разработки уроков русского языка в начальной школе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Груздева Елена Георгиевна

уроки русского языка в 1 ,2 ,3 классах (работа над предложением в 1 классе и звукобуквенный анализ слов во 2 и 3 классах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_russk.yaz_.docx126.07 КБ

Предварительный просмотр:

Разработки уроков русского языка в начальной школе (приёмы и методы).

1-й класс

В 1-м классе провожу следующую работу. 
1. «Азбука» (с. 5) – речь состоит из предложений. Каждое предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Дается схема:
 http://www.coolreferat.com/dopb20782.zip. Я добавляю к схеме зеленой ручкой два круга: http://www.coolreferat.com/dopb20783.zip . Дети проговаривают эти правила и показывают их. 
2. «Азбука» (с. 8) – предложение состоит из отдельных слов, каждое слово в предложении пишется отдельно. Дана схема:
 http://www.coolreferat.com/dopb20784.zip. –Осень наступила. 
Играю с ребятами: каждое предложение – это паровозик (связь с детской игрой). У паровозика есть голова, то есть дизель, есть отдельные вагоны. У паровозика может быть 2, 3, 5, … , 10 отдельных вагонов, но все они образуют один большой состав. Так и в предложении может быть 1, 2, 3, … , 10 слов, все они пишутся отдельно. В схеме добавляю:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20785.zip 
Но по смыслу в предложении все слова взаимосвязаны, хотя может быть и их перестановка.
Дети учатся отличать большое слово – большой вагончик (то есть в схеме большой – длинный прямоугольник). Маленькое слово – маленький вагончик (маленький прямоугольник в схеме).
Например:
 
Мама пошла в магазин. 
http://www.coolreferat.com/dopb20786.zip 
На этом этапе обучения у детей в игре отрабатываются правила предложения.
 
·         Начало предложения пишется с большой буквы.
 
·         Каждое слово (большое и маленькое) пишется отдельно.
 
·         В конце предложения ставится точка.
 
3. «Азбука» (с. 9) – в конце предложения может быть и восклицательный, и вопросительный знак. Схема изменяется, а дополнения не применяются:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20787.zip 

Игра 1. «Хлоп-хлоп»

Ребенок слушает предложение и хлопком показывает наличие каждого слова. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь» – я это понимаю. Но игра есть игра. Здесь работают двигательные мышцы обеих рук, развиваются внимание, слух, приходит осознанность правила: предложение состоит из слов. 

Игра 2. «Покажи предложение» (работают кисти рук)

Игра заключается в том, что ребенок показывает все три правила предложения, которые он уже знает. 
http://www.coolreferat.com/dopb20788.zip 
Мама купила хлеб. 
Начало предложения (ладошки на большом расстоянии) – большая буква.
 
Пунктиром показано движение ладошек. Ладошки вместе – показывают (в этом случае), что слово закончилось, существует промежуток, начинается другое слово – с маленькой буквы, в конце предложения звучит хлопок, то есть ставится на письме точка.
 
4. «Азбука» (с. 11) – деление слова на слоги, ударный слог. Использую те же самые хлопки. Сколько слогов – столько хлопков. Например:
 воробей – 3 гласных, 3 хлопка. Добавляю игру «Тише – громче»: воробей – 3 хлопка, ударный слог (бей – третий по счету), значит, первые два хлопка – тихие, а третий – сильный, громкий. Схема: http://www.coolreferat.com/dopb20789.zip. 
Пример:
 чайка – 2 слога, 2 хлопка, первый слог ударный – громкий хлопок, второй слог – тихий хлопок. Схема: http://www.coolreferat.com/dopb20790.zip. 
5. «Азбука» (с. 18) – гласные звуки в слове. Схема:
 http://www.coolreferat.com/dopb20791.zip (маRки). 
Игра на пальчиках: «Лови!»На левой руке каждый пальчик – это какой-то звук (то есть левая рука – это слово). А правая рука будет считать звуки (показывать на пальчиках левой руки наличие звука), дотрагиваться и считать.
 
