Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных. Урок 80. 12.01.2016 г.
Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.
Формируемые УУД:
познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: формирование положительных мотивов учения, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: поисковый, фронтальная беседа.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник.
Ход урока
- Организационный момент
- Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
- А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?
- Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.
- Актуализация знаний
- Найдите среди букв слова. Выпишите их. КЛБЕСЕДАУНАЗАДОРДБЕРЕГИСТКРОВАТЬЯЛУП
- Прочитайте слова, которые вы записали. (Беседа, назад, берег, кровать.)
- Что общего у этих слов? (Это слова с непроверяемыми гласными в корне.)
- Обозначьте орфограмму.
- Какое слово может быть лишним? Почему? (Назад - это наречие, остальные слова — имена существительные.)
- Дайте характеристику каждого слова, как части речи.
- Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если к нам их приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Вот жёлтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
- Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилагательном.)
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных.)
- Работа по теме урока
Блиц - опрос.
• Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).
• Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).
• Имя прилагательное обозначает предмет (нет).
• Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
• Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).
• Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
• Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)
• Имя прилагательное имеет постоянный род (нет).
• Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да).
• Род, число, падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).
- Повторение признаков имени прилагательного как части речи
- Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, какую неточность допустил автор. «...Но если к нам их приложить...» Имена прилагательные «прилагаются» к существительным, а не наоборот.)
- Что такое имя прилагательное ?
- Подберите к именам существительным, записанным в тетрадях, подходящие по смыслу имена прилагательные.
(Устная фронтальная работа.)
- Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 4).
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета.
- О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)
- Как он называет картину зимы? Какое прилагательное использует? (Чудная.)
- Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)
- Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- В чём отличие слов чудный и чудной?
- Знакомство с понятием краткая форма прилагательных
- Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата,
Бокаста да рогата. (Улитка.)
- Какие слова используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата.)
- Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой.
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.
- Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
- Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.
- Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное.)
- Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное».
(Текст на интерактивной доске)
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»
- Найдите в тексте краткие имена прилагательные.
- На какие вопросы они отвечают?
- Замените их полными именами прилагательными.
4. Работа по учебнику
Упр. 2 (с. 5).
- Прочитайте.
- О какой птице говорится в тексте? (О сороке.)
- Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки. (Перышки по бокам белые; голова, крылья, хвост чёрные; хвост длинный, прямой; перья на хвосте зеленоватые.)
- Какая птица по характеру? (Ловкая, подвижная.)
- А что вы знаете об этих птицах?
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
- Слова какой части речи помогли узнать птицу? (Имена прилагательные.)
- Какие слова вы подчеркнули?
(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
- Физкультминутка
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 5).
- Прочитайте задание.
- Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)
- С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-.)
- Выполните задания.
(Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)
- Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)
- Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе движется.
- Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)
- Подведение итогов урока
Что такое имя прилагательное?
Какую роль играют имена прилагательные в речи?
С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?
- Рефлексия.
Вежливый, старательный, скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный. Нежный, вежливый и мирный. Злой, сердитый и крикливый. Ленивый и драчливый. Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
- Скажите своё мнение об уроке, используя имена прилагательные.
- Домашнее задание
Упр. 4 (с. 6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка "Общие признаки имени прилагательного" 4 класс
Урок русского языка в 4А классе...
Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагатель...
Конспект урока русского языка. Тема: «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте»Цели урока: развивать умения употреблять имена прилагательные в речи; познакомить с понятием текст-описание.Планируемые результаты:Пред...
УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс
Значение и употребление имен прилагательных в речи....
Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагатель...
Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...