Употребление в речи и правописание сложных слов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
«Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких.»
Н.В. Гоголь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Умение употребления в речи и правописания сложных слов сделает детей грамотными и образованными. | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 3Б классе (УМК «Школа 2100»)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 456.
Учитель: Митрофанова Валентина Николаевна
Предмет и УМК: Русский язык. 3 класс. «Школа 2100»
Тема урока: «Употребление в речи и правописание сложных слов».
Место урока в теме: № 5
Тип урока: Закрепление знаний.
Дата: 12.11.2014г.
Технологическая карта урока
Тема урока | Употребление в речи и правописание сложных слов. | |||
Цель: | Создать условия для осознания и осмысления блока информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу. | |||
Задачи урока |
| |||
Планируемый результат обучения | Осмысление значения сложных слов в речи и их правописание. А) регулятивные УУД:
Б) познавательные УУД:
В) коммуникативные УУД:
| |||
Основная цсль урока | Умение употребления в речи и правописания сложных слов сделает детей грамотными и образованными. | |||
Основные понятия | Понятия «сложные слова». | |||
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. | |||
Форма проведения | урок с применением активных методов обучения | |||
Ресурсы: | Основные:
Дополнительные: мультимедийное оборудование, карточка-схема сложного слова, карточки-задания для групп с заданиями. Список литературы: Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-ий класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2013г http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63072/ | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности | На уроке наши глазки смотрят и всё (видят), Наши уши слушают и всё (слышат), Наша голова (думает), Мы очень активные, внимательные, любознательные и (дружные). -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? -Ребята, как думаете, все ли орфограммы русского языка вы уже знаете? (Слайд№2) «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких.» Н.В. Гоголь | Дети настраиваются на урок. Урок русского языка. Хорошее. Наверное, нет | Личностные: самоопределение Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность | |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. | -Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, в грамматическом государстве жили-были орфограммы. (Слайд№3 - 5) Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. -Вспомните полные названия орфограмм. -В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? Парные звонкие и глухие согласные. -Что такое корень слова? -Какие слова называются однокоренными? |
Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова. Все эти орфограммы встречаются в корне слова. Корень слова -это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными словами. | Личностные: что я знаю, что я могу Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) | |
3.Выявление места и причины затруднения. | (Слайд№ 6 - 7) Словарная работа 1). В...круг, в…гон, б...лет, стар..жил; 2). Пут…водитель, вод…пад, вод…воз; 3). Б…тинки, гол…лед, лед…руб, зап…д Слайд№ 8 - 9) -Что надо знать о словах с двумя корнями? -Чему будете учиться на уроке? Закрепим 1.Как образуются слова с двумя корнями. 2.Будем учиться различать, образовывать, правильно писать слова с двумя корнями Слайд№ 10) 1.Слова, у которых два корня называются (сложными) 2.Как образуются сложные слова? (Образуются сложением двух корней) 3.Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? (Соединительные гласные: о-е) Слайд№ 11 -13) Образуем слова с двумя корнями. Слайд№ 14) -Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разбиться на группы по четыре. -Вспомним правила дружной работы в группе. 1. На рисунках изображены предметы самолёт, паровоз, пароход. 2. СНЕГОПАД, СНЕГ, ПАДАЕТ ВОДА, ПАДАЕТ, ВОДОПАД МЫШЬ, ЛОВИТ, МЫШЕЛОВКА САДОВОД, САД, РАЗВОДИТ 3.Слова: носорог, мухомор, самовар. 4 Сформулируйте задание. лес колоть лёд плавать море ловить сено рубить мух косить (Слайд№15 -21) -Даны слова: стриж, грач, ворона, дрозд, сова, вертишейка. -Назовите данную группу слов одним словом. -Кто такие птицы? -Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике. -Ребята, обсудите и распределите слова на группы в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень. -Давайте, проверим, как вы выполнили задание. -Сравним, как выделили корень в словах ребята каждой группы. -Где возникло затруднение? -Мы видим, что ваши мнения разделились в обозначении корня в словах – вертишейка -Какой вопрос возникает? -Давайте вместе попытаемся узнать и ответить на наш вопрос. | Дети называют правила дружной работы: 1.