[м] – звук – показываем наличие звука соприкосновением пальцев правой руки с указательным пальцем левой.
[а] – звук – переводим соприкосновение на средний палец.
[к] – звук – переводим соприкосновение на безымянный палец.
[и] – звук – переводим соприкосновение на мизинец.
 
Получили 4 соприкосновения – 4 звука в слове
 маки, где второе соприкосновение сильнее – ударение на эту [а] гласную (больше силы голоса – больше (сильнее) соприкосновение). 
6. «Азбука» (с. 25) – наличие звуков в слове больше, чем 5. Применяю игру «Уточка»: у каждого ребенка две уточки (левая – левая рука, правая – правая рука). Попутно идет развитие мелкой моторики кистей обеих рук. Кисть складывается:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20793.zip 
Уточка клювом ловит звуки.
 
Например:
 http://www.coolreferat.com/dopb20794.zipландыш – 6 звуков – 6 раз клюв открывается и закрывается. 
7. «Азбука» (с. 31) – звук и буква
 И, и. Игра с конвертами. 
Имена людей пишутся с большой буквы.
 
У каждого ребенка по 2 конверта: один – схемы слов (для работы над предложением), второй – схемы звуков, слогов, полосочки для слогораздела (для работы со словом). Дети с удовольствием двигают карточки: составляют, изменяют схемы, попутно проговаривают уже изученные правила.
 
http://www.coolreferat.com/dopb20795.zip 
Идет распространение предложения. Дети играют в паровозик. («Сколько вагонов в его составе?») Работа по развитию речи.
 
4. 
Девочку зовут Ира. 
http://www.coolreferat.com/dopb20796.zip 
Ребята уже знают, что начало предложения пишется с большой буквы (схема), обычные слова – с маленькой (схема
 http://www.coolreferat.com/dopb20797.zip). 
Новое сегодня: 1) 
Ира – имя девочки пишется с большой буквы, да и вообще имена людей пишутся с большой буквы. Значит, нужна схема: http://www.coolreferat.com/dopb20798.zip. 
2) В любом месте предложения (начало, середина, конец) имя пишется с большой буквы (схема ).
 
http://www.coolreferat.com/dopb20799.zip 
Это игра – работа со схемами из первого конверта. Работа со вторым конвертом: разноцветные схемы для работы.
 
Например:
 
Ира http://www.coolreferat.com/dopb20800.zip(с. 31) – ребенок выкладывает у себя на столе схему слова, устно проговаривая правила. 
Дети. В этом слове 2 гласные – 2 слога: первый [и] – красный квадрат, второй [р] [а] – слог-слияния согласного и гласного (на этом этапе согласный – белого цвета). Ставлю слогораздел (выкладывает большую полосочку черного цвета). Первый слог ударный, ставлю ударение (выкладывает маленькую черную полосочку под наклоном) – это имя, его нужно писать с большой буквы, показываю (выкладывает большую черную полосочку на красный квадрат). 
http://www.coolreferat.com/dopb20801.zip 
Отмечаю: ребенок уже знает много правил по русскому языку, он их проговаривает и «показывает» в игре на различных схемах, а ведь писать он еще не умеет. Я уверена, это большая подготовка к письму отдельных слов и целых предложений. 
8. «Азбука» (с. 44) – обращение, оформление обращения на письме. Я работаю, играю со схемами, ребята легко запоминают запятые при обращении, двигая, переставляя слова-схемы у себя на парте. Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20802.zip 
Сами посмотрите, сколько правил уже знают и показывают дети по схемам.
 
·         Начало предложения пишется с большой буквы.
 
·         Каждое слово (большое или маленькое) пишется отдельно.
 
·         В конце предложений ставится точка.
 
·         Имена людей пишутся с большой буквы.
 
