Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Лексическая работа в начальной школе разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются только недавно вошедшие в язык иностранные слова. Однако, в русском языке существует большое количество слов, которые являясь иноязычными, адаптировались в нём и не воспринимаются таковыми ребенком. Как следствие обучающиеся не видят разницу между своим и чужим словом.
При обучении младших школьников, необходимо обращать внимание на богатство и многогранность языка. Работа с иноязычной лексикой не выстраивается учебными программами как отдельный блок, хотя она может быть интересной и разнообразной. Психологические особенности обучающихся начальных классов требуют того, чтоб задания были не однотипными. Работа с иноязычной лексикой предполагает приёмы, вызывающие интерес обучающихся и способствующие формированию познавательных УУД.
Для того, чтобы при лексической работе происходило формирование наибольшего количества познавательных УУД, приёмы работы должны быть максимально разнообразными и иметь характер, позволяющий менять направление деятельности, чтоб сама деятельность не казалась обучающимся однотипной и скучной. В публикации представлены приемы лексической работы с иноязычной лексикой, которые могут служить формированию познавательных УУД. Из представленных приёмов, некоторые наиболее эффективны для работы с ранее неизвестными обучающимся словами, другие – со словами, значение которых уже известно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проведение традиционной лексической работы на этапе актуализациии фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии
Возможным вариантом проведения лексической работы на этапе актуализации, мог бы быть приём объяснения значения слова путем замены его синонимом. К такой работе были бы представлены иноязычные слова такие как электричество, пальто, альбом, сахар, посуда, багаж, билет, аллея. Этот приём может способствовать формированию таких познавательных УУД как: осуществление анализа объектов с выделением существенных и Фрагмент урока на этапе актуализациии фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии:
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. | Словесный Наглядный | -Открываем тетради, отступаем от предыдущей работы 2 строки, записываем число, классная работа. Словарная работа. - Сейчас я буду говорить вам синонимы иноязычных слов, которые мы с вами уже изучили, а вы должны будете догадаться, о чём идёт речь, и написать задуманное слово. - свет, ток, освещение; - плащ, накидка; - дневник, блокнот, этюдник; - подсластитель; - утварь, сервиз; - груз, поклажа, кладь; - купон, талон, пропуск; - дорога, бульвар, рощица. - Проверьте свои ответы со слайдом, у кого нет ошибок, поставьте себе пятёрку, у кого одна-две ошибки – четверку, у кого 3-4 ошибки – тройку, у кого больше ошибок – учите словарные слова. -Ребята, что такое глагол? -Как изменяются глаголы? -Какие времена глаголов мы знаем? -Как определить время глагола? -Какие числа глаголов мы знаем? Итд. | Выполняют словарную работу, записывая следующие слова: электричество, пальто, альбом, сахар, посуда, багаж, билет, аллея -Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? -По временам и числам. -Настоящее, будущее и прошедшее времена. -По вопросу. -Единственное и множественное. | определять грамматические признаки глагола- форму времени, число | выявлять существенные признаки при анализе объектов(П) владеть диалогической формой речи (К) |
Как возможный вариант, на уроке русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» на этапе реализации построенного проекта, была бы проведена лексическая работа со словом резеда (лат). Обучающимся был бы предложен приём выяснения значения ранее неизученного слова с помощью справочных материалов, где они самостоятельно обратились бы к толковому словарю или словарю иностранных слов и выяснили значение. Данный приём способствует формированию таких познавательных УУД как произвольное и осознанное владение общими приемами решения задач, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.