Работать сообща. 2.Уметь выслушивать друг друга. 3.Слушать других не перебивая, внимательно. 4.Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого . 5.Уметь договариваться, помогать друг другу. Представитель каждой группы показывает свою работу на доске. Это птицы. Птицы – это животные, покрытые пухом и перьями, с крыльями и двумя конечностями, клювом. Дети видят расхождения в выделении корня в словах: вертишейка Предположения детей. Сколько корней в этом слове? | Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие группе. Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение. Регулятивное: совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. -Как вы думаете, ребята, почему птицу так назвали? Сообщение «Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею -вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй. -Почему птица получила такое название? -Какие слова помогли образовать название этой птицы? (Появляется запись –ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ) -Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова. -Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова. -Есть ли эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА? -Так сколько корней в этом слове? -А знаете ли вы, ребята, слова состоящие из двух корней? -Какое название вы бы дали таким словам? - -Какая тема нашего сегодняшнего урока? -Почему их так назвали : сложные? -Какую цель мы поставим перед собой по новой для нас теме? | Дети слушают информацию учителя. Сравнивают свои высказанные предположения с новой информацией. Птицу назвали так из-за своего поведения. Дети говорят, что птица умеет защитить своё потомство и делает это она мастерски. Она изображает змею. Вытягивает шею, шипит и поворачивает голову. Дети подбирают однокоренные слова: вертит, вертушка, вертлявый; Шея, шейка, шейный. Есть. Два корня в этом слове. Дети по возможности приводят слова состоящие из двух корней. Предположения детей. Сложные слова. Сложили два корня. Поближе познакомиться со сложными словами, научиться находить и выделять корни в сложных словах и самим попробовать образовывать сложные слова, включать их в свою речь. | Личностные: уметь применять полученные знания. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, знакомство с новым термином. | |
5.Закрепление с комментированием во внешней речи. | (Сайды № 15 - 21 ) Горихвостка – «ХВОСТ ГОРИТ» Черноголовка –«черная головка» -Теперь, ребята, вам самим нужно составить сложное слово- название птицы из этих двух слов- муха и ловить. Обсудите в группах. -Проверьте работу по эталону. Так ли у вас.(Выставляется карточка со словом «мухоловка») -Почему птицу так назвали? (Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. Мухоловка -ловит мух.») -Ребята, как с помощью схемы можно изобразить сложное слово? (Карточка со схемой сложного слова) Зимородок –зимой родился Дополнительно: Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название. Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож. Рыбаки называют плотвицу краснопёрками за красные плавники – перья. Нос утконоса, как у утки. Мух ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана. Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке. Гузкой в старину называли окончание позвоночника. Трясти гузкой умеют трясогузки. По поверхности пруда скользит на длинных ножках водомерка, словно расстояние по воде отмеряет. Жук – дровосек кору дерева поедает так, как будто дрова сечет. Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты. | Не подумай, будто спичка Загорелась под кустом,— Это птичка-невеличка Под кустом трясет хвостом. Перья огненного цвета Солнце ярко озарит — Сразу кажется, что это Горихвостки хвост горит. (Е. Ильин. Горихвостка.) Птица получила своё название за свой внешний вид. Дети сверяют выделенные корни в слове с эталоном. Маленькая (в длину 15 см), почти сплошь пепельно-серая птичка с черной «шапочкой» у самца, у самочки же и у молодых «шапочка» рыжевато-бурая. Водится Черноголовка по всей Европейской России, кроме Крайнего Севера, и повсюду она птица перелетная, появляется с первыми листьями на черемухе и березе и отлетает на юг с началом осени. Птица получила своё