Употребление в речи и правописание сложных слов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Митрофанова Валентина Николаевна

 

«Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких.»

                                        Н.В. Гоголь

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект открытого урока по русскому языку  в 3Б классе  (УМК «Школа 2100»)         

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 456.

Учитель:                    Митрофанова Валентина Николаевна

Предмет и УМК:      Русский язык.  3 класс.   «Школа 2100»

Тема урока:               «Употребление в речи и правописание сложных слов».  

Место урока в теме:  № 5

Тип урока:                 Закрепление знаний.

Дата: 12.11.2014г.

Технологическая карта урока

Тема урока

Употребление в речи и правописание сложных слов.

Цель:

Создать условия для осознания и осмысления блока  информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.

Задачи урока

  • создать условия для открытия и осмысления учащимися понятия «сложные слова»
  • самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения

Планируемый результат обучения

Осмысление значения сложных слов в речи и их правописание.

А) регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Основная цсль урока

Умение употребления  в речи и правописания сложных слов сделает детей грамотными и образованными.

Основные понятия

Понятия «сложные слова».

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Форма проведения

урок с применением активных методов обучения

Ресурсы:

Основные:

  • . Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник для 3 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2013г;

Дополнительные:

мультимедийное оборудование, карточка-схема сложного слова, карточки-задания для групп с заданиями.

Список литературы:

Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-ий класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2013г

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63072/

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

    На уроке наши глазки смотрят и всё (видят),

    Наши уши слушают и всё (слышат),

    Наша голова (думает),

    Мы очень активные, внимательные, любознательные и  (дружные).

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Ребята, как думаете, все ли орфограммы русского языка вы уже знаете?

(Слайд№2)

«Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких.»

                                        Н.В. Гоголь

Дети настраиваются на урок.

Урок русского языка.

Хорошее.

Наверное, нет

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, в грамматическом государстве жили-были орфограммы.

(Слайд№3 - 5)

 Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

-Вспомните полные названия орфограмм.

-В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

Парные звонкие и глухие согласные.

-Что такое корень слова?

-Какие слова называются однокоренными?

 

Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова. Все эти орфограммы встречаются в корне слова. Корень слова -это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными словами.

Личностные: что я знаю, что я могу

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

3.Выявление места и причины затруднения.

(Слайд№ 6 - 7)

Словарная  работа

1). В...круг,  в…гон,  б...лет, стар..жил;

2). Пут…водитель,  вод…пад,  вод…воз;

3). Б…тинки, гол…лед, лед…руб,  зап…д

Слайд№ 8 - 9)

-Что  надо знать о   словах с двумя корнями?

-Чему  будете учиться на уроке?

Закрепим

1.Как образуются слова с двумя корнями.

2.Будем учиться различать, образовывать, правильно писать слова с двумя корнями

Слайд№ 10)

1.Слова, у которых два  корня

называются  (сложными)

2.Как образуются сложные слова?

(Образуются сложением двух корней)

3.Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах?

(Соединительные гласные: о-е)

Слайд№ 11 -13)

Образуем  слова с двумя корнями.

Слайд№ 14)

-Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разбиться на группы по четыре.

-Вспомним правила дружной работы в группе.

1. На рисунках изображены предметы

самолёт, паровоз, пароход.

2. СНЕГОПАД, СНЕГ, ПАДАЕТ        

ВОДА, ПАДАЕТ, ВОДОПАД          

МЫШЬ, ЛОВИТ, МЫШЕЛОВКА    

   САДОВОД, САД, РАЗВОДИТ

3.Слова: носорог, мухомор, самовар.

4 Сформулируйте задание.

лес                                колоть

лёд                                плавать

 море                             ловить

 сено                             рубить

мух                              косить

(Слайд№15 -21)

-Даны слова: стриж, грач, ворона, дрозд, сова, вертишейка.

-Назовите данную группу слов одним словом.

-Кто такие птицы?

-Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

-Ребята, обсудите и распределите слова на группы в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень.

-Давайте, проверим, как вы выполнили задание.

-Сравним, как выделили корень в словах ребята каждой группы.

-Где возникло затруднение?

-Мы видим, что ваши мнения разделились в обозначении корня в словах – вертишейка

-Какой вопрос возникает?

-Давайте вместе попытаемся узнать и ответить на наш вопрос.

Дети называют правила дружной работы:

1.Работать сообща.

2.Уметь выслушивать друг друга.

3.Слушать других не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого .

5.Уметь договариваться, помогать друг другу.

Представитель  каждой группы показывает свою работу на доске.

Это птицы.

Птицы – это животные, покрытые пухом и перьями, с крыльями и двумя конечностями, клювом.

Дети видят расхождения в выделении корня в словах: вертишейка

Предположения детей.

Сколько корней в этом слове?

Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие группе.

Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивное: совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА.

-Как вы думаете, ребята, почему птицу так назвали?

Сообщение «Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею -вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

-Почему птица получила такое название?

-Какие слова помогли образовать название этой птицы?

(Появляется запись –ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ)

-Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова.

-Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова.

-Есть ли эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА?

-Так сколько корней в этом слове?

-А знаете ли вы, ребята, слова состоящие из двух корней?

-Какое название вы бы дали таким словам?

- -Какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Почему их так назвали : сложные?

-Какую цель мы поставим перед собой по новой для нас теме?

Дети слушают информацию учителя. Сравнивают свои высказанные предположения с новой информацией.

Птицу назвали так из-за своего поведения. Дети говорят, что птица умеет защитить своё потомство и делает это она мастерски. Она изображает змею. Вытягивает шею, шипит и поворачивает голову.

Дети подбирают однокоренные слова: вертит, вертушка, вертлявый;

Шея, шейка, шейный.

Есть.

Два корня в этом слове.

Дети по возможности приводят слова состоящие из двух корней.

Предположения детей.

Сложные слова.

Сложили два корня.

Поближе познакомиться со сложными словами, научиться находить и выделять корни в сложных словах и самим попробовать образовывать сложные слова, включать их в свою речь.

Личностные: уметь применять полученные знания.

Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, знакомство с новым термином.

5.Закрепление с комментированием во внешней речи.

 (Сайды № 15 - 21 )

Горихвостка – «ХВОСТ ГОРИТ»

Черноголовка –«черная головка»

-Теперь, ребята, вам самим нужно составить сложное слово- название птицы из этих двух слов- муха и ловить. Обсудите в группах.

-Проверьте работу по эталону. Так ли у вас.(Выставляется карточка со словом «мухоловка»)

-Почему птицу так назвали?

(Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. Мухоловка -ловит  мух.»)

-Ребята, как с помощью схемы можно изобразить сложное слово?

(Карточка со схемой сложного слова)

Зимородок –зимой родился

Дополнительно: Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.

Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож.

Рыбаки называют плотвицу краснопёрками за красные плавники – перья. Нос утконоса, как у утки. Мух ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана.

Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке.

Гузкой в старину называли окончание позвоночника. Трясти гузкой умеют трясогузки. По поверхности пруда скользит на длинных ножках водомерка, словно расстояние по воде отмеряет. Жук – дровосек кору дерева поедает так, как будто дрова сечет.

Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом,—

Это птичка-невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит —

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит. (Е. Ильин. Горихвостка.)

Птица получила своё название за свой внешний вид.

Дети сверяют выделенные корни в слове с эталоном.

Маленькая (в длину 15 см), почти сплошь пепельно-серая птичка с черной «шапочкой» у самца, у самочки же и у молодых «шапочка» рыжевато-бурая. Водится Черноголовка по всей Европейской России, кроме Крайнего Севера, и повсюду она птица перелетная, появляется с первыми листьями на черемухе и березе и отлетает на юг с началом осени.

Птица получила своё название также из-за своего поведения.