| Словесный (беседа) | Организует закрепление, выполняя задание из учебника с. 94 упр.192. -Прочитайте задание 192, что нужно сделать? - Прочитайте задание 203 - Что нужно сделать? - Прочитайте первое предложение. - Скажите, есть ли непонятные вам слова? - У вас на столах лежат словарики иноязычных слов, откройте его и найдите значение слова «резеда» и язык, из которого оно к нам пришло. Всё верно, молодцы. - А теперь по очереди выходим к доске, записываем по предложению и проверяем. Начинаем с первого ряда, остальные работают в тетради. Организует работу с тренажером. | Читают задание 192, отвечают на вопросы, устно выполняют работу - Читают задание 203 - Списать, вставляя пропущенные буквы. - Пахнет свежестью сирени, пахнет резедой. - Резеда. Резеда, мн. нет, ж. [фр. reseda]. Однолетнее садовое растение с конусообразными, сильно пахучими цветами. || Название духов, имеющих запах этого цветка. Выполняют упражнение в тетради и у доски. Работают с тренажером. | правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени -определять в тексте глаголы с безударными личными окончаниями -находить глаголы-исключения среди других глаголов. | учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
На уроках русского языка в четвертом классе обучающиеся встречаются с иноязычным словом карниз(нем.) учителем предлагается работа с приёмом самостоятельного включения нового слова в иной контекст. Реализовать это можно следующим образом: учитель спрашивает обучающихся о лексическом значении слова карниз. После этого, даёт точное определение этого слова по словарю, и просит обучающихся, составить и записать свои предложения с данным словом в тетрадь. При реализации данного приёма могут быть сформированы такие познавательные УУД как: построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей, установление аналогии; владение рядом общих приемов решения задач.
| Словесный (беседа) | Организует закрепление - Прочитайте текст с карточек. - Выпишите себе глаголы с пропущенными буквами, вставьте мягкий знак, если требуется и аргументируйте свой выбор. - Скажите ребята, а что такое карниз? - У вас на парте лежат словарики иноязычных слов, найдите пожалуйста в них значение данного слова и язык его происхождения. - Теперь ваша задача придумать одно или два предложения со словом карниз. В этих предложениях так же должны присутствовать возвратные глаголы. - Сейчас мы послушаем предложения, которые вы записали, аргументируйте свой выбор написания –тся и –ться. -Прочитайте слова на доске. - Ваша задача записать их в тетрадь в два столбика –тся и –ться подчеркивая орфограммы. Проверяем. Какие слова вы записали в первый столбик, почему? - А во второй? | - На карнизе веселит..ся птица. Она купает…ся в солнечных лучах и дергает крыльями. Ей было достаточно легко смирит…ся с тем, что холода отступили. Выполняют в тетрадях и аргументируют выбор. Предполагают. Карниз. Немецкое — karnies. 1. Продольный выступ над окном или дверью. Придумывают контекст слову карниз, с применением возвратных глаголов. Зачитывают, аргументируют. Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся. Выписывают слова в два столбика. -тся Он хвалится Она боится Они нравятся. -ться Вращаться Качаться Прощаться. | - определять признаки возвратных глаголов; - находить возвратные глаголы в тексте; определять написание –тся и –ться в возвратных глаголах; определять написание –тся и –ться в возвратных глаголах; - находить возвратные глаголы в тексте; | учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
В основу заданий предложенных обучающимся, были положены познавательные универсальные учебные действия, например, обучающимся предлагалось узнать слово по синонимам, самостоятельное включение иноязычного слова в контекст, работа со словарями. Это позволило выявить положительную динамику не только в улучшении фактических знаний в области иноязычной лексики в русском языке, но и повышении уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Русский язык в начальной школе. Работа над безударными гласными."
Эта публикация раскрывает некоторые приёмы работы над безударными гласными, начиная с первого класса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-517069-1416038478.jpg)
Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"
Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-552002-1418746213.jpg)
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе. Обучение написанию сочинения "Хочу рассказать о родном крае"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552299-1418805150.jpg)
Из опыта работы по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Описание методов и приёмов для формирования УУД на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293301-1378737204.jpg)
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/14/picture-541590-1605373947.jpg)
Методическая разработка. Конспект урока русского языка в начальной школе по теме "Единственное и множественное число глаголов"
В уроке используется накопительная система баллов. Каждый учащийся получает наакопительную карту, где после каждого этапа урока проставляет себе баллы за выполненную работу. По итогам урока баллы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1165966-1569158043.jpg)
Методическая разработка "Правила грамматики русского языка для начальной школы"
Данная разработка является помощником для современного школьника начального звена. В разработке наглядным образом представлены темы по русскому языку. Работая с данным пособием, ребенок систематизиуре...