название также из-за своего поведения. Дети в группах составляют слово- мухоловка. Выделяют два корня в слове. Предположения детей. Сравнивают их с появившейся информацией на слайде. Птицу так назвали за способ питания. В мире не так уж много птиц, нуждающихся сразу в трех стихиях – водной, земной и воздушной. Зимородок – из таких. В воздухе он проводит большую часть времени. В воде добывает пищу. В земле устраивает норку и выводит потомство. Зимует у нас на юге там, где имеются не замерзающие в течение зимы речки. Так, например, на Северном Кавказе зимородки держатся круглый год. Дети показывают схему сложных слов на доске. | Личностные: уметь применять полученные знания. Регулятивные: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: Уметь структурировать знания. | |
Физминутка | (Слайд № 22) | |||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | (Слайд № 23) -А теперь предстоит вам небольшая самостоятельная работа. Упражнение 7,страница 117 Задание: списать 1 предложение, найти в нём сложное слово, выделить корни. -Проверьте, так ли вы выделили корни в этом слове. | Дети находят сложное слово- красноперка В этом слове два корня. | Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Групповая работа. Разнообразие сложных слов. Каждая группа из корней конструирует сложные слова. - Названия предметов (самовар, пылесос, мышеловка) - Название признаков предметов (темноволосый, краснощёкий, голубоглазый) - Явления природы(водопад, ледоход, снегопад, землетрясение) - Названия животных (утконос, носорог, вертишейка, землеройка) - Транспорт (самолёт, ледокол, вездеход, пароход) - Профессии (водолаз, садовод, ледоруб, пчеловод) - Названия оттенков цветов (бледно-зелёный, тёмно-вишнёвый) - Черты характера человека - Чтобы описать характер человека тоже используются сложные слова. Самолюбивый, трудолюбивый, слабовольный, тугодум, сердобольный, свободолюбивый, милосердный, добродушный, благородный, великодушный, властолюбивый. (Слайд № 25) | Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | ||
8.Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание. | -О каких словах, ребята, вы узнали на уроке? -Какие слова называются сложными? Выберите правильный ответ на слайде. (Слайд №26 -28) -Какую цель вы поставили в начале урока? -Достигли вы цели? -Как думаете, мы всё смогли узнать о сложных словах? -Какую задачу мы поставим с вами перед собой на следующий урок? -Ребята, оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради знак «зеленый кружок», кто немного сомневался «желтый кружок», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «красный кружок». -Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить новую тему? -Домашнее задание будет связано с нашей темой. Оно будет на выбор 1.упражнение из учебника ; 2.сочинить сказку о сложных словах; 3.найти названия птиц- сложные слова. -Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? -Оцените свою работу на уроке. Я хочу узнать, на сколько мудрыми вы стали. «Я уверен в своих знаниях. Я счастлив!» «У меня многое получалось, но я сомневаюсь в своих знаниях» «Мне очень трудно. Стоит подучить». Какие вы молодцы! Я разделяю с вами вашу радость. Надеюсь, что интерес к знаниям не иссякнет. -Наш урок закончен. До новых встреч. | О сложных. Нужно ещё выполнить упражнения, потренироваться в нахождении и образовании сложных слов и в выделении корней этих слов. Продолжим знакомство и работу со сложными словами на следующем уроке. Дети на полях тетради ставят соответствующий знак , оценивают свою работу. Ребята оценивают свой уровень усвоения материала. | Личностные: саморефлексия. Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание сложных слов
Конспект урока по русскому языку "Правописание сложных слов" и обеспечение к нему....
Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Интегрированный урок по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" Тема игры "Великие люди России". И...
Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...
Урок русского языка в 3 классе по теме:«Правописание сложных слов»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Форма урока: урок – викторина.Цель урока: расширять знания о составе слова.Задачи урока:1. Формировать умение...
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Употребление в речи и правописание сложных слов
Русский язык. 3 класс....
Урок русского языка .Корень слова.Правописание сложных слов.
Урок поможет создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, нах...