Правописание сложных слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку "Правописание сложных слов" и обеспечение к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slozhnye_slova.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями»

3 класс

Учитель: Киселева Л.А. 265 лицей

Программа: Начальная школа XXI века (под редакцией Виноградовой Н.Ф.)

Задачи урока:

  1. Знакомство с понятием «сложные слова».
  2. Расширение опыта детей в понимании смысла и самостоятельном образовании сложных слов.
  3. Развитие анализа, синтеза и обобщения на языковом материале урока.
  4. Воспитание коммуникативных умений при работе в парах и группах постоянного состава.
  5. Продолжение работы с толковым словарём как источником информации.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу. 1 упражнение – рукотёрное, 2 – энергособирающее, 3 – теплопропускаемое.

2. Актуализация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала. (работа в четвёрках)

- Прочитайте слова, записанные на доске. Предположите, какое задание можно выполнить? (фонетический анализ слова, составить предложение или словосочетание, найти лексическое значение в толковом словаре, морфемный разбор)

- В 3 классе мы научились делать морфемный разбор слов. Каким алгоритмом будете пользоваться при выполнении задания?

- Организуйте группу. Каждая группа возьмёт по 1 слову для морфемного разбора. Договоритесь, кто какую часть анализа будет проговаривать вслух.

Проверка задания. Группа с разобранным словом выходит к доске. Каждый ученик в группе проговаривает свою часть.

- Каким способом образовано слово? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным).

Группа помещает слово в одну из колонок по способу образования.

3. Выявление проблемы.

- Молодцы! Все слова разобрали? (нет, осталось слово «снегопад»).

- Как вы думаете, почему осталось именно это слово? (такие слова ещё не анализировали).

- Что можете рассказать об этом слове? (существительное, стоит в единственном числе, мужского рода, имеет нулевое окончание, неодушевлённое, нарицательное, состоит из двух корней).

- Давайте выделим эти корни.

- Как вы думаете, как образовалось это слово? (сложили два корня, добавили соединительную гласную).

- Такой способ образования слов так и называется – сложение.

- Как вы предлагаете назвать слово, состоящее из двух корней? (составное, двукорневое, сложное).

- Назовите тему нашего урока.

- Где можем проверить? (в учебнике).

- Откроем 41 урок. В каком разделе находимся? (правописание). Чему будем учиться? (правильно писать, применять орфографические правила, узнавать новые правила орфографии и т.д.).

- Прочитайте тему урока. («Учимся писать слова с двумя корнями»).

- Что узнали о словах, состоящих из двух корней? (называются сложными, образованы путём сложения, могут быть соединительные гласные О и Е).

4. Первичное закрепление.

- Прочитайте задание 1 упражнения. Выполните его самостоятельно. (2 ученика работают у доски).

- Давайте проверим. Почему выписали именно эти слова? (состоят из двух корней).

- Какие слова не выписали и почему?

- Как называется буква, соединяющая две части сложного слова? (соединительная).

-Какие соединительные гласные знаете?

- Ребята, а вы сможете сами образовать сложные слова? Давайте попробуем.

- У вас на партах лежат конверты. Из записанных слов составьте и запишите сложные слова. Не забывайте выделять корни и подчёркивать соединительную гласную.(работа в парах).

- Прочитайте слова, которые у вас получились. Как можно назвать эти слова одним словом? Какие соединительные гласные использовали при образовании новых слов?

Физминутка.

- Отгадайте загадку:

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе…(звездочёт)

- Что можете сказать об этом слове? Давайте сами попробуем стать звездочётами. (физминутка «телескоп»).

5. Использование полученных знаний в новой ситуации.

- Благодарю вас. Ребята, какое новое сложное слово услышали? (благодарю). Что оно обозначает? Где можно точно узнать лексическое значение слова? (в толковом словаре).

- Давайте найдём это слово в толковом словаре. Как будем искать? Прочитайте толкование слова «благодарить». Запишите слово в тетрадь. Выделите корни.

- А теперь давайте поиграем в словарный волейбол. В парах по закладкам найдите в толковых словарях сложные слова и загадайте их по лексическому значению. Отгадавшая пара загадывает своё слово.

- Посмотрите, сколько сложных слов побывало у нас на уроке. Сейчас я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие. Закройте глаза. Вспомните сложные слова, с которыми познакомились на уроке. Придумайте и запишите в тетрадь 1-2 предложения, используя эти слова.

- Чтение рассказов.

6. Итог урока.

- С какими понятиями работали на уроке?

- Как называются слова, состоящие из двух корней?

- Каким способом образуются сложные слова?

- Какие гласные помогают в образовании новых слов?

7.Рефлексия.

- У вас на партах лежат снежинки. Красным цветом закрасьте внутри окошко, если на уроке вам было интересно работать, синим цветом окошко – если было познавательно, зелёным цветом – если вам было комфортно работать на уроке.(снежинки вывешиваются  на доске)

Планирование выполнения задания.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Контроль и коррекция. Определение правильности выполнения задания на основе учёта мнения других.

Целеполагание. Определение цели учебной деятельности.

Соединение имеющихся знаний для построения обобщенного вывода.

Планирование последовательности действий.

Использование в работе дополнительной литературы.

Оценка своей работы по заданным параметрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Урок русского языка в 3 классе по теме:«Правописание сложных слов»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Форма урока: урок – викторина.Цель урока: расширять знания о составе слова.Задачи урока:1. Формировать умение...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Урок русского языка .Корень слова.Правописание сложных слов.

Урок  поможет создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, нах...