·         На письме обращения выделяются запятыми, если:
 
– обращение в начале предложения, то запятая справа;
– обращение в конце предложения, то запятая слева;
– обращение в середине предложения, то оно выделяется с двух сторон.
 
Кроме двух конвертов в помощь ребятам и их родителям я завожу тетрадочки по чтению. В этих тетрадях дети чертят схемы простым карандашом, делают зарисовки, штриховки цветными карандашами, зеленой ручкой – показывают правила предложения. Это трудная работа для малыша.
 
9. «Азбука» (с. 53) – появляются цветные схемы слоRва (гласный – красный, согласный – синий или зеленый – зависит от написания и произношения). И дети принимают игру с цветными схемами из второго конверта. Схемы можно поменять местами – исправить быстро-быстро, а в тетрадочке это сделать сложнее, труднее, нужно зачеркивать, исправлять, если не так… Дети больше волнуются, переживают, что у них не так, как у всех, замыкаются. А при работе с конвертом (двигающимися схемами) этого нет, ребенок переставил карточку, проговорил правило, и у него на парте перед собой такие же (как нужно!) схемы. Он такой же сразу хороший, как и все остальные.
 
Звуковые схемы:
 
Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20803.zip 
10. При изучении йотированных букв, мягкого и твердого (с первого и по четвертый классы) знаков я придумала и использую игру «Плюс-минус». Игра заключается в том, что проставляется над буквой знак «+», или «++», или «–» (зависит от того, сколько звуков обозначается одной буквой). При изучении йотированных букв
 я, ю, е, ё использую схемы http://www.coolreferat.com/dopb20804.zip и http://www.coolreferat.com/dopb20805.zip, четко заучиваем правила (всем известные). 
Звуковые схемы:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20806.zip 
Два звука йотированная буква обозначает: в первом случае – так как стоит в абсолютном начале слова, то есть первая в слове;
 
в третьем случае йотированная буква стоит после гласной;
 
в четвертом случае йотированная буква стоит после
 ь и ъ знаков. 
Один звук йотированная буква обозначает, когда стоит после согласной, как во втором случае.
 
При изучении
 ь и ъ знаков знакомимся с правилом: ь и ъ знаки – это только буквы, знаки, а звуков они не обозначают. Для того чтобы не забыть, не ошибиться в подсчете букв и звуков (при звуко-буквенном анализе слова), над буквами ь и ъ знаки пишем «–» (минус). 
Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20807.zip 
11. «Азбука» (с. 124–125) – дети знакомятся с прямой речью и ее оформлением, диалогом (с. 131, 139, 145 и т. д.) и его оформлением. Сами понятия трудные, сложные. На помощь приходит конверт 1 (схемы предложения).
 
Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20808.zip 
Мама говорит о дедушке: «Сам стар, а душа молодая». (С. 125.)
 
http://www.coolreferat.com/dopb20808.zip 
«Будем вместе играть», – сказал Юра. (С. 131.) 
Конечно, мы вернемся основательно к этой теме в 3–5-м классах. А сейчас в игре даются понятия (слова автора, непосредственно прямая речь) и знаки препинания. Со схемами легче проходят понимание и запоминание.
 
12. «Азбука» (с. 131) – вежливые слова. Слово
 пожалуйста, запись и оформление запятыми. 
Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20809.zip 
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Оля. 
http://www.coolreferat.com/dopb20810.zip 
1) большая буква – начало предложения;
2) большая буква – имена детей;
3) оформление прямой речи;
4) Слово
 пожалуйста в середине предложения – запятые с двух сторон. 
Эти правила ребенок видит, оформляет схемами, устно многократно проговаривает правила, а он только в первом классе, да еще не весь алфавит прошел.
Ну а почему бы еще ребят не познакомить с таким правилом: слово
 пожалуйста в начале предложения, в конце предложения, оформление на письме, ведь в устной речи дети употребляют слово пожалуйста не с первого класса, а гораздо раньше. 
Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20811.zip http://www.coolreferat.com/dopb20792.zip

