.Много – один: паруса-парус
3.По вопросу: Что делал–что делает? Писал - пишет
Подбираю однокоренное слово
1.Большой–маленький: зуб-зубик ковёр- коврик
2.Маленький–большой: площадка–площадь
3.Назови ласково: кружка-кружечка зима – зимушка
4.Какой? (признак)–что? (предмет): зелёный – зелень
5.Что делал? (действие) – что? (предмет): плясал - пляска
Алгоритм работы с орфограммами
Найди в слове слабую позицию.Убедись, что она находится в корне.Подбери однокоренное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции.Напиши нужную букву. Подчеркни орфограмму.
Дифференцированное задание
Проверочные Проверяемые
Д..лёкийМоро..Тр..щитВаре...каМ..тель
а
Даль
Морозы
Треск
Варежечка
Мёл
з
е
ж
е
Работа в парах
Найдите проверочное слово, подчеркните его, спишите.плясать, пляска, плясунзимушка, зима, зимовьеснег, снежок, снеговикходят, ходок, ходулистрелок, стрелы, стрелять
Физминутка
Мы устали, засиделисьНам размяться захотелосьОтложили мы тетрадки,Приступили мы к зарядке.
Работа в группах
Телеграмма осени1Упал желтый лис… на тр…ву. Вышел ё… на прогулку. Увидел желтый лис…. Посм…трел на него, прочитал что-то и уб…жал куда-то. 2М…две…ь ш..гал по лесу. Вдруг и он увидел лис…, осм…трел его и тоже забеспокоился, и быстро заш…гал куда-то.3А на л…сте ничего не было написано. Желтый он был, и только. Но звери понимали, что з…ма не за г…рами. Встр…чать надо.
т
а
ж
т
о
е
а
д
т
о
е
а
о
и
и
е
Петрушка - интервьюер :
Над какой темой работали?Что надо делать, если сомневаешься в написании орфограммы?Как проверить безударную гласную?Как проверить сомнительную согласную?Что понравилось на уроке?
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Урок подготовлен и проведен
Кутыревой В. А.,
учителем начальных классов
Тип урока: Урок повторения и закрепления изученного.
Цели урока:
1) закрепить ранее изученный материал: способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова; научиться проверять орфограммы слабых позиций по сильной с помощью однокоренных слов; фонетический разбор слов;
2) развивать логическое мышление и речь учащихся;
3) воспитать в детях любовь к природе.
УУД:
Метапредметные
Регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и
самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
- освоение умения подбирать проверочные слова к изученным орфограммам;
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Форма урока: урок – игра
Оборудование: презентация, кукла-Петрушка, голос Петрушки, песочные часы, звоночек.
Ход урока
1.Организационный момент. СЛАЙД 2
Проводит командир дежурной звездочки, сдаёт рапорт, что класс к уроку готов (в стихах)
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Сейчас по расписанию минутка чистописания. Для этого откроем её. СЛАЙД 3
-Какое слово лишнее и почему? (На слайде слова: воробей, ворона, Петрушка, сорока) Не только по- смыслу, помним, что мы на уроке русского языка.
Дети:
Петрушка, т.к. остальные зимующие птицы, а если учесть, что это русский язык, то здесь два вида недавно изученных орфограмм: безударные гласные (о) и сомнительная согласная (ш). Проверка этих орфограмм по методу французских технологий. Петрушка от слова Петр, проверка информация из интернета: от греческого petra возникло имя Петр. На Руси Петрушкой издавна величали русскую балаганную марионетку – несуразного игрушечного человечка с длинным носом, совершавшего по ходу представления множество нелепых поступков.
(СЛАЙД 4 вместе с куклой)
-А вот и я: с колпаком на голове и с улыбкой на лице, я веселая игрушка, а зовут меня - Петрушка- Я очень рад, что вы наконец-то вспомнили обо мне и смогли увидеть в моем имени два вида новых орфограмм. Так, кто скажет какая тема урока? (аудиозапись)
(сомнительные буквы гласных и согласных в корне слова)
Учитель:
Итак, (СЛАЙД 5) тема нашего урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Цель урока: совершенствовать навык письма изученных орфограмм.
Ребята Петрушка приготовил для вас вопросы: Отчего погибают птицы зимой? И как им помочь? (СЛАЙД 6) Ответы детей.
Итог: давайте не забывать о малых наших братьях и помогать им. Закончим наш диалог словами А. Сент-Экзюпери (Маленький принц): "Мы в ответе за тех, кого приручили".
Продолжаем урок. Откроем минутку чистописания.