Дети в группах составляют слово- мухоловка. Выделяют два корня в слове.

Предположения детей.

Сравнивают их с появившейся информацией на слайде. Птицу так назвали за способ питания.

В мире не так уж много птиц, нуждающихся сразу в трех стихиях – водной, земной и воздушной. Зимородок – из таких. В воздухе он проводит большую часть времени. В воде добывает пищу. В земле устраивает норку и выводит потомство. Зимует у нас на юге там, где имеются не замерзающие в течение зимы речки. Так, например, на Северном Кавказе зимородки держатся круглый год.

Дети показывают схему сложных слов на доске.

Личностные: уметь применять полученные знания.

Регулятивные:

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

Уметь структурировать знания.

Физминутка

(Слайд № 22)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Слайд № 23)

-А теперь предстоит вам небольшая самостоятельная работа.

 Упражнение 7,страница 117

 Задание: списать 1 предложение, найти в нём сложное слово, выделить корни.

-Проверьте, так ли вы выделили корни в этом слове.

Дети находят сложное слово- красноперка

В этом слове два корня.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Групповая работа.

  Разнообразие сложных слов.

   Каждая группа из корней конструирует сложные слова.

- Названия предметов (самовар, пылесос, мышеловка)

- Название признаков предметов (темноволосый, краснощёкий, голубоглазый)

- Явления природы(водопад, ледоход, снегопад, землетрясение)

- Названия животных (утконос, носорог, вертишейка, землеройка)

- Транспорт (самолёт, ледокол, вездеход, пароход)

- Профессии (водолаз, садовод, ледоруб, пчеловод)

- Названия оттенков цветов (бледно-зелёный, тёмно-вишнёвый)

- Черты характера человека

- Чтобы описать характер человека тоже используются сложные слова.

Самолюбивый, трудолюбивый, слабовольный, тугодум, сердобольный, свободолюбивый, милосердный, добродушный, благородный, великодушный, властолюбивый.

(Слайд № 25)

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

8.Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание.

-О каких словах, ребята, вы узнали на уроке?

-Какие слова называются сложными? Выберите правильный ответ на слайде.

(Слайд №26 -28)

-Какую цель вы поставили в начале урока?

-Достигли вы цели?

-Как думаете, мы всё смогли узнать о сложных словах?

-Какую задачу мы поставим с вами перед собой на следующий урок?

-Ребята, оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради знак «зеленый кружок», кто немного сомневался «желтый кружок», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «красный кружок».

-Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить новую тему?

-Домашнее задание будет связано с нашей темой. Оно будет на выбор

1.упражнение из учебника ;

2.сочинить сказку о сложных словах;

3.найти названия птиц- сложные слова.

-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу на уроке. Я хочу узнать, на сколько мудрыми вы стали.

 «Я уверен в своих знаниях. Я счастлив!»

«У меня многое получалось, но я сомневаюсь в своих знаниях»

«Мне очень трудно. Стоит подучить».

Какие вы молодцы! Я разделяю с вами вашу радость. Надеюсь, что интерес к знаниям не иссякнет.

-Наш урок закончен. До новых встреч.

О сложных.

Нужно ещё выполнить упражнения, потренироваться в нахождении и образовании сложных слов и в выделении корней этих слов.

Продолжим знакомство и работу со сложными словами на следующем уроке.

Дети на полях тетради ставят соответствующий знак , оценивают свою работу.

Ребята оценивают свой уровень усвоения материала.

Личностные: саморефлексия.

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные:  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание сложных слов

Конспект урока по русскому языку "Правописание сложных слов" и обеспечение к нему....

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Урок русского языка в 3 классе по теме:«Правописание сложных слов»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Форма урока: урок – викторина.Цель урока: расширять знания о составе слова.Задачи урока:1. Формировать умение...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Урок русского языка .Корень слова.Правописание сложных слов.

Урок  поможет создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, нах...