 2-й класс

Во 2-м классе ввожу для звуко-буквенного анализа следующую работу.
Делаем запись: Устно проговариваем:
Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20812.zip– 2 слога, 4 буквы, 4 звука. 
Записали слово
 мама. Вижу гласную а, ставлю под гласной точку, вижу гласную а, ставлю под гласной а точку, получим 2 точки – 
2 гласные. Гласные образуют слог, значит, у нас два слога (показываю их дугами под словом). Если два слога, то должно быть ударение (знаю: ударение не ставится в слове с одним слогом и если в слове есть буква
 ё, она всегда ударная). Зову (мама), ударение ставится на первый слог ма. Буквы я вижу, считаю. Получила 4 буквы. Звуки я слышу, обозначаю «+» и «–» наличие звуков у каждой буквы. Называю букву и произношу звук: буква эм – звук [м], аR – звук [аR], эм – звук [м], а – звук [а]. 
Получила 4 плюса – 4 звука. Записываю после тире характеристику: 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
 
Например:
 
http://www.coolreferat.com/dopb20813.zip 
Проговариваю:
 
1) всю работу как со словом
 мама (см. выше); 
2) если есть различие между количеством букв и звуков, проговариваю еще и конкретное правило.
 
Например:
 
День – 4 б., 3 зв., так как ь знак звука не обозначает, букв больше, чем звуков. 
Яблоко – 6 б., 7 зв., так как йотированная буква я стоит в абсолютном начале слова – в этом случае она обозначает два звука; поэтому букв меньше, чем звуков. 
Солнце – 6 б., 5 зв., так как буква л – пишется, а звук ни [л], ни [лў] – не произносится, здесь правило непроизносимого согласного, будет букв больше, чем звуков. 

3-й класс

В 3-м классе этот вид работы (звуко-буквенный анализ слова) дополняю работой, как бы это слово я перенесла, но отрабатываю все возможные случаи. Игра «Покажи перенос» с помощью ладошек и в третьем классе проходит, дети с удовольствием показывают перенос на доске. 
Например:
 
Написано:
http://www.coolreferat.com/dopb20814.zip 
Работа проводится как со словом
 мама.
Дополнение (устно): перенос слова возможен –
 кар-тина и карти-на – и сопровождается движениями. 
1.
 Кар-тина – закрывают ладошкой кар- – первый слог, остается запись -тина – ее видно, можно перенести, и правая ладошка (ребром ладони) показывает часть этого слова для переноса вправо. 
2.
 Карти-на – закрывают ладонью карти- – часть слова, остается -на – часть, которую видно, следовательно, ее можно перенести, и правая ладонь движением вправо показывает этот перенос. А потом дети в 3-м и 4-м классах заучивают полные характеристики звуков, делают общепринятые записи. В 1-м классе вводятся три ручки (красная, зеленая, синяя) для печатания слов, где гласный звук – красный цвет, согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый: . Я использую два конверта в работе над предложением, словом, звуком, считаю, что эта вся «игра» детям в помощь. И в 3-м, и в 4-м классах у ребят нет страха по работе над буквой и звуком (в полном  звуко-буквенном анализе любого слова), работе с предложением (составь, запиши, оформи правила). Думаю, это хорошая база для работы на уроках русского языка в среднем звене. Попробуйте сами, ведь учиться, играя, интереснее и легче. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Методическая разработка. Конспект урока русского языка в начальной школе по теме "Единственное и множественное число глаголов"

В уроке используется накопительная система баллов. Каждый учащийся получает наакопительную карту, где после каждого этапа урока проставляет себе баллы за выполненную работу. По итогам урока баллы...

Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий

Лексическая работа в начальной школе  разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется  незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются  тольк...

Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....