(СЛАЙД 7,8).
- Назовите согласные в слове Петрушка. (п, т, р, ш, к). Какая согласная лишняя и прочему? (р- она сонорная, а остальные парные согласные, которые на письме надо проверять).Назовём к ним пару. Вспомним, какие ещё есть парные соглапсные? (з-с,в-ф)
- Пишем - ррр – соблюдаем наклон и округлость элементов. Лучший вариант подчеркнем и до конца строчки постараемся писать также красиво.
Орфографическая зарядка. (СЛАЙД 10) Так как речь у нас сегодня о зимующих птицах, то напишем предложение о них:
Воробушки гнездятся на деревьях вблизи жилья.
- находим орфограммы, с помощью правила ведем доказательства (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение! Парный сразу проверяй, рядом гласный подставляй.)
- грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)
- транскрипцию к словам – воробьи, жилья (у доски)
3. Усвоение новых знаний и способов действий
Самостоятельная работа. (памятка) (СЛАЙД 11)
Чтобы грамотно писать - надо орфограммы проверять. Существуют несколько способов проверки данных орфограмм. Сейчас вы самостоятельно отметите на своей будущей памятке (бортовой журнал) способы, которые вам известны знаком +, если забыли или впервые слышите, то ставьте – минус и запоминайте.
Применим и закрепим наши знания, пользуйтесь памяткой!
4. Контроль знаний и способов действий
Повторим алгоритм работы с данными орфограммами
Алгоритм (СЛАЙД 12)
1. Найди в слове слабую позицию.
2. Убедись, что она находится в корне.
3. Подбери однокоренное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции.
4. Напиши нужную букву. Подчеркни орфограмму.
Используя алгоритм, выполните дифференцированное
задание, которые принёс Петрушка.
Дифференцированное задание (СЛАЙД 13)
Карточка 1
Подберите и напишите проверочные слова, вставь пропущенную букву
Проверочные слова | Проверяемые |
Д..лекий | |
Свисто.. | |
Тр..щит | |
Кру..ка | |
Б..льной |
Карточка 2
Подберите и напишите проверочные слова, вставь пропущенную букву
Проверочные слова | Проверяемые |
Д..лекий а/о | |
Свисто.. к/г | |
Тр..щит е/и | |
Кру..ка ш/ж | |
Б..льной а/о |
Карточка 3
Соедините стрелкой проверочное слово с проверяемым, вставь пропущенную букву
Проверочные слова | Проверяемые |
Кружечка | Д..лекий а/о |
Боль | Свисто.. к/г |
Свистки | Тр..щит е/и |
Далёкий | Кру..ка ш/ж |
Треск | Б..льной а/о |
Зарядка для глаз (СЛАЙД 14)
Работа в парах (СЛАЙД 15)
Следующие задание Петрушки выполним в паре и письменно, используя алгоритм
Спишите, найдите проверочное слово и подчеркните его.
• плясать, пляска, плясун
• зимушка, зима, зимовье
• снег, снежок, снеговик
• ходят, ходок, ходули
• стрелок, стрелы, стрелять
А теперь проверим.
-Можно ли назвать слова
каждой группы однокоренными?
Обоснуйте свой ответ.
-Как пишется корень в однокоренных словах?
-Назовите проверочные слова в каждой группе?
-Почему эти слова являются проверочными?
Физминутка (СЛАЙД 16)
Последне на сегодня задание от Петрушки: Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, пользуясь памяткой "Способы проверки орфограмм".
Работа в группах (СЛАЙД 17)
1
Упал желтый лис… на тр…ву. Вышел ё… на прогулку. Увидел желтый лис…. Посм…трел на него, прочитал что-то и уб…жал куда-то.
2
Белка прыгала с ве…ки на ве…ку. Вдруг и она увидела лис…, осм…трела его и тоже забеспокоилась, и быстро поб…жала по ве…кам.
3
А на л…сте ничего не было написано. Желтый он был, и только. Но звери понимали, что з…ма не за г…рами. Встр…чать надо.
5. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. (СЛАЙД 18)
Интервьюер-Петрушка
– Над какой темой работали?
- Что надо делать, если сомневаешься в написании орфограммы?
- Как проверить безударную гласную?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Как проверить сомнительную согласную?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Что понравилось на уроке?
Оцени себя (СЛАЙД 19)
Домашнее задание. (СЛАЙД 20)
По выбору учащихся от Петрушки: Рабочая тетрадь стр. 57 №4
или Рабочая тетрадь стр.57 №5
Спасибо за урок (СЛАЙД 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...