Правописание сложных слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку "Правописание сложных слов" и обеспечение к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_slozhnye_slova.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями»
3 класс
Учитель: Киселева Л.А. 265 лицей
Программа: Начальная школа XXI века (под редакцией Виноградовой Н.Ф.)
Задачи урока:
- Знакомство с понятием «сложные слова».
- Расширение опыта детей в понимании смысла и самостоятельном образовании сложных слов.
- Развитие анализа, синтеза и обобщения на языковом материале урока.
- Воспитание коммуникативных умений при работе в парах и группах постоянного состава.
- Продолжение работы с толковым словарём как источником информации.
Ход урока
1. Организационный момент. - Давайте настроимся на работу. 1 упражнение – рукотёрное, 2 – энергособирающее, 3 – теплопропускаемое. 2. Актуализация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала. (работа в четвёрках) - Прочитайте слова, записанные на доске. Предположите, какое задание можно выполнить? (фонетический анализ слова, составить предложение или словосочетание, найти лексическое значение в толковом словаре, морфемный разбор) - В 3 классе мы научились делать морфемный разбор слов. Каким алгоритмом будете пользоваться при выполнении задания? - Организуйте группу. Каждая группа возьмёт по 1 слову для морфемного разбора. Договоритесь, кто какую часть анализа будет проговаривать вслух. Проверка задания. Группа с разобранным словом выходит к доске. Каждый ученик в группе проговаривает свою часть. - Каким способом образовано слово? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным). Группа помещает слово в одну из колонок по способу образования. 3. Выявление проблемы. - Молодцы! Все слова разобрали? (нет, осталось слово «снегопад»). - Как вы думаете, почему осталось именно это слово? (такие слова ещё не анализировали). - Что можете рассказать об этом слове? (существительное, стоит в единственном числе, мужского рода, имеет нулевое окончание, неодушевлённое, нарицательное, состоит из двух корней). - Давайте выделим эти корни. - Как вы думаете, как образовалось это слово? (сложили два корня, добавили соединительную гласную). - Такой способ образования слов так и называется – сложение. - Как вы предлагаете назвать слово, состоящее из двух корней? (составное, двукорневое, сложное). - Назовите тему нашего урока. - Где можем проверить? (в учебнике). - Откроем 41 урок. В каком разделе находимся? (правописание). Чему будем учиться? (правильно писать, применять орфографические правила, узнавать новые правила орфографии и т.д.). - Прочитайте тему урока. («Учимся писать слова с двумя корнями»). - Что узнали о словах, состоящих из двух корней? (называются сложными, образованы путём сложения, могут быть соединительные гласные О и Е). 4. Первичное закрепление. - Прочитайте задание 1 упражнения. Выполните его самостоятельно. (2 ученика работают у доски). - Давайте проверим. Почему выписали именно эти слова? (состоят из двух корней). - Какие слова не выписали и почему? - Как называется буква, соединяющая две части сложного слова? (соединительная). -Какие соединительные гласные знаете? - Ребята, а вы сможете сами образовать сложные слова? Давайте попробуем. - У вас на партах лежат конверты. Из записанных слов составьте и запишите сложные слова. Не забывайте выделять корни и подчёркивать соединительную гласную.(работа в парах). - Прочитайте слова, которые у вас получились. Как можно назвать эти слова одним словом? Какие соединительные гласные использовали при образовании новых слов? Физминутка. - Отгадайте загадку: Посчитать совсем не просто Ночью в тёмном небе звёзды. Знает все наперечёт Звёзды в небе…(звездочёт) - Что можете сказать об этом слове? Давайте сами попробуем стать звездочётами. (физминутка «телескоп»). 5. Использование полученных знаний в новой ситуации. - Благодарю вас. Ребята, какое новое сложное слово услышали? (благодарю). Что оно обозначает? Где можно точно узнать лексическое значение слова? (в толковом словаре). - Давайте найдём это слово в толковом словаре. Как будем искать? Прочитайте толкование слова «благодарить». Запишите слово в тетрадь. Выделите корни. - А теперь давайте поиграем в словарный волейбол. В парах по закладкам найдите в толковых словарях сложные слова и загадайте их по лексическому значению. Отгадавшая пара загадывает своё слово. - Посмотрите, сколько сложных слов побывало у нас на уроке. Сейчас я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие. Закройте глаза. Вспомните сложные слова, с которыми познакомились на уроке. Придумайте и запишите в тетрадь 1-2 предложения, используя эти слова. - Чтение рассказов. 6. Итог урока. - С какими понятиями работали на уроке? - Как называются слова, состоящие из двух корней? - Каким способом образуются сложные слова? - Какие гласные помогают в образовании новых слов? 7.Рефлексия. - У вас на партах лежат снежинки. Красным цветом закрасьте внутри окошко, если на уроке вам было интересно работать, синим цветом окошко – если было познавательно, зелёным цветом – если вам было комфортно работать на уроке.(снежинки вывешиваются на доске) | Планирование выполнения задания. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Контроль и коррекция. Определение правильности выполнения задания на основе учёта мнения других. Целеполагание. Определение цели учебной деятельности. Соединение имеющихся знаний для построения обобщенного вывода. Планирование последовательности действий. Использование в работе дополнительной литературы. Оценка своей работы по заданным параметрам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Интегрированный урок по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" Тема игры "Великие люди России". И...
Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...
Урок русского языка в 3 классе по теме:«Правописание сложных слов»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Форма урока: урок – викторина.Цель урока: расширять знания о составе слова.Задачи урока:1. Формировать умение...
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Урок русского языка .Корень слова.Правописание сложных слов.
Урок поможет создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, нах...